Экзистенциальная философия и ее основные направления.
Экзистенциализм (философия существования) – иррационалистическое направление в современной западной философии, возникшее в 20 веке как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам человека сегодняшнего дня. Название экзистенциализм происходит от слова экзистенция (лат. exsistentia – существование), означающего способ бытия человеческой личности. Экзистенциализм возникает в ХХ веке, в период общей беспокойности и войн (немецкий - в первую мировую войну, французский - во вторую мировую войну), и отражает самочувствия человека, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием. Одной из центральных мыслей, объединяющей большинство представителей экзистенциализма, является мысль об индивидуальной ответственности человека за то, что происходит с ним самим и с другими людьми. Человек живет, реализуется или не реализуется, процесс обретения человеком сущности длится всю жизнь. «Человек» в философии экзистенциализма всего лишь понятие, название, термин, которым обозначаются некие общие черты, присущие всем людям. Существовать по-настоящему может только единичный, конкретный, данный человек, а не обобщенные названия его. Реальностью является индивидуальное существование, или экзистенция. Различают экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс и др.) и атеистический (Сартр, Камю, С. Бовуар). Особняком стоит фундаментальная онтология Хайдеггера, которую нельзя безоговорочно отнести ни к религиозному, ни к атеистическому экзистенциализму. К представителям религиозного крыла экзистенциализма можно с некоторой натяжкой отнести русских философов Н. Бер-дяева и Л. Шестова. С натяжкой, потому что сами они себя экзистенциалистами не считали. Но, так или иначе, их работы, особенно Н. Бердяева с экзистенциализмом перекликаются. Виднейшим представителем французской философии экзистенциализма является Жан Поль Сартр. Атеистический экзистенциализм Сартра учит, что если даже Бога нет, то есть, по крайней мере, одно бытие, у которого существование предшествует сущности. Бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и эти бытием является человек. Или человеческая реальность. «Существование предшествует сущности» - это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, и только потом он определяется. Представители экзистенциального направления основную свою задачу видели в раскрытии специфики человека и его мира, в решительном и четком концентрировании философии вокруг главной проблемы – проблемы человеческого существования.
Герменевтика.
Герменевтика стала выдвигаться в философии на первый план особенно в 70-е гг. XX века как выражение кризиса доверия к прежним теориям и концепциям. Герменевтика как практическое искусство истолкования, понимания и объяснения текстов и предсказаний зародилась еще в Античной Греции. В средние века усилия были направлены на разработку методов интерпретации библейских текстов и герменевтика выступала как вспомогательная теологическая дисциплина. В Новое время - новый импульс к развитию, так как методы интерпретации стали широко использоваться в классической филологии. Ф. Шлейермахер (1768-1834) подход к предмету герменевтики и задачам ее исследования: он стал рассматривать герменевтику как общую теорию лингвистического понимания. Цель интерпретации – выявить определенные значения слов и предложений языка. Герменевтическая интерпретация осуществляется в результате двух взаимосвязанных процессов: грамматического и психологического анализа. Грамматическая интерпретация происходит в сфере языка, проводится согласно общим принципам и законам языка, поэтому выступает как объективный метод анализа текста. Психологическая интерпретация должна раскрыть духовный мир автора произведения, его стремления, идеалы и установки. Схема эволюции философской герменевтики по персоналиям такова: Шлейермахер – Дильтей – Хайдеггер – Гадамер – Апель – Хабермас. Основными философскими результатами являются: использование герменевтики в качестве методологической основы для гуманитарных наук, расширение интерпретативной процедуры (учет социально-психологических факторов, исторического характера самой интерпретации), понимание как основа интерпретации достигается через интенциональность (направленность, установку на объект исследования), рассмотрение проблемы понимания как комплексной методологической и гносеологической проблемы, которую помимо герменевтики изучают семиотика, теория систем, аксиология, психология, логика и др., рассмотрение объяснения как завершающей фазы интепретации.