Б 58.ценности,вызовы и риски в современном обществе
Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов и процессов для человека. Ценности аккумулируют в себе общую направленность потребностей, интересов и переживаний субъектов, закрепляются в обычаях, нравственности, общественном мнении, вкусах. Ценность– основание выбора субъектом целей (что надо сделать?), планов (как это делать?), средств и условий деятельности (во имя чего это делать? Что предпочесть? От чего отказаться?). Процедура выбора на основании ценностей есть оценка. Направленность субъекта в его деятельности на ту или иную ценность есть ценностная ориентация. Благодаря ценностям человек вырабатывает определённую жизненную позицию.
Устойчивые ценностные ориентации приобретают характер норм. Ценностное отношение личности к миру и к себе реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. Воля – сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности.
Совокупность ценностей, воплощённых в системе материального производства, организации власти, способах обучения и воспитания, нравственных нормах и т.д., образует духовно-смысловой каркас определённой цивилизации.
Ценности подразделяются на материальные (финансовое благополучие, собственность, успешная карьера и т.д.) и духовные, а последние предстают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т.д. Основная форма, которая вбирает в себя ценности – идеал, то есть высшая, совершенная цель стремлений и желаний человека, прообраз действительности на пути от сущего к должному. Различают идеалы общечеловеческие– истина, красота, справедливость; конкретно-исторические ценности больших социальных групп – равенство, демократия, независимость, державность; ценности малых групп – успех, богатство, мастерство, самосовершенствование.
Для общества важно не терять из виду основные цели и не подменять фундаментальные ценности инструментальными. Так, для сообщества людей фундаментальное значение имеет осуществление прав и свобод каждой личности, а прикладное – техника, экономика, рынок, политика, демократия и т.п. С помощью инструментальных средств общество создаёт предпосылки для проявления творческих качеств человека.
Риск – обратная сторона потребления и комфорта, потеря которого вызывает такой же страх, как потеря собственной идентичности.Основной смысл понятия риска в самом общем виде заключен в терминах “ценность” и “вероятность” (“неопределенность”) последствий. Риск неустраним из социальной жизни, а пределы безопасности создаются самим обществом
В различные эпохи и у разных субъектов выделяются три основные ценностные ориентации:на потусторонний мир, на самого себя и на общество.
Ориентация на потусторонний мир возникает, когда человек чувствует себя слабым перед таинственными силами мироздания, неудовлетворённым своей «посюсторонней» жизнью; испытывает благоговение перед величием открывающейся перед ним вечности и бесконечности после смерти тела. Человек преклоняется перед сверхъестественным и хочет приобщиться к святому. Эта ориентация доминировала в эпохи, когда личностные характеристики были выражены слабо, господствовал коллективизм, корпоративность.
Ориентация на самого себя предполагает выделение личности из общества, некоторый уровень рефлексии. Уход в личную жизнь и разочарование во всём, что происходит за её пределами, характерен для всех эпох упадка, неоправдавшихся надежд.
Ориентация на общество возникает тогда, кода вера в авторитет мирового духа слабеет, а гедонизм демонстрирует разложение. Человек при этом понимается либо абстрактно, как представитель человеческого рода, либо низводится до функции общества.
Каждая из ценностных ориентаций, взятая в отдельности, является односторонней. Эта односторонность преодолевается в попытках синтеза различных подходов.
В современном мире ведущей должна быть общечеловеческая ценностная ориентация, направленная на выживание и дальнейший прогресс цивилизации. Установка рационализма «знание – сила», позволяющая манипулировать вещью, товаром как объектом, заменяется мудростью, ориентирующейся на гармонию человека, общества и природы, на мир и добро, творчество и красоту, признание святости всего существующего.