Лекция 1 Предмет и задачи философии права.

КУРС ЛЕКЦИЙ

МОСКВА 2007

УДК 1(075.8)

ББК 67.00

Автор-составитель –доцент кафедры «Государственно-правовые дисциплины» МИЭМП, В.С. Юрчук

Рецензенты:доктор философских наук, профессор – Г.Л. Бузук,

кандидат юридических наук, профессор – Н.И. Дорохов

Под общей редакцией – зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин МИЭМП, профессора – Н.И. Дорохова

Юрчук В.С.

Философия права:Курс лекций / Сост. В.С. Юрчук. – М.: МИЭМП, 2007 – 140 с.

В курсе лекций по «Философии права» рассматриваются основные проблемы учебной дисциплины: содержание, назначение и историческое развитие философии права, а также ее разделы: философско-правовая онтология, философско-правовая аксиология, философско-правовая гносеология, философско-правовая праксиология. В конце каждой лекции дается список литературы и контрольные вопросы темы.

Курс лекций предназначен для студентов, аспирантов юридического факультета, а также для тех, кто интересуется философско-правовой проблематикой.

УДК 1(075.8)

ББК 67.00

© Юрчук В.С., 2007

© Московский институт экономики, менеджмента и права, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................4

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ...............................................................................................................6

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА................................................6

ЛЕКЦИЯ 2. ФОЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ...............................................................................................18

ЛЕКЦИЯ 3. ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XV – XVIII СТОЛЕТИЯХ..............................................................................................39

ЛЕКЦИЯ 4. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА XIX – XX СТОЛЕТИЙ................................................56

ЛЕКЦИЯ 5. ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ........................................66

ЛЕКЦИЯ 6. ПРАВОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ЕЕ СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.....73

ЛЕКЦИЯ 7. ПРАВО И ЗАКОН: ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ...........81

ЛЕКЦИЯ 8. ПРАВО И ВЛАСТЬ. ПРАВО И ПРАВОПОРЯДОК. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА............................................................................................................87

ЛЕКЦИЯ 9. КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕГО БЛАГА И ЕГО ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ............................................................................................................95

ЛЕКЦИЯ 10. ПРАВО КАК СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ......................................101

ЛЕКЦИЯ 11. ПРАВО КАК РАВЕНСТВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ....................................109

ЛЕКЦИЯ 12. ГНОСЕОЛОГИЯ ПРАВА. СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ПРАВОВОГО ПОЗНАНИЯ.........................................................................................................115

ЛЕКЦИЯ 13. ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ БЫТИЯ ПРАВОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ.....................................................................................................123

ЛЕКЦИЯ 14. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА..............................................128

ЛЕКЦИЯ 15. ГЕРМЕНЕВТИКА И ТОЛКОВАНИЕ ЗАКОНОВ.........................................134

ВВЕДЕНИЕ

Философия права имеет давние и богатые традиции. И это несмотря на то, что она несколько десятков лет не изучалась на юридических и философских факультетах нашей страны в качестве самостоятельной академической дисциплины. Все это нанесло большой ущерб развитию этой дисциплины.

В последние годы философия права возрождается в нашей стране и занимает все более значимое место в системе отечественного юридического образования. Появляются труды по философии права, учебники и учебные пособия.1 Также приходит осознание того, что философия права является не только основой культуры правового мышления, но и действенным средством преодоления юридического догматизма и позитивизма, методологической базой познания права, всех отраслей юридической науки.2Но, несмотря на такую актуальность, по этой дисциплине ощущается нехватка учебной литературы.

Данный курс лекций призван восполнить этот пробел и помочь студентам в изучении философии права.

В курсе лекций рассматривается история становления философско-правовой мысли, ее основные этапы. Значительная часть лекций посвящена основным проблемам философии права: правовой онтологии, правовой гносеологии, правовой гносеологии.

Здесь, прежде всего, рассматривается методологическое и мировоззренческое обоснование различных правовых ориентаций.

В конце каждой лекции даны контрольные вопросы, а также список литературы по данной теме.

К лекции прилагается глоссарий, который является довольно обширным и охватывает почти все философско-правовые термины, используемые в данном курсе лекций. Все это будет содействовать более глубокому овладению студентами философско-правовыми знаниями как в ходе практических занятий, так и во время самостоятельной работы.

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

Лекция 1 Предмет и задачи философии права.

Вопросы: 1. Философия права в системе философии и юриспруденции.

Типология философских концепций права.

Структура философии права.

К основным компонентам философии права как научной дисциплины относятся:

1) онтология права как учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности; как учение о праве, правовых нормах, юридических законах, правосознании, правоотношениях, правовой культуре и других феноменах правовой реальности;

2) антропология права, в которой рассматриваются антропологические основы права, понятие «правовой человек», права человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и т.д.;

3) гносеология права как учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности; о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве;

4) аксиология права как учение о смысле права как ценности; о соотношении утилитарного и неутилитарного, научного и идеологического в праве; о праве как справедливости и общем благе;

5) в структуре философии права можно выделить и прикладной разделили философско-правовую праксиологию как учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности.

Основной вопрос философии права.Как уже отмечалось, философию права как самостоятельную исследовательскую дисциплину конституирует (т. е устанавливает, определяет) её основной вопрос, от решения которого зависит решение всех других её вопросов. Этим основным вопросом философии права, как и всей правовой науки, является вопрос: что есть право? Это значит: какие сущностные формы, какие онтологические структуры, какие основные законы бытия мы называем правом? От ответа на этот вопрос зависит решение многих других важнейших правовых проблем.

Вопрос: « что такое право?» выглядит как вопрос о смысле права, т. е для философии права он является основным, ибо от ответа на него непосредственно зависит решение всех других важнейших правовых проблем, в том числе и в сфере правотворчества и правоприменения. Этот вопрос является философским, поскольку соотносит право с человеческим бытием.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем заключается особенность стихийной философско-правовой мысли?
  2. Раскройте благородные истины в учении буддизма.
  3. В чем суть древнекитайских философско-правовых принципов жень, ли, вэнь, фа у Конфуция?
  4. В чем сущность взглядов на проблемы права у Сократа?
  5. Как определял Платон понятия «закон», «справедливость», «государство», «человек»?
  6. Как понимал Аристотель понятия «справедливость», «равенство», «закон», «свободу»?
  7. Раскройте сущность правовых концепций Августина Блаженного и Фомы Аквинского?
  8. Как понимал право и закон Фома Аквинский?

Рекомендуемая литература

Августин Блаженный. Исповедь. – М.: 1991.

Алексеев С.С. Философия права. – М.: 1998.

Аристотель. Политика // Соч.: В 4-х т. – М.: 1984. Т. 4.

Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М: 1995.

Конфуций. Беседы и суждения. – СПб.: 1999.

Лукьянов А.Е. Начало, древнекитайской философии. – М.: 1994.

Материалисты Древней Греции. – М.: 1955.

Моисеев С.В. Философия права. – Новосибирск: 2004.

Нерсесянс В.С. Философия права. – М.: 2003.

Овидий. Метаморфозы. – М.: 1997.

Платон. Диалоги. – М.: 1986.

Тихонравов Ю.В. Основы философии права. – М.: 1997.

Философия права. Учебник / Под ред. О.Г. Данильяна. – М.: 2005.

Фома Аквинский. Выдержки из работ // Антология мировой философии. – М.: 1969. Т. 1.

Философия права XX века.

Философия права XX века

Этот период в истории философии права преимущественно представлен западноевропейской философско-правовой мыслью.

Философия права развивалась в русле основных философских парадигм того времени – неопозитивизма, неокантианства, экзистенциализма, неогегельянства, феноменологии, философии психоанализа и др.

Правовой позитивизм в значительной степени получает подпитку со стороны общефилософского позитивизма. Это выражается в том, что в общефилософском позитивизме правовой позитивизм получил мировоззренческо-методологическое обоснование.

Проявляется это, прежде всего, в попытках применить тезис О. Конта «каждая наука сама себе философия» к юриспруденции. Отсюда стремление подменить философию права общей теорией права. Исходя, из этого некоторые общие юридические концепции называются философией права, а философско-правовые идеи необоснованно включаются в предмет юриспруденции. С позитивистских позиций исследовали правовую реальность юристы В. Кубеш, К. Бринкман, Г. Хенкель, Г. Харт, Г. Кельзен.

Так, Ганс Кельзен (1881- 1973) рассматривал философию права как нормативную науку, описывающую и исследующую право как совокупность норм, регулирующих и определяющих поведение. Право устанавливает принудительный порядок, поддерживаемый государственной властью1.

В своей «чистой теории права» Г. Кельзен стремится рассмотреть универсальные моменты права (позитивного права), исключив из него случайные, и такие исторические элементы, как идеалы справедливости или социальные условия. В значительной мере Г. Кельзен определяет природу права с помощью разграничения мира сущего и мира должного. По его мнению, природа права относится исключительно к миру должного2.

Г. Харт (1907-1993) определяет право через понятие «признание» как идею согласия большинства. Право он связывает не с обязанностью или абсолютной необходимостью, а со свободным волеизъявлением. Г. Харт предлагает такую точку зрения на правовую реальность, которая связана, прежде всего, с правилами «признания» или легитимации власти. Хартпровозгласил, что он отказывается от точки зрения, согласно которой основанием правовой системы является привычка подчиняться юридически неограниченному суверену и заменяет её концепцией высшего правила признания, которая придает системе правил критерий действительности.

Г. Харт определяет право как союз первичных правил исполнения обязанностей и вторичных правил признания, изменений и правосудия.

В двадцатом веке появились и другие концепции, которые осмысливали правовую реальность с других, антипозитивистских, концепций.

Одной из важнейших концепций естественного права, возникшей в контексте мировой философии права XX столетия – неокантианское правопонимание.

Крупными теоретиками неокантианства, оказавшими влияние на развитие философско-правовой мысли, были Р. Штаммлер, Г. Радбрух, К. Кюль, А. Оллеро, О. Хеффе.

Так, немецкий юрист Рудольф Штаммлер (1856-1938) доказывал первичность права по отношению к реальности как должного по отношению к сущему. У Штаммлера вся человеческая жизнь конструируется с помощью права, понимаемого как априорное знание, а развитие общества осуществляется в результате частичных изменений права. Для него не юридические формы сообразуются с социальной жизнью, а наоборот, социальная жизнь «подстраивается» под юридическую форму.

Развернутые представления о праве на основе идей Канта Штаммлер излагает в работах «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории», «Учение о правильном праве», «Теория юриспруденции»

В трудах Г. Радбруха (1878-1949) « Введение в науку права» и «Философия права» утверждается, что право может быть понято только исходя из априорной идеи – некоего идеала, определяющего цели человека.

Именно она определяет цель права. Априорная идея права в своем внутреннем содержании синтезирует три основных элемента ценностного характера: справедливость, определенность цели и правовую стабильность.

Антипозитивистскую направленность имела и другая философско-правовая концепция – неогегельянство. У его истоков стояли английские философы Фрэнсш Герберт Брэдли и Робин Джордж Коллингвуд, американец ДжосайяРойс, итальянцы БенедеттоКроче и Джованни Джентиле.

В частности, плодотворно и тщательно исследовал правовые идеи Г. Гегеля Б. Кроче (1866-1952).Он назвал свою правовую концепцию «религией свободы». По его утверждению, свобода – высший закон человеческой истории и бытия.

Б. Кроче доказывал независимость свободы от любых реальных условий. Для него свобода личности – это выражение свободы духа. Поэтому государство не может быть тоталитарным, оно призвано реализовать свободу как высший закон человеческого бытия.

Дж. Джентиле (1875-1944) утверждал, что подлинная свобода возможна лишь в тоталитарном государстве, которая якобы наиболее полно реализует нравственный категорический императив. Понятно, что многие философско-правовые идеи Дж. Джентиле были с одобрением восприняты итальянскими и немецкими фашистами.

Идея «расового права», «народной правовой мысли», «гражданина рейха» разрабатывал немецкий правовед К. Ларенц (1910-1949). Он утверждал, что только в условиях нацистской Германии стала понятна «нравственная тотальность» гегелевского учения о государстве и праве. В идее рейха уничтожена противоположность между народом и государством, ибо фашистское государство не только «аппарат», но и «жизненная форма». Более того, он создал иерархию правоспособности населения в зависимости от «чистоты крови» - от полноправного гражданина рейха, «истинного арийца», до бесправного «расового врага».

В XX веке происходит гуманизация философии права. Свое развитие она получила в экзистенциализме. С философией Мартина Хайдеггера (1889-1976), Карла Ясперса (1883-1969), Жана Поля Сартра (1905-1980) связано появление философско-правовой концепции, именуемой экзистенциальное право. Суть её заключается в обосновании того, что человек в критических, пограничных ситуациях не только оказывается перед выбором варианта поведения, но и принимает жизненно значимое, кардинальное решение (так называемое экзистенциальное право в данной ситуации). Звеном, связывающим сознание человека и ситуацию, по мнению Ж.П. Сартра, является восприятие, постигающее смысл конкретного явления. Причем смысл этому явлению придает не только ситуация, но и внешний мир. Благодаря постижению смысла внешняя реальность субъективизируется человеком.

На философию права, как и на многие другие теории, большое внимание оказала философия психоанализаЗигмунда Фрейда (1856-1939). Как известно, его учение основано на идее доминирующей роли в человеческой жизни бессознательного, прежде всего, бессознательных импульсов сексуального характера. Сублимация сексуальной энергии лежит, согласно Фрейду, в основе социокультурной деятельности человека. Среди социобразующих факторов первостепенное место занимает право, которое позволяет формировать механизмы экономического, политического и духовного господства и подавления. Что способствует возникновению не только неврозов, но и асоциального поведения, преступлений.

Мишель Фуко (1926-1984), интерпретировал философско-правовые вопросы, исходя из теории психоанализа и структурализма.

Философско-правовой структуралистский неофрейдизм Фуко со всей очевидностью проявился в его исследовании проблемы «права на жизнь и на смерть», изложенном в книге «Воля к истине». В частности, он подметил, что , согласно римскому праву, отец распоряжался жизнью своих детей по принципу: «я дал детям жизнь, я всегда в праве ее у них отнять», позднее это право модифицируется, переходя, так сказать, в компетенцию суверена. Право суверена, называемое М. Фуко «асимметричным», мыслится как безусловное, абсолютное, но осуществляемое лишь в случае возникновения угрозы.

Смертную казнь Фуко характеризует как «предел, позор и противоречие» для власти. Нормальное общество, по его мнению, все же апеллирует, прежде всего, к жизни, а не к смерти.

Философия права, зародившись как философское осмысление правовых аспектов жизнедеятельности общества, в XX веке стала самостоятельной научной дисциплиной. Ведущей для философии права XX столетия является концепция справедливости, отличающаяся очень сложной идейно-философской структурой. В ней переплетены идеи неокантианства, естественно-правовые идеи прошлого и современности, этика ценностей, позитивистские идеи, идеи экзистенциализма, либерально-демократические идеи и др. Справедливость постулируется в качестве главной правовой ценности и высшего принципа человеческого бытия.

Контрольные вопросы.

  1. Чем объяснить феномен возрождения идей естественного права современной философско-правовой мысли?
  2. Назовите основные философские парадигмы, в рамках которых шло развитие философии права в XX веке.
  3. В чем смысл философско-правовых идей неокантианства?
  4. Раскройте основные философско-правовые идеи позитивизма.
  5. Дайте характеристику экзистенциальному праву.
  6. Каково значение теории психоанализа для развития философии права XX века?

Рекомендованная литература.

  • Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: 1994.
  • Марсель Г. Быть и иметь. - М.: 1994.
  • Поппер К. Открытое общество и его враги// Соч.: В 2-х т. - М.: 1992.
  • Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. - М.: 1995.
  • Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. - М.: 1971.
  • Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. - М.: 1996.
  • Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. - М.: 1996.
  • Фуко М. Слова и вещи. - СПб.: 1994.
  • Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. - М.: 1988.
  • Чистое учение о праве Ганса Кельзена. - М.: ИНИОН АН СССР, 1987-1988. Вып. 1.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Бердяев Н. А. Русская идея. - М.: 1990.

Бердяев Н. А. Философия неравенства. - М.: 1990.

Бердяев Н. А. Назначение человека. - М.: 1993.

Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. - М.: 1995.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М.: 1991.

Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. - М.: 1952.

Илларион. Слово о Законе и Благодати // Русская идея. - М.: 1992.

Ильин И. А. О правосознании // Путь к очевидности. - М.: 1993.

Кавелин К. Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. - М.: 1989.

Кистяковский Б. А. В защиту права // Вехи. Из глубины. – М.: 1991.

Мудрое слово Древней Руси. - М.: 1989.

Русская философия второй половины XVIII века. Хрестоматия. - Свердловск: 1990.

Соловьев В. С. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. - Л.: 1990.

Соловьев В. С. Оправдание добра. Соч. в 2-х т. – Т.1. – М.: 1998.

Соотношение права и закона.

Соотношение права и закона.

Существуют различные точки зрения на соотношение права и закона.

Одна из них сводится к тождественности права и закона; основной аргумент её сторонников: право обретает жизнь, лишь становясь законом, следовательно, вне закона право быть, не может.

Другая заключается в утверждении, что право нельзя сводить лишь к нормам, так как оно включает в себя и естественное право не обязательно фиксируемое в законах.

Третья точка зрения настаивает на том, что, поскольку право – этопродукт общества, а закон – продукт государства, право не бывает неправым, тогда как закон может быть и правым, и неправым, завися прежде всего от государственной власти.

Разграничение права и закона имеет глубокий гуманистический смысл, ибо позволяет констатировать, что право как содержание закона выступает критерием его качества. Благодаря праву мы имеем возможность отличать законы правовые от неправовых, справедливые от несправедливых, гуманные от антигуманных.

Основой и источником юридического закона служит право. И именно поэтому действие закона носит всеобщий характер, распространяется на каждого.

Право выступает «духом» закона, его глубинной сущностью. Именно право, посредством закона, содействует установлению и охране правопорядка. Ещё И.А Ильин отмечал, что через правопорядок осуществляется «взаимное духовное признание» права и закона1

Исторический опыт человечества подтверждает: действенность закона покоится на авторитете права, а авторитет права – на действующем законе.

Право реализуется через юридические законы и государственную власть. Так, например, основные принципы правового государства – «господство закона во всех сферах общественной жизни» и « связанность законом самого государства и его органов» означают, что есть государство, которое санкционируется правом, а также есть право, которое существует только в законах, носящих, в свою очередь, правовой характер. Государство через государственную власть, которая носит публично – правовой характер, с помощью юридических законов создаёт правовые условия для своих граждан; обеспечивает правопорядок в обществе.

От расстановки дозволенности и запретов решающим образом зависит строй, характер, интенсивность правового регулирования. Без изменения в этой области невозможно построить правовое государство, где будет соединена сила права с силой закона.

Контрольные вопросы.

  1. Раскройте естественно – правовой подход к пониманию права.
  2. Раскройте позитивистский подход к пониманию права.
  3. Назовите основные различия между естественным и позитивным правом.
  4. Раскройте соотношение права и закона.
  5. Как реализуется право в государстве?

Рекомендованная литература.

Ильин И. А. О сущности правосознания // Соч.: В 10 т. - М.: 1994. Т. 4.

Ильин И. А. Понятие права и силы. Там же. - М.: 1993. Т. 1.

Конституция Российской Федерации. - М.: 1994.

Кудрявцев В.Н О правопонимании и законности // Государство и право. 1994 №3.

Нерсесянц В.С. Право и закон: их различие и соотношение // Вопросы философии. 1988. №5.

Философия права: Учебник. / Под реакцией О. Г. Данильяна - М.: 2005. С. 211-230.

Вопросы: 1. Право и власть

Право и правопорядок.

Правовая культура.

Право и власть.

Взаимосвязь права и власти опосредуется волей. Человечество постоянно обращалось к проблеме воли. Начиная с Аристотеля и заканчивая Ф. Ницше понятие воли было в центре внимания философских, этических, правовых исследований1. Власть - это бытие воли. Она, власть, способна оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей при помощи таких средств, как воля, право, насилие.

Власть и воля неразрывно взаимосвязаны.

С одной стороны, воля лежит в фундаменте власти как особого типа поведения субъектов, основанном на приказании, давлении; она определяет способность власти подчинять себе, мобилизовать ресурсы общества для достижения поставленных властвующим субъектом целей, принимать решения, улаживать конфликтные ситуации; иными словами, воля – это основания власти как насилия, подавления свободы и независимости социальных субъектов.

С другой стороны, власть есть воление, реализующееся через законы государства, приказы, указы, постановления и сопровождающееся угрозой санкцией в случае неповиновения; она проявляется, как способность воли подчинить того, над кем осуществляется власть. Власть возводит свою волю в закон и тем самым утверждает себя. Волеизъявление власти всегда носит групповой, классовый или клановый характер и не совпадает с волеизъявлением населения. Для того чтобы реализовать волеизъявление большинства (но не всего!) населения необходим закон.

Закон – это единственное выражение и закрепление потребностей и интересов общества, превращение воли всего народа в общеобязательный регулятор общественных отношений и возведение её в ранг правил, распространяющихся на все субъекты жизнедеятельности общества.Закон реализуется через власть.

Власть- это воля, осуществляемая в нормах, правилах, запретах, предписаниях. Через закон она устанавливает права и обязанности субъектов общественных отношений, формирует и поддерживает определенный правопорядок, гарантирует защищенность граждан общества от нарушения свобод и других законных прав.

Принуждение – одно из свойств любой власти, но только государственная власть обладает монополией на принуждение с помощью права и аппарата принуждения.

Насилие – подавление воли одного субъекта другим вопреки желанию первого. Правом на принуждение и насилие обладает государственная власть, это одна из функций государства.

Для реализации этой функции власть может использовать как средства убеждения, так и принуждения. Если не приносят должного эффекта средства убеждения, то государство для наведения общественного порядка применяет средства правового принуждения.

Принуждение может принимать различные формы. Основными среди них являются психическое и физическое принуждение. Первое из них несёт в себе угрозу применения силы и исполнения наказания и имеет по существу предупредительный характер. Второе – действует уже как непосредственное применение физической силы, налагающее на человека те или иные ограничения в волеизъявлении, передвижении, свободе выбора местонахождения и т.д. Физическое принуждение опирается на такие специфические орудия и средства власти, как судебное, административное, политическое преследование, а также вооруженную организацию государства (вооруженные силы, полицию, внутренние войска, национальную гвардию, тюремные и исправительные учреждения и т.д.)

Соотношение власти и права является ключевой проблемой в философии права. Право и власть находятся в противоречивом единстве.

С одной стороны, «право не может существовать без власти», т.к. только государственная власть по своей природе способна обеспечить строгую и своевременную реализацию правовых норм и принципов посредством своих правоохранительных учреждений и институтов. С другой стороны, «власть является антиподом права», т.е враждебна ему.

Истоки этой враждебности власти праву кроются в глубокой противоречивости власти, в том, что, являясь необходимым и конструктивным элементом организации жизни людей, управления обществом, власть в то же время обладает такими имманентными качествами, которые в процессе утверждения и упрочения власти могут превращать её в самодовлеющую, авторитарную силу. Эта властная сила способна ущемлять право, превращать её в «служанку» власти, фактически создавая тем самым «неправовую» реальность.

2. Право и правопорядок.

Правопорядок является непременным атрибутом государства.

Проблема порядка всегда стояла в центре внимания философско-правовой мысли. Хаос, порядок и беспорядок рассматривались как отношения, связи. Порядок предполагает наличие устойчивых и необходимых связей, образующих устойчивые системы. Беспорядок – это нарушение, изменение отдельных связей системы. А хаос – полное исчезновение устойчивых и необходимых связей, разрушение системы, её дезорганизация.

Государство призвано для того, чтобы создать условия для устойчивости социальной системы, ликвидации беспорядка, формирования лучшего порядка.

Еще И.А. Ильин отмечал «…порядок жизни, признанный лучшим, признается лучшим не только для кого-нибудь отдельного, единичного человека, но и для всех людей, обладающих особыми предупредительными свойствами, например для ученых, для рабочих, для правительственных чиновников и т.д.»1

Порядок является человеку как объективно существующее, устойчивое, повторяющееся отношение. В обществе порядок поддерживается при помощи норм, обычаев, традиций.

Норма-правило, обеспечивающее определённый стандарт поведения, имеющий статус ценности в данном сообществе.

Норма поддерживается определенными санкциями – поощрениями или наказаниями. В зависимости от сферы функционирования выделяют социальные, моральные и правовые нормы.

Социальные нормы правила мирного сожительства и сотрудничества, общественный порядок. Моральные нормы – регулируют поведение людей с позиций «добра» и «зла».

Правовые нормы регулируют поведение людей с позиций «законного» и «незаконного», это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой.

Существуют также нормы этикета, т.е конкретные правила поведения в определенной ситуации: за столом, в театре, в гостях и т.п.

Все многообразие норм служит основной порядка и правопорядка в обществе, пронизывает все общественные отношения.

На определенном этапе развития человеческого общества социальные, моральные и правовые нормы проявили себя в обычаях. Так, например, в Европе обычай был основным источником права вплоть до XVI века.

Обычай –это, с одной стороны, общественные отношения, подразумевающие соблюдение правил, а с другой – исторически сложившаяся, закрепленная в общественном сознании и распространенная в обществе форма действий людей, повторяющаяся в сходных обстоятельствах. В обычае должное и сущее совпадают; а социальные, моральные и правовые нормы функционируют в единстве.

Обычай регулируют повседневную реальность общества, т.е производственные отношения, взаимоотношения между людьми, правила духовной жизни.

Со времен появляется и такая норма обычая, как справедливость, понимаемая как равноправие, восстановление нарушенного равновесия (например, «око» за «око») или равенство в распределений.

На определенной ступени развития общества появляется правовой обычай.

Правовой обычай –исторически сложившиеся в определенном обществе (или местности) правило поведения, которое взято под охрану государством и обеспеченно силой его принуждения.

Обычаи, закрепленные законами государства в качестве правовых норм, становятся обычным правом. Его примерами служат «Законны двенадцати таблиц», «Русская правда», «Салическая правда».

Важное значение в поддержании социального порядка принадлежит традиции, ибо общество формируется не только живущими сейчас людьми, но и наследием предыдущих поколений.

Традиция - это сохранение определенных материальных и духовных ценностей, а также передача многих жизненно важных норм, упорядочивающих общественную жизнь.

Сами традиции носят противоречивый характер. Они могут играть как прогрессивную роль, так и регрессивную, т.е быть тормозом прогрессивного развития, вести к беспорядку.

Общественные отношения регулируются, правом и важным моментом, характеризующим, эту регуляцию является правопорядок.

Правопорядок - основная на праве такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников.

Состояние правопорядка, т.е доминирующий способ его бытия, зависит от характера динамического равновесия между взаимодействующими социальными субъектами. Собственно, существование правопорядка и вызвано необходимостью поддержания определенного равновесия между ними, а именно:

  • Воспрепятствование стихийно возникающих отклонениям от правовых норм в поведении социальных субъектов;
  • Своевременного исправления самих правовых норм;
  • Предвидения и оптимального разрешения социальных конфликтов (классовых, этнических, межгосударственных, семейных, возрастных и др.)
  • Правопорядок – этот организация общественной жизни, направленная на гармонизацию, согласованность общественных отношений. Правопорядок – это властные отношения, социальное действие права, где государство стремится обеспечить свои интересы.
  • Общество стремится поддерживать социальный порядок и правопорядок как его элемент. Неукоснительное следование закону в повседневной реальности – один из путей достижения порядка в обществе.

О правовом сознании, правовом менталитете невозможно адекватно судить, не выяснив, что такое правовая культура.

Правовая культура.

Правовая культура представляет собой сложную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов и компонентов, качественные характеристики которых не совпадают с качественными характеристиками всей системы. Это сложный комплекс явлений общественной жизни, включающий правовые нормы, принципы, правосознания, правоотношения, правовое поведение в процессе реализации жизненных установок.

Под правовой культурой понимается совокупность знаний, ценностей и установок личности относительно прав и возможностей их практического осуществления реализуемых в процессе взаимодействия субъектов правовых отношений.

В структуре правовой культуры выделяют два уровня:

Во-первых, уровень общественных и правовых институтов как некоторых объективных структур, образующих правовое пространство жизнедеятельности людей и создающих условия для реализации их прав.

Во-вторых, уровень индивидуального, группового, общественного правосознания и поведения, присущих социуму.

Состояние правовой системы – важнейшая предпосылка и условие формирования и функционирования правовой культуры.

Носителем правовой культуры выступает человек, группа, общество (народ). Правовая культура личности и правовая культура народа – явления взаимообусловленные, ибо главным в содержании правосознания народа является отражение и выражение подлинно человеческого, духовного.

Духовность, глубинное и неотъемлемое качество культуры, выражается во всех формах общественного сознания, в том числе и в правосознании, как на личностном, так и на групповом (общественном) уровне. Это качество охватывает все ценности человечества и человека – истину, добро, красоту, свободу, справедливость, ответственность, долг и др. Именно на его основе и формируется, по убеждению И. Ильина понятие Родина как «духовное единство народа» и государство как «духовное объединение людей».

Правовая культура всегда опирается на государство. И если государство самоустраняется и не создает условий для формирования правовой культуры, то люди сталкиваются с множеством препятствий, ограничивающих их права, возможности, равноправие.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое властный потенциал и какова его связь с правом?
  2. Каков механизм связи власти и права?
  3. Что такое «порядок» как объективное явление?
  4. Какую роль играют нормы в установлении правопорядка?
  5. Как связаны с порядком обычаи, нравы, традиции?
  6. Что такое культура?
  7. Каково место правовой культуры в системе культуры?
  8. Раскройте сущность правовой культуры и её структуру?

Рекомендуемая литература:

  • Бутенко А.П. Общественный прогресс и его критерии. М., 1980.
  • Вала Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.
  • Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 199.
  • Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве // Соч.: В 10 т. Т.4 М.,1994.
  • Лукашева Е.А. Права человека и культура. М., 1979.
  • Ницше Ф. Воля к власти. Харьков, 2004.
  • Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  • Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
  • Швейцер А. Культура и этика. М.,1991.
  • Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1992.

Право как общее благо.

Право является одной из важнейших общечеловеческих ценностей.

Наука о ц<

Наши рекомендации