Билет №4. Стилевые течения русского классического реализма. Типология У.Р. Фохта: спорное и бесспорное в ней.
Одни писатели предпочитают изображать зависимость характера от обстоятельств, другие борьбу характера с обстоятельствами.
Стилевые течения выделяются в зависимости от того, как авторы решают проблему: Характер и Обстоятельства.
Психологическое течение – интерес к личности, необыкновенной сильной, способной влиять на обстоятельства.
Социологическое течение – первостепенно изображение социальных обстоятельств в их влиянии на человека. Зависимость человека о тсреды. Гоголь,натуральная школа, Салтыков-Щедрин.
Важно не забывать ,что такое деление условно. Стилевые течения – это не закрытые рамки. Это просто удобная схема для рассмотрения лит.процесса, но литература всегда шире.
Почему такое название «стилевые», потому что речь идет не только о принципах изображения, но и о приемах: внутренний монолог, сон, психологический портрет, пейзаж, деталь – это облачение стиля, в котором метод будет выходить на поверхность.
Тынянов: литература развивается по своим внутренним течениям.
Если это социологи: то пытаются выделить социальные типы, не неповторимая личность интересует, а то, что позволяет говорить о человеке, как представителе определенной социальной среды. Становится важным, как в индивидуальной психологии человека преломляется общественная психология. Здесь будут совершенно иные приемы использоваться: глазами другого человека, важна фигура автора – повествователя. Таким образом ,приемы изображения будут определяться именной стилевой ориентацией.
Таким образом, в основе деления на стилевые течения лежат приемы изображения, определяемые творческими принципами и установками художника-реалиста.
Роман «ГНВ» - первый философский роман,вызванный потребностью эпохи. Проблема свободы личности, которая затем будет подхвачена Достоевским в 70е годы в смутный и сложный период исторического развития.
В русской критике уже сложилось представление о двух течениях, двух типах реализма.
С.С. Дудышкинв своей статье: «В одних произведениях психологическая сторона содержания играет главную роль. Для других – сосредоточение внимания на изображении быта и нравов эпохи».
1866 год опубликована статья-рецензия «Детство и отрочество графа Толстого». Чернышевский обосновал особенность психологизма Толстого. Предмет изображения – диалектика души. Отсюда особенность стиля – изображение диалектики души, самый психический процесс, возникновение, развитие чувств ,переживаний, их смена. Предшественником Чернышевский считает Лермонтова («Княжна Мери» - дневник Печорина в текучести душевной жизни человека).
Одного поэта занимает очертания характера, другого – влияние обстоятельств на человека.
В. Щелгунов (критик-демократ) в 71 году статья «Народный реализм». 2 понятия: «народный реализм» и «аристократический реализм». Это деление идеологического характера. То же о социологическом и психологическом говорит. Представители народного реализма – Решетников. Человек – есть продукт общества.
Аристократический реализм – Тургенев.Рассматривается человек не как продукт общества,а видят психологическую единицу.
Петр Ткачев – деятель народнического движения: «беллетристы-эмпирики и беллетристы-метафизики».
Это деление на два разряда определяется пониманием человека и приемами изображения. Писатели-метафизики «развинчивают человеческую душу на абстракты психологические». Художники-эмпирики изображают жизнь в ее данности.
Г.В. Плеханов – народник, руководитель группы «черный передел». 3 статьи:
Одна посвящена Карамзину, другая – Успенскому и третья – Наумову. Все 3 статьи опубликованы в сборнике «Наши беллетристы народники». Во второй статье пишет: есть художники-психологи, а есть писатели – народники, социологи.
Одну из первых классификаций русского реализма предложил Ульрих Рихардович Фохт в сборнике «Проблемы типологии русского реализма», статья «Типологические разновидности русского реализма». Под разновидностями он имеет в виду следующее: психологическая, социологическая и романтическая.
Типология Фохта легла в основу академического издания (3-хтомник). Составители трехтомника будут рассматривать развитие реализма, следя за тем, как меняется социологическое и психологическое течения. Определением романтическое течение не пользуются. Фохт не называл течения стилевыми, он говорил скорее о типе реализма. Течение романтическое по Фохту сложилось позже. Он относит Гаршина, Короленко, Чехова ранний Горький. Отличительные особенности:
1. Усиление внимания к становящейся действительности. НО это характерно не только для 80 годов. Еще Достоевский в «бедных людях» начал изображать процессы становления в жизни русского народа. Соловьев о творчестве Достоевского: «Здесь ничего не устоялось, здесь все в брожении».
2. Субъективное начало. Но это есть и у Лермонтова. Белинский: «субъективность лирики Лермонтова». У Достоевского тоже ярко выражено: «Важна идея и указующий перст».
3. Мучительное пробуждение сознания личности народа.
Типологию оспорил В.И. Кулешов в учебном пособии «История РЛ XIX века».
1. Кулешов определяетреализмXIX века как социально-обличительный, критический реализм.
2. Это проблема, которая до сих пор не решена, то есть предложенная Фохтом типология кажется неудачной попыткой Кулешову.
3. К. предлагает свою. Он говорит, что типология может выстраиваться по разным принципам:
· Тематический (дворянская литература, о чиновниках, о крестьянстве)
· Жанровый принцип (семейно-бытовой роман, хроники, усадебный роман, общественно-социальный роман)
· ПО методологическому принципу: Произведения, которые отражают жизнь в формах самой жизни, а может быть такие, которые с нарушением реальных жизненных положений (сатирический или гротескный реализм). Может быть философско-религиозный или этико-психологический (Гаршин, Толстой, Достоевский). Универсальный реализм (Чехов).
Но классификация возможна только тогда, когда есть единое основание, а здесь три принципа в основе.
Эта классификация не выдерживает никакой критики.