Метод 1. НПС (Напиши, Потом Скажи).

Тренинги

«Подготовить отличный коллектив – это реально»

Техника вовлечения всех участников группы

в активное участие в обсуждении

М. Брендвайн

Можете ли вы себе представить хоть на мгновение что руководитель кружка «Керамика», обращаясь к ребенку, говорит:

«Итак, приветствую вас в нашем кружке. Сегодня мы с вами будем работать с глиной. Мне нужно два-три желающих. Кто хочет попробовать? Отлично, вы трое будете лепить фигурки, а остальные будут смотреть».

Или: на спортивной площадке инструктор предлагает двум ребятам показать, как вести мяч в баскетболе, при этом остальные должны сидеть на скамейке и наблюдать.

Что вы знаете о методах «вовлечения всех в активное участие»?

Нормально ли допускать вышеизложенные ситуации в лагере?

Конечно, нет. Поэтому, проводя учебу, игры, тренинги для вожатых и сотрудников в начале сезона, мы стремимся к активному вовлечению в дискуссии всех участников. От этого повышается эффективность учебы.

Проблема большинства совещаний и дискуссий в том, что число активных участников очень невелико. Чаще всего работают семь-восемь человек, а остальные просто слушают, а может даже, и не слушают. Однажды я задал себе вопрос: «Что бы я сделал, если бы столкнулся с подобной ситуацией в отряде с детьми? Что если только несколько человек постоянно активны, а другие отсиживаются в стороне»?

Поэтому я решил взяться за работу и продумать способы «активизации всех», т. е. привлечения всей группы к активной работе. Родились девять методов, которые можно назвать «активизаторами».

Метод 1. НПС (Напиши, Потом Скажи).

Я использую «НПС» когда, например, задаю вопрос и хочу, чтобы у каждого был ответ: «Давайте на минуту задумаемся, какие мысли и чувства могут возникнуть у ребенка, когда он едет в лагерь? Здесь не может быть правильного или неправильного ответа. Мы стараемся предугадать, что у ребенка на уме. Возьмите листок бумаги, набросайте возможные варианты. Даю вам минуту».

Совет ведущему: Прежде чем участники начнут работать самостоятельно, приведите хотя бы один пример ответа. Например, ребенок едет в лагерь и думает, хорошие ли будут вожатые в его отряде?

Начинается работа. Вожатые и другие участники ставят себя на место детей это то, что нам нужно. Кроме того, письменное изложение своих мыслей поможет им вспомнить их позже, по ходу работы.

Итак, участники изложили на бумаге свои мысли и готовы к обсуждению. Когда ведущий просит высказаться, желающих очень много. Даже те, кто отмалчивался ранее, здесь проявляют инициативу. Почему?

Метод НПС дает возможность продумать, что можно сказать в ответ на поставленный вопрос до начала обсуждения. Поэтому когда вы попросите участников высказаться, желающих будет гораздо больше, потому что они уже продумали ответ.

Некоторые люди достаточно быстро ориентируются в ситуации и могут ответить на вопрос сразу. Но другие, без времени на НПС, не знают что сказать. Для таких людей трудно сосредоточиться на своем, когда они слушают других. А к тому моменту, когда они сообразили, что ответить, кто-то уже высказал аналогичную мысль. Либо они могут сомневаться, так ли хорошо прозвучит их высказывание, как сделали это другие участники. Конечно, нет гарантии, что все будут писать. Но вы будете довольны высоким уровнем активности и, оглядев аудиторию, вы будете иметь представление кто работал, а кто нет. Необходимо помнить, что не для всех лучше сначала записать, потом сказать. Тем не менее, каждый выигрывает, когда есть время на обдумывание вопроса.

Метод 7. Хвалите первого выступающего.

Очень часто в начале учебы сложно завязать дискуссию. Поэтому важно похвалить первого выступающего, чтобы дать понять всем, что вы цените смелость этого человека. Делать это нужно сразу, как он поднял руку, чтобы дать понять, что для вас важно уже само желание участвовать, а не только содержание сказанного. Надо делать это по-разному, чтобы похвала не звучала, как заученный текст робота. Вот несколько примеров:

– Брюс, вы будете первым, это всегда труднее, спасибо вам.

– Мм… вы начнете нашу дискуссию? Будем вам очень признательны. Пожалуйста, вам слово.

– Скотт, огромное спасибо, что помогаете завязать наш сегодняшний разговор.

Тренинги

«Подготовить отличный коллектив – это реально»

Техника вовлечения всех участников группы

в активное участие в обсуждении

М. Брендвайн

Можете ли вы себе представить хоть на мгновение что руководитель кружка «Керамика», обращаясь к ребенку, говорит:

«Итак, приветствую вас в нашем кружке. Сегодня мы с вами будем работать с глиной. Мне нужно два-три желающих. Кто хочет попробовать? Отлично, вы трое будете лепить фигурки, а остальные будут смотреть».

Или: на спортивной площадке инструктор предлагает двум ребятам показать, как вести мяч в баскетболе, при этом остальные должны сидеть на скамейке и наблюдать.

Что вы знаете о методах «вовлечения всех в активное участие»?

Нормально ли допускать вышеизложенные ситуации в лагере?

Конечно, нет. Поэтому, проводя учебу, игры, тренинги для вожатых и сотрудников в начале сезона, мы стремимся к активному вовлечению в дискуссии всех участников. От этого повышается эффективность учебы.

Проблема большинства совещаний и дискуссий в том, что число активных участников очень невелико. Чаще всего работают семь-восемь человек, а остальные просто слушают, а может даже, и не слушают. Однажды я задал себе вопрос: «Что бы я сделал, если бы столкнулся с подобной ситуацией в отряде с детьми? Что если только несколько человек постоянно активны, а другие отсиживаются в стороне»?

Поэтому я решил взяться за работу и продумать способы «активизации всех», т. е. привлечения всей группы к активной работе. Родились девять методов, которые можно назвать «активизаторами».

Метод 1. НПС (Напиши, Потом Скажи).

Я использую «НПС» когда, например, задаю вопрос и хочу, чтобы у каждого был ответ: «Давайте на минуту задумаемся, какие мысли и чувства могут возникнуть у ребенка, когда он едет в лагерь? Здесь не может быть правильного или неправильного ответа. Мы стараемся предугадать, что у ребенка на уме. Возьмите листок бумаги, набросайте возможные варианты. Даю вам минуту».

Совет ведущему: Прежде чем участники начнут работать самостоятельно, приведите хотя бы один пример ответа. Например, ребенок едет в лагерь и думает, хорошие ли будут вожатые в его отряде?

Начинается работа. Вожатые и другие участники ставят себя на место детей это то, что нам нужно. Кроме того, письменное изложение своих мыслей поможет им вспомнить их позже, по ходу работы.

Итак, участники изложили на бумаге свои мысли и готовы к обсуждению. Когда ведущий просит высказаться, желающих очень много. Даже те, кто отмалчивался ранее, здесь проявляют инициативу. Почему?

Метод НПС дает возможность продумать, что можно сказать в ответ на поставленный вопрос до начала обсуждения. Поэтому когда вы попросите участников высказаться, желающих будет гораздо больше, потому что они уже продумали ответ.

Некоторые люди достаточно быстро ориентируются в ситуации и могут ответить на вопрос сразу. Но другие, без времени на НПС, не знают что сказать. Для таких людей трудно сосредоточиться на своем, когда они слушают других. А к тому моменту, когда они сообразили, что ответить, кто-то уже высказал аналогичную мысль. Либо они могут сомневаться, так ли хорошо прозвучит их высказывание, как сделали это другие участники. Конечно, нет гарантии, что все будут писать. Но вы будете довольны высоким уровнем активности и, оглядев аудиторию, вы будете иметь представление кто работал, а кто нет. Необходимо помнить, что не для всех лучше сначала записать, потом сказать. Тем не менее, каждый выигрывает, когда есть время на обдумывание вопроса.

Наши рекомендации