Структура философского знания и его основные функции

Структура философского знания и его основные функции - student2.ru Чтобы ответить на поставленные вопросы, надо вспомнить саму этимологию слова «философия». Это – любовь к мудрости, любомудрие. Первым, по историческим сведениям, назвал себя философом древнегреческий ученый Пифагор. Но ведь нам он со школьной скамьи известен как математик. Он и был таковым, пытаясь математически осмыслить мир природы и человека. В частности, мир он понимал как гармонию сфер. В Средние века в рамках философского осмысления мира развивались медицина, астрономия, алхимия и др., т. е. в течение длительного исторического времени (до ХVI – ХVII вв. до н. э.) в рамках философии содержалось все знание о природе, обществе и человеке.

Но подобно тому, как невозможно в один сосуд налить больше жидкости, чем он вмещает, так и философия не смогла к указанному периоду удерживать в своих рамках все знания людей. С появлением потребности в собственно научном знании от нее начинают «отпочковываться» физика, математика и другие знания, ставшие со временем самостоятельными естественными науками. В XIX в. от нее отделяются социология – научная дисциплина о возникновении и развитии социальных общностей, их институтов и проблемах социальных взаимоотношений между людьми.

Встает вопрос о том, а не осталась ли философия без своего особого предмета и того, что составляет ее содержание. Практика показала, что философия не утратила свой предмет. Она отдала частным науками лишь то, что не могло нарушить ее собственного предмета познания. Что же осталось на долю самой философии? Современное понимание структуры философского знания связано с включением в него таких проблем, как история возникновения и основные этапы развития философии, философские проблемы бытия (онтология), философские проблемы познания (гносеология), философские проблемы человека, общества и культуры (антропология и социальная философия) и др.

Структура нашего учебного курса построена в строгом соответствии со структурой философской проблематики. Но при этом, за неимением достаточного количества времени, у нас нет возможности глубоко и последовательно изучить историю философской мысли. Многие аспекты этого познания мы будем освещать при изучении конкретных разделов курса. Это позволит структурировать историко-философский материал и проследить генезис и развитие конкретных философских проблем.

Но надо иметь в виду, что формы общественного сознания и возникшие на их основе учебные и научные дисциплины не утратили своей связи с философией и рассматриваются в ряду философских. К ним относятся, прежде всего, этика и эстетика, изучаемые в рамках отдельных курсов студентами университета. С возникновением новых форм освоения действительности (как, например, дизайн, кибернетика и др.) философия не может оставить их без своего осмысления. Поэтому-то и появляются такие новые философские дисциплины, как философия дизайна, философия науки, методология науки и др. Некоторые из них вошли и в учебные планы нашего университета.

Какова же роль философского знания в жизни человека и общества, каковы его функции?

Философия всегда связана с каким-то общим отношением к жизни. Поэтому она всегда обосновывает определенное мировоззрение. Что же понимается под мировоззрением? Иногда его отождествляют с картиной мира, т. е. с совокупностью воззрений человека на мир. Но это не тождественные понятия. Мировоззрение — это не просто система взглядов человека на мир, а взгляд на мир с точки зрения места человека в этом мире, т. е. мировоззрение обязательно должно включать и отношение человека к миру, а не только сумму знаний о нем.

Ведь можно знать что́ это, описывая определенные явления мира и опираясь на свои повседневные знания. Но это еще не будет мировоззрением. Можно знать, как протекают те или иные мировые процессы и как использовать эти знания в практической деятельности, т. е. обладать определенным технологическим знанием. Но это тоже еще не будет мировоззрением в полном смысле слова. Можно даже знать, почему происходят те или иные процессы действительности (природной или социальной), т. е. иметь теоретическое знание. Но и этого еще мало. А вот когда у нас возникает вопрос о том, для чего нам нужны все эти знания, во имя чего мы живем и действуем на Земле, это уже мировоззренческие вопросы.

Философия способствует формированию у человека его мировоззрения, т. е. выполняет мировоззренческую функцию. Ведь ядром любого мировоззрения являются вопросы об отношении человека к миру, о том, в чем смысл человеческой жизни, каково место человека в мире и др. Ответы на эти вопросы могут быть разными, в зависимости от философской позиции отвечающего на эти вопросы.

Но ведь каждое мировоззрение связано с представлением об определенном идеальном образе мира и месте человека в этом мире. А как достичь этот идеальный образ? Каковы пути, приближающие нас к этому идеалу?

Любое мировоззрение задает направленность жизнедеятельности человека. Но обычно человек мало задумывается над философскими основами своего мировоззрения. Лишь когда оно начинает «давать сбои» в его оценке окружающей действительности, он начинает задумываться над основами своего мировоззрения, выбирать новые цели и определять пути, средства их достижения, т. е. решает сугубо методологические вопросы. Ведь методология в переводе означает учение о методах, а эти последние есть не что иное, как совокупность мыслительных или практических приемов, шагов, руководств, следование которым приводит нас к достижению желаемых результатов и целей.

Философия намечает наиболее общее методы достижения познавательных и практических целей, чем выполняет методологическую функцию.

Но, как показывает анализ истории возникновения и развития философской мысли, она всегда защищала и оправдывала интересы вполне определенных социальных сил. Так, идеалистическая философия на протяжении всей истории своего существования выражала и защищала интересы экономически и политически господствующих классов и социальных групп, а материалистическая – тех, чья жизнь была связана с материальным производством, т. е. трудящихся масс. Поэтому философия всегда (и раньше и теперь) выполняла и выполняет идеологическую функцию, т. е. теоретически обосновывает коренные интересы опреде- ленных социальных общностей. Все попытки создать идеологически не нагруженные философские системы оказывались обреченными на провал. Нет, и не может быть, философии, устраивающей все социальные слои общества, на каком бы историческом этапе развития оно ни находилось, о чем свидетельствуют, и попытки сверху осчастливить всех коммунизмом без наличия объективных (не зависящих от воли и желания людей) факторов, да и субъективных тоже.

Подробнее с проблемами, волновавшими философов на протяжении истории человечества, и попытками их разрешения мы познакомимся при изучении последующих тем курса философии. Здесь же хотелось бы отметить, что, конечно, у каждого человека могут в процессе жизнедеятельности возникать философские вопросы. Более того, он может искать правильные ответы на них. Но это вовсе не означает, что он занимается философией, что он — философ. Чтобы им стать, надо овладеть всем богатством философских знаний, определить свое отношение к ним и выработать свое философское миропонимание. А это – дело не такое легкое, как кажется.

Таким образом, из рассмотренного ясно, что философия представляет собой одну из форм теоретического уровня сознания. Она освещает самые общие проблемы бытия природы, общества и человека в их взаимосвязи и развитии. Долгие столетия философия охватывала все знания людей. Ведь мудрым называют человека, который не только много знает, но и умеет правильно применять на практике имеющиеся знания. Но со временем этих знаний накопилось так много, что удержать их в рамках одной формы сознания стало невозможным. Начиная с XVI–XVII вв., от философии отпочковываются вначале естественно-научные знания, а затем и ряд знаний о взаимосвязи человека с миром (эстетика, этика, социология и др.).

На всем протяжении существования философия выполняет мировоззренческие, методологические и идеологические функции, помогая человеку сформировать самые общие представления о мире и своем месте в нем, наметить цели своего существования и пути достижения этих целей, а также служа интересам различных социальных сил на разных этапах развития человеческой истории. Структура философии как учебной дисциплины включает историю философии, онтологию, гносеологию, а также философскую антропологию и социальную философию. В пределах отведенного на изучение философии времени эти проблемы будут рассмотрены в изучаемом курсе.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под мировоззрением? Назовите основные типы мировоззрения и покажите их особенности.

2. Что является предметом философии? Чем объясняется изменение в его понимании в истории философского освоения мира?

3. Что такое материализм и идеализм? Каковы разновидности того и другого?

4. Каковы основные функции философии? Таковы ли функции и конкретных наук?

5. Является ли «основной вопрос философии», сформулированный Ф. Энгельсом, действительно основным? Приведите доводы, подтверждающие Вашу точку зрения.

Логические задачи по теме

1. На каких функциях философии акцентируют внимание авторы следующего определения?

«Философия не является самостоятельной научной дисциплиной, она аккумулирует знания, полученные частными науками, обобщая их в единую картину мира и обосновывая дальнейшие научные изыскания».

2. В чем состоит отличие социальной философии и социологии, философии культуры и культурологии, гносеологии и когнитивной психологии?

Библиографический список

Библер, В. С. Что есть философия? (Очередное возвращение к исходному вопросу) / В. С. Библер // Вопросы философии. –1995. – № 1. – С. 11–18.

Дубровский, Д. И. О специфике философской проблематики / Д. И. Дубровский // Вопросы философии. – 1984. – № 11.

Зотов, А. Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений / А. Ф. Зотов //Вопросы философии. – 1991. – № 12. – С. 15–20.

Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев; сост. Ю. А. Ростовцев. – М.: Изд-во полит. лит., 1991. – 525 с.

Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. – М.: Прогресс, 1992. – 336 с.

Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия?: Пер. с исп. / Х. Ортега-и-Гассет; отв. ред. М. А. Киссель – М.: Наука, 1991. – 405 с.

Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер // Вопросы философии. –1989. – № 9. – С. 13–16.

Тема 2

Наши рекомендации