Философское понятие культуры. Культура и цивилизация

Культура - совокупность матер. и дух. ценностей, созданных человеком, а также способов их созидания, передающихся от поколения к поколению. Культура - все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития о-ва. Там, где есть человек, его деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура, так как культура социальна по своей сути.

Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация - единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса. Не Ц., а К. - единственный критерий социального развития общества.

4.Античная философия и ее специфические особенности.

Античная фил-я охватывает почти тысячелетний период своего развития (VI до н.э.-VI н.э.).

Отличительной чертой античной фил является формирование нового способа духовного самовыражения, который уже у первых античных философов приобрел стройную логичес­кую форму и характеризуется рациональным постижением ми­ра. Этим античная фил существенно отличается от вос­точной мудрости.

Четкие рациональные мотивировки античных философов выде­ляют их среди других древних мыслителей. При этом следует иметь в виду, что появление первых философских школ в городах Малой Азии не было случайным, так как именно там восточная культура и мудрость оказали непосредственное влияние на мировоззрение греческих мудрецов. Это влияние можно об­наружить, например, в научно-практических знаниях (астрономи­ческих, геометрических, математических). Отличительной чертой античной фил является ее космоцентризм, направленность на осмысление «космоса», «при­роды». Человек рассматривался антич фил, прежде всего, как неотъемлемая часть природы. В развитии античной фил можно выделить следующие этапы: 1) становление древнегреческой фил (VI—V вв. до н. э.) — в центре внимания стояли проблемы космоса, приро­ды; 2) классическая греческая фил — учения Сократа, Пла­тона и Аристотеля (V—IV вв. до н. э.) — главное внимание уделяется проблемам человека, его сущности и познавательным возможностям; 3) греко-римский, или эллинистический этап (конец IV в. до н. э. — IV в. н. э.), связанный с упадком греческой демократии и перемещением центра политической и духовной жизни из греческих полисов (городов-государств) в столицу фор­мировавшейся Римской империи.

(Милетская школа — первая научная и фил школа в европейской цивилизации. Зародилась она в VI в. до н. э. в г. Милете, в Ионии (западное побережье полуострова Малая Азия). Наиболее ярким представителем этой школы является Фалес).

Подводя итог анализу античной фил, следует отме­тить, что в период ее формирования и развития сложилась основная проблематика фил, обнаружились ее основные линии разви­тия. Фил возникает как учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда — объективистская, на­туралистическая тенденция в ранней греческой фил. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытиё человека. Все проблемы человека рассматривают­ся и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ро­лью в Космосе. Наиболее яркое и пол­ное воплощение он нашел в системах Платона и Аристотеля.

Философия Сократа.

Сократ великий древнегреческий философ. Внес вклад в логику своим отрицанием догматизма и использованием индуктивных доказательств. Один из родоначальников диалектики. Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии фил, впервые поставив в центр философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула «познай самого себя».Главная цель его фил - восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Сократ один из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в бога. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человека, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в гос-ве должна принадлежать «лучшим» т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством гос-ного управления.


6.Основные идеи философии Платона, его учение об идеальном гос-ве.

Платон стал первым греческим философом, создавшим целост­ную концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей. Он полагал, что сущест­вует сверхчувственный мир, который представляет собой идеаль­ную целостность и постигается только понимающим умом. Этот мир есть «идеи в себе и для себя», которые находятся «поверх физического космоса». Мир идей вечен (т. е. не порожден) и неизменен (т. е. не разложим).

Материальное бытие создается Творцом, Мастером (Демиургом) наподобие того, как человек делает конкретную вещь. Этим Демиургом является разум, творческий ум, который и формирует материальный мир как гармоничную и прекрасную систему. Демиург создает физический мир по идеальным образцам (идеям) и тем самым приводит вещи «из беспорядка в порядок». Космос представлялся Платону в виде шара, в центре которого располагается наша планета, а вокруг нее вращаются другие планеты и звезды, приводимые в движение их душами. Бессмерт­ной, сотворенной богом душой наделен и человек, у которого она соединена со смертным телом. И именно душа является основой разумности человека, дает ему возможность познавать окружаю­щий мир.

Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, «припоминая», которыми он открывает для себя мир. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, говорит Платон, следует знать смысл вещи, т. е. нужно умом созерцать идеи.

Познание осуществляется чистой душой. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осозна­ет свои знания. В процессе развития человека она вспоминает свои знания, которые видела раньше. При этом чувственно-эм­пирический опыт является лишь толчком к воспоминанию, поэ­тому Платон советует напрямую обращаться к душе, минуя по возможности органы чувств. Сделать это можно при помощи речи, методом диалектики, беседы.

Платон делит души людей на три категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум, страсть (воля) или вожделение.

Обладатели души разумной — это «мудрецы», философы. Они стремятся к благу и потому главная их функция — управлять государством. Природная функция этих людей состоит в том, чтобы охранять государство, ибо для них характерны воля, сила, мужество.

Таким образом, Платон выстроил структуру идеального госу­дарства, где три разных слоя людей в зависимости от типа их душ выполняют присущие только им, функции. Философы в та­ком государстве стоят на высшей ступени, управляя общ-м, в то время как воины и тем более крестьяне, торговцы, ремеслен­ники по своей душевной природе нуждаются в управлении со стороны мудрецов. Иначе говоря, Платон связывает социальные функции человека с его способностями, а надлежащее исполнение этих функций рассматривает как гарантию справедливости и гар­монии в обществе.

Формой идеального государства, по его мнению, может быть как монархия, так и аристократия и демократия, хотя предпочте­ние он отдавал монархии. Будущий правитель должен изучать фил и соединять ее принципы с реальной действительностью.

Фил Платона и особенно его представления о государст­ве, морали, праве оказали огромное влияние на последующий ход развития не только античной, но и последующей мировой куль­туры. Многочисленные ученики, среди которых, несомненно, вы­деляется Аристотель, последователи Платона развили его идеи и породили новые идеалистические направления в фил.

7.Фил Аристотеля и ее основные идеи.

Величайший философ Древней Греции Аристотель (384—322 гг. до н. э.) родился в полисе Стагире, неподалеку от Македонии.

Критически оценивая предшествовавшие фил взгляды, он формулирует свое представление о бытии, под которым понимает существование предметного мира, воспринимаемого с помо­щью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая ничем не определена.

Иначе говоря, природа — это первичная реальность, которая непротиворечива и неизменна.

Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия, считает Аристотель. Под материей вообще Аристотель понимает возможность бытия. Развивая свои взгляды о бытии, Аристотель резко критикует учение Платона о существовании идей как абсолютно самосто­ятельных доприродных сущностей. Аристотель полагал, что реально существующий мир постигается нашими органами чувств лишь частично, так как существует еще и сверхчувственный мир сущностей, доступный рациональному познанию.

Душа человека, как его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. Полагая, что все живое обладает душой, Аристотель выделяет три вида души.

Первая из них — растительная душа, которой обладают расте­ния. Она обладает способностью размножаться и осуществлять обмен веществ.

Вторая — чувственная, которой наделены животные, отлича­ющиеся от растений тем, что обладают способностью восприни­мать формы с помощью ощущений.

И, наконец, третья разновидность души — разумная, присущая человеку, она, в отличие от первых двух, уже «познает и думает».

Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. В отличие от Демокрита он утверждает, что мы познаем только форму, но не материальный субстрат. Аристотель по праву считается основателем формальной логики, которая успешно работает уже более двух тысячелетий.

Значительное место в фил Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Так, широкую известность получили его взгляды на человека, как на политическое (общест­венное) животное, которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству», обусловленная «сознанием общей пользы». Практически отождествляя государство с общ-м, Аристотель рассматривает его как разросшуюся семью. Значительное место в фил Аристотеля занимают этические проблемы. Именно после его трудов по этике она становится фактически самостоятельной фил дисциплиной.

8.Теоентризм фил средних веков. Учение А.Августина и Ф Аквинского.

Теоцентризм — (греч. theos — Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало.

Наибольшее влияние на формирование западноевропейской средневековой фил оказал крупнейший представитель патристики Августин Блаженный (354—430).

Первоначально Августин находился под влиянием манихейства — религиозно-фил учения, согласно которому существу­ют два вечных начала мира — свет и тьма. Свет олицетворяет божественное начало, духовное, в то время как тьма — дьявольс­кое, материальное. Противопоставляя свои взгляды христианст­ву, утверждал, что зло и тьма вечны и неистребимы.

В возрас­те 33 лет принял христианство. Вернувшись вскоре после этого на родину, он стал ревностным сторонником и виднейшим теорети­ком нового учения.

В своей знаменитой «Исповеди» Августин стремился побудить и других язычников к обращению в христианство.

Высшей целью челове­ческой жизни, по его мнению, должна стать любовь к Богу и осознание полной зависимости человека от Всевышнего. Бог — исходный и конечный пункт всех помыслов и поступков человека.

Вся история человечества, считал Августин, — это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий, так как его жители самолюбивы и эгоистичны, а их стремление к мирской жизни постоянно приходит в противоречие со стремлением тех немногих, которые стремятся к жизни праведной. Для людей праведных Бог -— высшая ценность, а любовь к нему и презрение к себе — цель жизни. Фил Августина абсолютно теоцентрична.

Большое внимание Августин уделил еще одной фундаменталь­ной фил проблеме — выяснению того, что представля­ют собой вечность и время.

Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики (синтез христианского католицизма и учений аристотеля) и основатель религиозно-фил сис­темы католицизма, получившей название томизм. С конца XIX в. она стала официальной философией современного Ватикана, имену­ясь неотомизмом.

Фома родился в знатной семье на юге Италии близ местечка Аквино. В 1323 г. был причислен к лику святых, а в 1567 г. признан пятым «учителем церкви».

В своих произведениях, главными из которых считаются «Сум­ма против язычников» и «Сумма теологии», Фома Аквинский не затрагивает естественнонаучные проблемы. Тем не менее, он хорошо понимает, что церковь во избежание конфликта должна примириться с ростом и влиянием конкретных научных дисцип­лин и признать правомерность научно-фил знания.

Знания, по Аквинскому, обладают ценностью, но еще более необходима человеку вера. Он не может обойтись без нее потому, что человеческий ум слишком слаб и ограничен (в от­личие от ума божественного), чтобы постичь всю глубину миро­здания, тем более, самого Бога. Но это не означает, что недоказу­емые христианские догматы иррациональны, противоразумны. Они сверхразумны, говорит Фома, так как вполне открыты уму божественному, но не могут быть доказаны силой ума человеческого.

Наши рекомендации