Единство чувственного и рационального - закономерность познания.

Познание идет «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него – к практике». Иначе говоря, познание и на чувственном, и на рациональном уровне, всегда связано с практикой, которая выступает 1. источником познания, 2. целью познания и 3. критерием истинности наших знаний.

Чувственное и рациональное диалектические противоположности – они и отрицают, и дополняют друг друга, существуя в единстве и борьбе. Немецкий философ Риккерт (1863-1936) писал: «Познание – превращение индивидуальных восприятий и созерцаний в общезначимые суждения». Физиологи и психологи отмечают, что в коре головного мозга человека есть правое и левое полушария. Левое связано в основном с абстрактным, рациональным познанием, а правое – с чувственным, наглядно-образным. Они неразрывно связаны.

Однако были и есть философы, которые метафизически разрывают их, преувеличивая роль одной из сторон познания и недооценивая роль другой:

1. сенсуалисты (сенсорный, чувственный) – считают, что нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах. Разум всего лишь классифицирует чувства, не внося ничего нового (Локк, Гоббс и др.)

2. рационалисты (рацио – разум) – считают, что чувства могут приводить нас к заблуждениям им только разум способен дать истину (Декарт и др.).

Диалектикиотмечают, что мы идем от чувств к разуму, начинаем познание с ощущений, затем с помощью разума их анализируем, ощущения дают материал разуму. Но разум не просто классификатор, он творчески анализирует, абстрагирует, обобщает, делает то, что не могут чувства. С другой стороны, разум ставит задачу для наблюдения с помощью чувств, направляет их. Исследователи отмечают, что исторически развивались способности человека различать более тонко отдельные цвета, музыкальные звуки и т.д., развивались и умственные его способности.

Другие элементы структуры познавательного процесса:

1. Интуиция – непосредственное усмотрение какого-либо знания в качестве истинного без его видимого вывода и доказательства. Представляет собой единство процессов бессознательного и сознательного. Сознательно мы ставим задачи, пытаемся решить их. Затем переключаемся на что-то другое. А подсознание продолжает работу, и результат часто всплывает как бы «вдруг». Но кто не работает умственно, у того и интуиции нет. Интуиция играет большую роль в познании, в его творческом характере.

2. Вера – принятие какого-либо знания без его непосредственного обоснования. Мы верим какому-либо положению, если оно не противоречит нашим предыдущим знания или убеждениям. Вера играет большую роль в познании, позволяя не начинать каждый раз с нуля, опираться на предыдущие знания.

Интуиция и вера – иррациональные формы познания, т.е. внеразумные. Они связанны с уровнем бессознательного в нашем сознании. Надо быть осторожным – вера и интуиция должны проверяться разумом, дополняться сомнением, критичностью.

3. Рефлексия – обращенность познания на самого себя, т.е. моменты в познании, когда субъект осмысливает протекание и черты познавательного процесса, ставит вопрос «Верно ли я рассуждаю?». Этот элемент познавательного процесса также важен для развития творческих способностей нашего познания. Французский философ Мишель Фуко (1926-1984) писал: «Философствовать – это значит пытаться изменить сами рамки и нормы мышления, которые мешают делать и быть по-другому, чем есть».

Итак, процесс познания – есть система взаимодействующих компонентов: чувственного и рационально-логического, рефлексии и интуиции, веры, как иррационального.

Познание и творчество.

Основой развития цивилизации является культура. Она всегда избыточна, т.е. в ней все время появляется что-то новое. Новое появляется и в природе - спонтанно, но в социальных системах новое всегда связано с сознательным творчеством, целенаправленным поиском нового. Творчество – это поиск такого нового, которое обеспечивало бы гармонизацию всего, что появляется спонтанно в социоприродных системах. Для этого надо уметь познавать, оценивать, предвидеть, прогнозировать, а затем проектировать будущее состояние системы.

Познание носит активно-творческий характер, который представляет возникшую в труде, в практической деятельности способность человека из доставляемого действительностью материала созидать на основе познания новые знания, а на их основе – изменять действительность. Большую роль в творчестве играют: комбинаторное и ассоциативное мышление, рефлексия, анализ, синтез, обобщение, интуиция, язык, игра, свобода, случай, труд и т.д.

Творчество – духовно-практическая деятельность, результатом которой является создание новых ценностей, установление новых фактов, свойств и законов, методов исследования и преобразования мира.

Вопрос № 35

Наши рекомендации