Тема 5. Движение, пространство и время

181. «Этот космос не создан никем из богов и никем из людей, он всегда был, есть и будет …» - так говорил:

a) +Гераклит

b) Фалес

c) Спиноза

d) Беркли

182. «Одно научное доказательство я предпочту персидскому престолу» – так сказал:

a) +Демокрит

b) Платон

c) Анаксагор

d) Антисфен

183. Свой метод определения сущности понятий путем диалога Сократ назвал:

a) +майевтика

b) эклектика

c) апория

d) модификация

184. Атараксия – это …

a) +невозмутимость, состояние душевного покоя

b) состояние полного безразличия, равнодушие

c) излишняя самоуверенность

185. Основными функциями искусства, по Аристотелю, являются:

a) познание мира

b) +возвышение человеческого духа

c) развлечение человека

186. Силлогизм:

- Никто не видел разума иначе, как в человеческой фигуре.

- Боги имеют разум.

- Следовательно, боги имеют человеческую фигуру?

Принадлежит:

a) +Эпикуру

b) Аристотелю

c) Монтеню

187 . Нирвана – это:

a) +угасание, затухание жизни и стремления к ней

b) безмятежный покой

c) это конец света

188. Космогония – это:

a) +это раздел астрономии, посвященный происхождению и развитию небесных тел и их небесных светил

b) описание небесных светил

c) учение о космосе

189. Пантеизм – это:

a) +учение о том, что все есть Бог

b) система мифов о происхождении богов

c) философское постижение природы

190. Эпистемология – это:

+a) теория познания

a) наука о строении и функциях органов чувств

b) раздел языкознания, изучающий происхождение слов

191. Софистика – это:

a) +словесные ухищрения, вводящие в заблуждение

b) бесплодное умствование; формальное знание, оторванное от жизни

c) абсолютизация роли науки в системе культуры

192. Апория «Летящая стрела покоится» принадлежит:

a) +Зенону из Элеи

b) Анаксагору

c) Пармениду

193. Апория – это:

a) +логическое затруднение, проблема, неразрешимость которой обусловлена неявно содержащимся в ней противоречием

b) произведение с библейским сюжетом, содержащее отступление от официального вероучения

c) защита кого-либо или чего-либо, часто предвзята

194. Укажите субъективно – идеалистическое высказывание:

a) +мир – конструкция человеческого ума

b) мир для человека непознаваем

c) мысль человека не материальна

d) «абсолютная идея» первична

195. Трактовал время как форму бытия материи, выражающую длительность и последовательность изменений:

a) +Энгельс, Ленин;

b) Платон, Аристотель

c) Беркли, Мах.

196.Трактовал время как априорную форму чувственного созерцания:

a) +Кант;

b) Беркли и Мах;

c) Энгельс, Ленин.

197. Время и пространство – нетелесные сущности, которые существуют сами по себе. Такова:

+a) Субстанциональная концепция пространства и времени;

b) Реляционная концепция пространства и времени.

198. Пространство и время – понятия взаимосвязанные и относительные. Они зависят от системы отсчета. Такова:

+a) Реляционная концепция пространства и времени;

b) Субстанциональная концепция пространства и времени.

199. Из всего неизвестного время- самое неизвестное – так считал:

+a) Аристотель;

b) Маркс;

c) Лобачевский.

200. Классификация основных форм движения принадлежит :

a) +Энгельсу;

b) Декарту;

c) Фейербаху;

d) Бэкону.

201 .К материалистическому пониманию пространства и времени можно отнести словосочетания:

a) +объективные формы существования материи;

b) формы нашей чувственности;

c) формы рассудка;

d) продукты наших ощущений.

202 .Человеческие представления о пространстве и времени имеют характер:

a) +объективно-субъективный;

b) объективный;

c) натуралистический;

203. Для пространства и времени характерно:

a) +находиться в единстве ;

b) исключать друг друга;

c) быть независимыми;

d) быть абсолютными;

e) быть тождественными.

204. Термин «темпоральность» -это:

a) +наука о времени;

b) наука о темпераментах;

c) теория температур;

d) установление точных звуковысотных отношений в музыкальной системе.

205.Согласно учению Канта время – это:

+а) априорная форма чувственности

в) ощущение души

с) чистая длительность

206. Протяженность, трехмерность, изотропность, обратимость считаются свойствами:

+а) пространства

в) вакуума

с) мышления

d) времени

Тема 6. Диалектика

207. Зарождение и последующий процесс развития – это:

+a) генезис

b) следствие

c) причина

208. Философская категория, выражающая обособленность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени вещей и событий – это:

+a) единичное

b) особенное

c) общее

209. Принцип диалектики, выражающий источник самодвижения и развития природы и общества - это:

+a) единство и борьба противоположностей

b) единство мира

c) отрицание отрицания

210. Свойство организма поддерживать свои параметры в определенном диапазоне – это:

+a) гомеостаз

b) генеология

c) генезис

211. Необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта – это:

a) +атрибут

b) необходимость

c) следствие

212. Антагонизм – это:

а) +непримиримость противоречий враждующих сил

b) борьба человека с природой

c) скачки в обществе

213.Суждение, из которого логически следует фатализм:

а) +в мире существует только необходимость, случайность - субъективная категория

а) следствия закономерно вытекают из своих причин

b) некоторые явления в мире причинно не обусловлены

c) все в мире причинно обусловлено

214. Тезис о том, что философы лишь различным образом объясняли мир, а задача заключается в том, чтобы изменить его, является:

a) +спорным

b) правильным

c) неправильным

215. Не относится к законам формальной логики:

a) +закон перехода количества в качество

b) закон исключенного третьего

c) закон тождества

216 . Извлечение опыта из самого опыта называется:

a) +эмпиризмом

b) рационализмом

c) экспериментом

217. Изучение закономерностей познавательного процесса является

a) +гносеологической функцией философии

b) логической функцией философии

c) онтологической функцией философии

218. Непосредственное постижение истины – это:

a) +интуиция

b) чувство

c) вера.

219 .Не относится к свойствам информации:

a) +коммуникабельность

b) оперативность

c) точность

d) новизна

220 .Не входят в состав информационной экономики:

a) +товар

b) капитал

c) труд

221.Традиционным называется

a) +доиндустриальное общество

b) индустриальное общество

c) постиндустриальное общество

d) технотронное общество

222.Внес вклад в разработку цивилизационного подхода к объяснению истории и общества:

a) +А. Тойнби

b) Ф. Ницше

c) В. Лейбниц

d) Дж. Беркли

e) Д. Дидро

223 .Не является глобальной:

a) +проблема повышения качества прохладительных напитков

b) проблема защиты окружающей среды

c) проблема обеспечения человечества продуктами питания

d) проблема сохранения мира на Земле

224. Впервые употребил термин «органон»:

a) +Аристотель

b) Гегель

c) Платон

d) Сократ

e) Маркс

225. Из названных критериев общественного прогресса считается наиболее существенным:

a) +уровень развития производительных сил

b) уровень развития образования

c) уровень развития медицинского обслуживания

d) уровень развития обществознания

226. Основным элементом миропонимания являются:

a) +знания

b) чувства

c) образы

227. Анаксимандр считал первоосновой мира:

a) +апейрон

b) воздух

c) огонь

d) воду

228. Если движение абсолютно, то покой:

a) +Относителен;

b) Стабилен;

c) изменчив.

229. Состояние, которое сопровождается появлением качественно новых черт предмета

a) +Развитие;

b) Движение;

c) прогресс.

230. Философ эпохи Просвещения, выдвинувший идею поступательного развития общества – это:

a) +Кондорсе;

b) Декарт;

c) Спиноза.

231. Застой в обществе, экономике, производстве :

+a)Стагнация;

b)регресс;

c) прогресс ;

d) революция

232. Атрибут материи – это:

a) +Движение;

b) Время;

c) сознание;

d) системность.

233. «Наивную диалектику « создал:

a) +Гераклит;

b) Поатон;

c) Фалес;

d) Аристотель.

234. Впервые сформулировал законы диалектики:

a) +Гегель;

b) Маркс;

c) Ленин;

d) Аристотель.

235. Мерой возможности наступления случайных событий выступает:

a) +вероятность;

b) случайность;

c) необходимость;

d) причинность.

236.Внутренняя, устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение – это:

a) +закон;

b) необходимость;

c) сущность.

237. Не является признаком развития:

a) +последовательность;

b) качественный характер изменений;

c) необратимость;

d) направленность.

238. Отвечает на вопрос, почему происходит развитие:

a) +закон единства и борьбы противоположностей;

b) закон отрицания отрицания;

c) закон переходи количественных изменений в качественные;

d) все ответы верны.

239. Совокупность свойств вещей представляет собой проявление:

a) +качества;

b) количества;

c) характеристики;

d) все ответы верны.

240 .Отвечает на вопрос, как происходит развитие:

a) закон отрицания отрицания;

b) закон единства и борьбы противоположностей;

c) +закон перехода количественных изменений в качественные;

d) все ответы верны.

241.Отвечает на вопрос, когда происходит развитие:

a) закон перехода количественных изменений в качественные;

b) закон единства и борьбы противоположностей;

c) +закон отрицания отрицания;

d) все ответы верны.

242. Наиболее правильное определение движения:

a) +это изменение вообще;

b) способ существования материи;

c) свойство материи;

d) отсутствие покоя;

e) любое перемещение.

243 .Единство качества и количества есть:

а) +мера,

в)норма

с)граница

d) время существования

244 .Верным суждением относительно связи движения и развития является следующее:

а) +не всякое движение является развитием

в)не всякое развитие есть движение

с)движение и развитие не связаны друг с другом

d) движение и развитие не связаны друг с другом

245 .Внутреннее упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется:

+а) системой

в) суммой

с)совокупностью

d) схемой.

246. Философы:

1. Кант

2 Гегель

3 Фейербах

Являются представителями следующих философских направлений:

а) классическая философия

б )немецкий классический идеализм

в)антропологический материализм

Ответы:

1.+1а. 2б. 3в

2. 1а 2в 3б

3.1в 2б 3а

Наши рекомендации