Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.
Виды этой формы движения: эмоции, чувства, идеи, формирование политических, религиозных и этических убеждений, формирование интеллектуальных предпочтений и научных представлений, душевные влечения, эстетические пристрастия, творческие акты, процессы исследовательского мышления, накопление и осмысление информации, создание объектов духовной культуры, религиозные воззрения и т.д. и т.п.
2. Материальные формы движения материипредставляют собой:
– механическое движение –пространственное перемещение материальных объектов, характеризующееся наличием у них траектории.
Виды механического движения: абсолютное, относительное, вращательное, криволинейное, ускоренное, поступательное, циклическое, хаотическое, колебательное и т.д. и т.п.
– квантово-механическое движение –характеризуется отсутствием траектории перемещающихся объектов.
Виды квантово-механического движения: скачок, спин, флуктуация, аннигиляция и т.д.
– физическое движение –процессы естественной природы и рукотворных объектов, работающих на физических законах естественной природы.
Виды физического движения: теплота, электромагнетизм, гравитация, полевые феномены, движение света, перестройка электронных оболочек атомного ядра, возбуждение, инерционные эффекты, фазовые переходы и т.д.
– химическое движение –образование, видоизменение, взаимодействие и разрушение молекул вещества.
Виды химического движения: окисление, восстановление, ощелачивание и т.д., то есть все органические и неорганические реакции, процессы полимеризации, физико-химические явления и пр.
– биологическое движение –процессыживых организмов.
Виды биологического движения: обмен веществ, движение крови, дыхание, выделение, высшая нервная деятельность, старение, регенерация, оплодотворение и т.д.
Каждая из форм движения может объединяться в группы с другими формами движения, образуя так называемыесложные формы движения (биохимические, физико-химические, социобиологические, биофизические, симбиозы, экосистемы, социально-политические союзы и т.д.). Между всеми формами движения существует взаимосвязь и взаимное влияние друг на друга.
Основные термины
АТРИБУТ– неотделимое свойство.
ДВИЖЕНИЕ – в общефилософском смысле любое изменение как таковое, в трактовке материализма – способ существования материи.
ИДЕАЛИЗМ –течение в философии, где первичным выступает сознание, а вторичным материя.
МАТЕРИАЛИЗМ –течение философии, где первичным выступает материя, а вторичным сознание.
МАТЕРИЯ – то, из чего вещественно состоит мир.
РАЗВИТИЕ –целенаправленный, закономерный, поступательный и необратимый переход чего-либо в новое качество.
ИЗМЕНЕНИЕ –превращение объекта, системы или явления в нечто другое.
ПРОГРЕСС – восходящее развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к более сложному.
ПСИХИКА –совокупность душевных процессов и явлений человека, образующих его субъективный внутренний мир.
РЕГРЕСС –нисходящее развитие, противоположное прогрессу.
СТАНОВЛЕНИЕ – непрерывная изменчивость вещей и явлений.
ЭВОЛЮЦИЯ – медленное, поступательное развитие, в котором каждое последующее состояние является более совершенным по качеству, чем предыдущее.
Трудности
Тема абсолютно несложная, кроме одного момента, где заявляется, что становление – это есть постоянный переход бытия в небытие. Здесь часто возникает серьезное недоумение относительно привычного уже к этому этапу знания, что небытия не бывает, и – в какое же тогда небытие переходит бытие?!
Небытия, действительно, не бывает и понятие «переход в небытие» здесь относится лишь к качественным характеристикам того или иного этапа бытия, которые в процессе становления исчезают из состава бытия. Вот это запомним, и именно так будем понимать постоянный переход бытия в небытие – по факту исчезновения некоторых качественных характеристик бытия в процессе его становления.
Само бытие никуда и ни в какое небытие не переходит и не может переходить. Исчезают, то есть переходят в небытие, только те или иные его качественные характеристики. В этом заявлении диалектики о постоянном переходе бытия в небытие больше литературщины, чем действительно философии, но, поскольку оно традиционно принимается, то его следует традиционно озвучивать.
При этом, чтобы легче понимался этот небольшой парадокс, порожденный терминологией, следует понять, что бытие всякий раз переходит в небытие не вперёд по своему движению в становлении, а назад, по факту исчезновения своего прежнего вида. Бытие отваливается в хвостовой части своего становления своими отмершими частями в небытие, как отваливается и исчезает в черном космосе сгоревшая ступень ракеты.
Точно также можно сказать, что тот девятилетний мальчик, который во втором классе не хотел учить математику, перешел в небытие, потому что из него сейчас получился вот этот вдумчивый читатель, который проникает в философские вопросы движения. В этом смысле любой человек – это тоже единство бытия и небытия, и в нём тоже постоянно совершается переход из бытия в небытие: побрился, умылся, и вот уже ушло в небытие это небритое и неумытое бытие. Литературщина.
То есть, диалектика на вопрос, который можно было бы и не задавать, но который задается – «а куда уходят старые качественные характеристики бытия, когда оно изменяется?», отвечает – «в никуда, то есть в небытие, потому что их нет, и пусть кто-нибудь поспорит с этим фактом». С фактом не поспоришь, но из него можно раздуть нечто, абсолютно его превышающее по его значению, то есть вывести из этого факта, что постоянное изменение бытия (становление) – это есть единство бытия и небытия, заключающееся в постоянном переходе бытия в небытие.