Тема 5. Движение, пространство и время
181. «Этот космос не создан никем из богов и никем из людей, он всегда был, есть и будет …» - так говорил:
a) +Гераклит
b) Фалес
c) Спиноза
d) Беркли
182. «Одно научное доказательство я предпочту персидскому престолу» – так сказал:
a) +Демокрит
b) Платон
c) Анаксагор
d) Антисфен
183. Свой метод определения сущности понятий путем диалога Сократ назвал:
a) +майевтика
b) эклектика
c) апория
d) модификация
184. Атараксия – это …
a) +невозмутимость, состояние душевного покоя
b) состояние полного безразличия, равнодушие
c) излишняя самоуверенность
185. Основными функциями искусства, по Аристотелю, являются:
a) познание мира
b) +возвышение человеческого духа
c) развлечение человека
186. Силлогизм:
- Никто не видел разума иначе, как в человеческой фигуре.
- Боги имеют разум.
- Следовательно, боги имеют человеческую фигуру?
Принадлежит:
a) +Эпикуру
b) Аристотелю
c) Монтеню
187 . Нирвана – это:
a) +угасание, затухание жизни и стремления к ней
b) безмятежный покой
c) это конец света
188. Космогония – это:
a) +это раздел астрономии, посвященный происхождению и развитию небесных тел и их небесных светил
b) описание небесных светил
c) учение о космосе
189. Пантеизм – это:
a) +учение о том, что все есть Бог
b) система мифов о происхождении богов
c) философское постижение природы
190. Эпистемология – это:
+a) теория познания
a) наука о строении и функциях органов чувств
b) раздел языкознания, изучающий происхождение слов
191. Софистика – это:
a) +словесные ухищрения, вводящие в заблуждение
b) бесплодное умствование; формальное знание, оторванное от жизни
c) абсолютизация роли науки в системе культуры
192. Апория «Летящая стрела покоится» принадлежит:
a) +Зенону из Элеи
b) Анаксагору
c) Пармениду
193. Апория – это:
a) +логическое затруднение, проблема, неразрешимость которой обусловлена неявно содержащимся в ней противоречием
b) произведение с библейским сюжетом, содержащее отступление от официального вероучения
c) защита кого-либо или чего-либо, часто предвзята
194. Укажите субъективно – идеалистическое высказывание:
a) +мир – конструкция человеческого ума
b) мир для человека непознаваем
c) мысль человека не материальна
d) «абсолютная идея» первична
195. Трактовал время как форму бытия материи, выражающую длительность и последовательность изменений:
a) +Энгельс, Ленин;
b) Платон, Аристотель
c) Беркли, Мах.
196.Трактовал время как априорную форму чувственного созерцания:
a) +Кант;
b) Беркли и Мах;
c) Энгельс, Ленин.
197. Время и пространство – нетелесные сущности, которые существуют сами по себе. Такова:
+a) Субстанциональная концепция пространства и времени;
b) Реляционная концепция пространства и времени.
198. Пространство и время – понятия взаимосвязанные и относительные. Они зависят от системы отсчета. Такова:
+a) Реляционная концепция пространства и времени;
b) Субстанциональная концепция пространства и времени.
199. Из всего неизвестного время- самое неизвестное – так считал:
+a) Аристотель;
b) Маркс;
c) Лобачевский.
200. Классификация основных форм движения принадлежит :
a) +Энгельсу;
b) Декарту;
c) Фейербаху;
d) Бэкону.
201 .К материалистическому пониманию пространства и времени можно отнести словосочетания:
a) +объективные формы существования материи;
b) формы нашей чувственности;
c) формы рассудка;
d) продукты наших ощущений.
202 .Человеческие представления о пространстве и времени имеют характер:
a) +объективно-субъективный;
b) объективный;
c) натуралистический;
203. Для пространства и времени характерно:
a) +находиться в единстве ;
b) исключать друг друга;
c) быть независимыми;
d) быть абсолютными;
e) быть тождественными.
204. Термин «темпоральность» -это:
a) +наука о времени;
b) наука о темпераментах;
c) теория температур;
d) установление точных звуковысотных отношений в музыкальной системе.
205.Согласно учению Канта время – это:
+а) априорная форма чувственности
в) ощущение души
с) чистая длительность
206. Протяженность, трехмерность, изотропность, обратимость считаются свойствами:
+а) пространства
в) вакуума
с) мышления
d) времени
Тема 6. Диалектика
207. Зарождение и последующий процесс развития – это:
+a) генезис
b) следствие
c) причина
208. Философская категория, выражающая обособленность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени вещей и событий – это:
+a) единичное
b) особенное
c) общее
209. Принцип диалектики, выражающий источник самодвижения и развития природы и общества - это:
+a) единство и борьба противоположностей
b) единство мира
c) отрицание отрицания
210. Свойство организма поддерживать свои параметры в определенном диапазоне – это:
+a) гомеостаз
b) генеология
c) генезис
211. Необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта – это:
a) +атрибут
b) необходимость
c) следствие
212. Антагонизм – это:
а) +непримиримость противоречий враждующих сил
b) борьба человека с природой
c) скачки в обществе
213.Суждение, из которого логически следует фатализм:
а) +в мире существует только необходимость, случайность - субъективная категория
а) следствия закономерно вытекают из своих причин
b) некоторые явления в мире причинно не обусловлены
c) все в мире причинно обусловлено
214. Тезис о том, что философы лишь различным образом объясняли мир, а задача заключается в том, чтобы изменить его, является:
a) +спорным
b) правильным
c) неправильным
215. Не относится к законам формальной логики:
a) +закон перехода количества в качество
b) закон исключенного третьего
c) закон тождества
216 . Извлечение опыта из самого опыта называется:
a) +эмпиризмом
b) рационализмом
c) экспериментом
217. Изучение закономерностей познавательного процесса является
a) +гносеологической функцией философии
b) логической функцией философии
c) онтологической функцией философии
218. Непосредственное постижение истины – это:
a) +интуиция
b) чувство
c) вера.
219 .Не относится к свойствам информации:
a) +коммуникабельность
b) оперативность
c) точность
d) новизна
220 .Не входят в состав информационной экономики:
a) +товар
b) капитал
c) труд
221.Традиционным называется
a) +доиндустриальное общество
b) индустриальное общество
c) постиндустриальное общество
d) технотронное общество
222.Внес вклад в разработку цивилизационного подхода к объяснению истории и общества:
a) +А. Тойнби
b) Ф. Ницше
c) В. Лейбниц
d) Дж. Беркли
e) Д. Дидро
223 .Не является глобальной:
a) +проблема повышения качества прохладительных напитков
b) проблема защиты окружающей среды
c) проблема обеспечения человечества продуктами питания
d) проблема сохранения мира на Земле
224. Впервые употребил термин «органон»:
a) +Аристотель
b) Гегель
c) Платон
d) Сократ
e) Маркс
225. Из названных критериев общественного прогресса считается наиболее существенным:
a) +уровень развития производительных сил
b) уровень развития образования
c) уровень развития медицинского обслуживания
d) уровень развития обществознания
226. Основным элементом миропонимания являются:
a) +знания
b) чувства
c) образы
227. Анаксимандр считал первоосновой мира:
a) +апейрон
b) воздух
c) огонь
d) воду
228. Если движение абсолютно, то покой:
a) +Относителен;
b) Стабилен;
c) изменчив.
229. Состояние, которое сопровождается появлением качественно новых черт предмета
a) +Развитие;
b) Движение;
c) прогресс.
230. Философ эпохи Просвещения, выдвинувший идею поступательного развития общества – это:
a) +Кондорсе;
b) Декарт;
c) Спиноза.
231. Застой в обществе, экономике, производстве :
+a)Стагнация;
b)регресс;
c) прогресс ;
d) революция
232. Атрибут материи – это:
a) +Движение;
b) Время;
c) сознание;
d) системность.
233. «Наивную диалектику « создал:
a) +Гераклит;
b) Поатон;
c) Фалес;
d) Аристотель.
234. Впервые сформулировал законы диалектики:
a) +Гегель;
b) Маркс;
c) Ленин;
d) Аристотель.
235. Мерой возможности наступления случайных событий выступает:
a) +вероятность;
b) случайность;
c) необходимость;
d) причинность.
236.Внутренняя, устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение – это:
a) +закон;
b) необходимость;
c) сущность.
237. Не является признаком развития:
a) +последовательность;
b) качественный характер изменений;
c) необратимость;
d) направленность.
238. Отвечает на вопрос, почему происходит развитие:
a) +закон единства и борьбы противоположностей;
b) закон отрицания отрицания;
c) закон переходи количественных изменений в качественные;
d) все ответы верны.
239. Совокупность свойств вещей представляет собой проявление:
a) +качества;
b) количества;
c) характеристики;
d) все ответы верны.
240 .Отвечает на вопрос, как происходит развитие:
a) закон отрицания отрицания;
b) закон единства и борьбы противоположностей;
c) +закон перехода количественных изменений в качественные;
d) все ответы верны.
241.Отвечает на вопрос, когда происходит развитие:
a) закон перехода количественных изменений в качественные;
b) закон единства и борьбы противоположностей;
c) +закон отрицания отрицания;
d) все ответы верны.
242. Наиболее правильное определение движения:
a) +это изменение вообще;
b) способ существования материи;
c) свойство материи;
d) отсутствие покоя;
e) любое перемещение.
243 .Единство качества и количества есть:
а) +мера,
в)норма
с)граница
d) время существования
244 .Верным суждением относительно связи движения и развития является следующее:
а) +не всякое движение является развитием
в)не всякое развитие есть движение
с)движение и развитие не связаны друг с другом
d) движение и развитие не связаны друг с другом
245 .Внутреннее упорядоченное множество взаимосвязанных элементов называется:
+а) системой
в) суммой
с)совокупностью
d) схемой.
246. Философы:
1. Кант
2 Гегель
3 Фейербах
Являются представителями следующих философских направлений:
а) классическая философия
б )немецкий классический идеализм
в)антропологический материализм
Ответы:
1.+1а. 2б. 3в
2. 1а 2в 3б
3.1в 2б 3а