Занятие 24. философия истории.

1. История как предмет философского рассмотрения. Понятия истории, историографии, историософии.

2. Представление об объективной логике исторического процесса. Смысл и цель истории в различных философско-исторических концепциях. Финализм, эсхатология.

3. Субъект истории: проблема свободы и необходимости. Фатализм, провиденциализм.

4. Проблема универсальности истории. Формационный и цивилизационный подходы.

Темы выступлений:

1. Роль личности в истории.

2. Философия истории А. Тойнби.

3. «Россия и Европа» Н.Я. Данилевского.

4. Философия истории Г.В.Ф. Гегеля.

5. Проблема «конца истории» в современной философии (А. Кожев, Ф. Фукуяма).

6. Современные футурология: сценарии будущего.

Основная литература:

Философия: учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2003. Глава 15.

Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В. Философия. В вопросах и ответах: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. Раздел IV. Тема 18.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2004. Глава 5. § 5.

Манжора О.Б. Проблема единства и многообразия истории: Материалы к лекции по теме «Философия истории». Саратов: Изд-во СГАП, 1997.

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.2. М.:Политиздат, 1991. Раздел

6. Философия истории.

Дополнительная литература:

Белл Д. Возобновление истории в новом столетии // Вопросы философии. 2002. №5.

Визгин В.П. История и метаистория // Вопросы философии. 1998. №10. Гемпель К.Г. Функция общих законов в истории // Вопросы философии. 1998. №10.

Игнатов А. Русская философия истории: романтический консерватизм //

Вопросы философии. 1999. №11.

Кессиди Ф.Х. Философия истории Фукидида и современность // Вопросы философии. 2005. №7.

Козин Н.Г. Идентификация. История. Человек // Вопросы философии. 2011.

№1.

Маслов В.Ф. Цивилизационный подход к историческому процессу //

Вопросы философии. 2010. №7.

Миронов В.Н. Философия истории Фридриха Ницше // Вопросы философии. 2005. №11.

Ойзерман Т.И. Плодотворная противоречивость философско-исторических и общественно-политических воззрений (Социальная философия Жан-Жака Руссо) // Вопросы философии. 2009. №5.

Ойзерман Т.Н. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы //

Вопросы философии. 2001. №2.

Панарин А.С. Смысл истории // Вопросы философии. 1999. №9. Пантин И.К. Марксизм: историческое самопознание // ВФ. 2009. №7.

Панфилова Т.В. Проблема смысла истории // Вопросы философии. 2006.

№12.

Савин А.Э. Концепция историчности жизненного мира в трансцендентальной феноменологии Эдмунда Гуссерля // Вопросы философии. 2008. №5.

Савин А.Э. Способ периодизации исторического процесса у Гуссерля //

Вопросы философии. 2008. №1.

Хвостова К.В. Византийская философия истории // Вопросы философии. 2009. №5.

ТЕМА XI. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ЛЕКЦИИ (2 часа) ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Социально-философские и социологические подходы к определению

«современности». Понятия модерна, модернизации, постмодерна.

2. Государство, экономика, наука и техника в современном мире.

3. Глобальные проблемы современности.

4. Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ (4 часа)

ЗАНЯТИЯ 25 и 26. Содержание понятия «современность». Основные черты и тенденции современного этапа развития общества.

1. Социально-философские и социологические подходы к определению

«современности». Понятия модерна, модернизации, Просвещения, постмодерна.

2. Социально-экономические проблемы современности. Понятие глобализации. Проблема неравномерного развития.

3. Социально-политические проблемы современности. Понятие неолиберализма. Кризис национального государства. Рисунок гегемонии (Э. Лакло, Ш. Муфф) в условиях однополярного мира.

4. Экологические проблемы современности.

5. Духовные проблемы современности. «Новое Средневековье» (У. Эко). Кризис культуры диалога. «Столкновение цивилизаций» (С. Хантингтон).

6. Религия в современном мире. Понятие постсекулярной культуры.

Темы выступлений:

1. Модерн или постмодерн: дискуссия вокруг понятия «современность».

2. Глобализация или глокализация: тенденции современного экономического развития.

3. Неолиберализм, его сущность и идеология.

4. Характер и формы современной войны.

5. Основные черты постмодернистской культуры.

6. Место религии в современном мире.

Основная литература:

Философия: учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2003. Глава 34.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2004. Глава 5. § 8.

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.2. М.:Политиздат, 1991. Раздел

8. Гл. 2. Глобальные проблемы цивилизации.

Дополнительная литература:

Асатрян М.В. Ключ к экономическим и социально-политическим ошибкам марксизма // Вопросы философии. 2009. №7.

Богатырева Е.А. Завершен ли «проект» постмодерна? // Вопросы философии. 2009. №8.

Бузгалин А.В. Диалектика: реактуализация в мире глобальных трансформаций // Вопросы философии. 2009. №5.

Воропаев Д.С. «Китайская грамота» как политический и социальный ресурс модернизации // Человек. 2010. №4.

Гаджиев К.С. Мировой экономический кризис: политико-культурное измерение // Вопросы философии. 2010. №6.

Гранин Ю.Д. «Глобализация» или «вестернизация»? // Вопросы философии. 2008. №2.

Зеленко Б.И. Правовой этатизм как modus vivendi РФ (взгляд через кризис) //

Вопросы философии. 2010. №4.

Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация: системные кризисы индустриальной эпохи // Вопросы философии. 1999. №5.

Капустин Б.Г. Современность – как принуждение и как свобода // Вопросы философии. 1998. №4.

Козин Н.Г. Искушение либерализмом // Вопросы философии. 2006. №9. Макаров В.Л. Становится ли человеческое общество стабильнее // Вопросы философии. 2010. №8.

Маркова Л.А. Теология в эпоху постмодернизма // Вопросы философии. 1999. №2.

Мясникова Л.А. Экономика постмодерна и отношения собственности //

Вопросы философии. 2002. №7.

Павленко А.Н. «Экологический кризис» как псевдопроблема // Вопросы философии. 2002. №7.

Павленко А.Н. Эсхатологический исток современной техники //Человек. 2010. №1.

Панарин А.С. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств // Вопросы философии. 2003. №6.

Методические указания

Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе.

ТЕМА I. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

В общей структуре курса этот раздел занимает совершенно особое место: ибо от того, как мы понимаем предмет философии, зависит то, как мы философствуем. Не говоря уже о том, что само по себе определение предмета философии, это многосложная проблема. Именно поэтому для того, чтобы понять сущность и место философии в культуре необходимо подойти к философии исторически – понять, из какого более общего состояния сознания и культуры оно возникает. Это мировоззрение. В этой связи целесообразно понять сущность, структуру и функции мировоззрения; содержание основного вопроса мировоззрения; исторические типы мировоззрения – миф и религия. После этого и на основе этого легче убедиться в том, что философия – это высший исторический тип мировоззрения, теоретическое обоснование мировоззрения.

Более полное представление о специфике философии как формы знания можно получить, сравнивая философию и науку. Через процедуру сравнения обнаруживаются как общие, так, что особенно важно, и особенные черты философского знания и среди них в первую очередь всеобщий характер философского знания.

Весьма важной, а потому и самостоятельной задачей раздела является изучение основных принципов (парадигм) философского мышления, группирующихся вокруг основного вопроса философии и вопроса о познаваемости мира.

ТЕМА II. ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Из всего многообразия древневосточных философских систем для аудиторного изучения предлагаются те, которые в наибольшей степени оказали влияние на становление культуры и духовности Древнего Китая: даосизм и конфуцианство и Древней Индии: буддизм. Идейное содержание буддизма в систематическом виде можно свести к его четырем благородным истинам и главной среди них – к онтологической максиме буддизма: бытие и страдание тождественны. Три оставшиеся - учения о карме, восьмеричном пути спасения, идея о желании как главном источнике страданий являются лишь конкретизацией главного открытия буддизма – онтологической максимы.

Конфуцианская философия более метафорична, но от этого не лишена большей практичности. Три принципа конфуцианской философии: «ли» -

«жэнь» - «вэнь» выражают главные социальные и антропологические смыслы конфуцианской философии. При изучении даоской философии

основное внимание следует сосредоточить на главном – на учении о «Дао», в частности, на двух видах Дао и производных от них двух типах познавательного отношения человека к миру.

Анализ «древнегреческого чуда» – в древнегреческой философии целесообразно начать с уяснения основных особенностей, отличающий западный, древнегреческий тип мышления от древневосточного, начиная с уровня достигнутой рациональности и кончая самим статусом философа и философии в древнегреческой культуре.

Очень важно понять общую особенность всей досакратической философии

– её натурфилософский характер, который проявился в постановке и решении проблемы поиска первоначала бытия. В этой связи следует определить главные отличия в решении этого вопроса в ионической и афинской философской школах.

Феномен Сократа в древнегреческой философии необходимо интерпретировать в качестве начала принципиальной переориентации предметных интересов философии с натурфилософских проблем на антропологические. В этом контексте следует разобраться с сущностью сократического метода и этическим рационализмом Сократа.

Учение Платона – это первая всеобъемлющая система объективного идеализма в истории философии. Поэтому очень важно понять сущность платонического переворота в философии. Но это не освобождает от необходимости более подробного изучения платоновской онтологии и связанной с ней гносеологии. Если сущность первой выражается в концепции эйдосов, то вторая – в принципе анамнезиса. Социальная философия Платона, его учение о государстве является продолжением и выражением его учения о душе.

Аристотель – первый философ в древнегреческой философии, осуществивший синтез всех философский идей. Знакомясь с его философией, важно осознать её ключевые моменты: критика концепции эйдосов Платона, выработка оригинального учения о материи и форме как двух базовых основах бытия, учение о четырех причинах бытия, учение о категориях и классификациях наук, учение о душе и видах добродетели, учение о политике.

Завершением древнегреческой философии стал её эллинистический период. Он представлен поиском новых жизненных идеалов в условиях кризиса древнегреческого общества через философские системы эпикуризма, скептицизма и стоицизма. Особое место в позднеантичный период заняла философия Плотина, которая дала совершенно новую картину мироздания через учение о едином, эманации и ступенях эманации, ставшим основой для поиска новых идеалов и смыслов жизни.

Средневековая философия заняла в истории западного человека 1000 лет. И это время стало временем полного господства религиозной философии. В этом смысле теоцентризм – это общая характерологическая черта всех философских систем средневековья. Второй чертой стала схоластика.

Помимо изучения персоналистических вершин философии Средних веков

– философия Августина и Аквинского, очень важно осмыслить существо

«сквозных» проблем, пронизывающих почти всю историю средневековья: проблема природы универсалий, соотношение Веры и Разума, обоснование бытия Бога – логика апофатической и катафатической теологии.

Европейское возрождение в его философском выражении имеет ряд общих черт. Эта антисхолатическая направленность; новое отношение к античному наследию; антропоцентризм; гуманизм; новые представления о предназначении человека; художественная форма; пантеизм. В последнем случае более глубокое осмысление пантеизма можно достичь через анализ натурфилософии Возрождения (Д.Бруно).

Переходя к характеристике философии Нового времени, важно уяснить, что ее становление было тесно связано с революцией в конце 17 в., сознанием механистической картины мира и зарождением опытно- механистического естествознания. Именно поэтому в первую очередь надо разобраться в существе спора эмпиризма и рационализма – спор о главных источниках знания. Под этим углом следует рассмотреть основное идейное содержание философии Ф.Бэкона и Р.Декарта.

Деизм и проблема субстанции – это еще одна общая черта и общая проблема для новоевропейской философии. В этой связи важно показать как они преломились в натуралистическом пантеизме Б.Спинозы и рационалистической метафизике Г.Лейбница.

Философия Просвещения – это новый этап в развитии принципов новоевропейского рационализма. Но он стал не только этим. Важно понять, что философия Европейского просвещения стала духовной подготовкой идейно-теоретических основ буржуазных революций в Европе. Именно это предопределило его общие черты.

Философия немецкого идеализма – сложнейший и наиболее выдающийся этап в развитии мировой философской мысли. В этой связи очень важно осознать основные идеи этой философии в лице её самых выдающихся представителей – И.Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах.

Изучая философию И.Канта, необходимо, прежде всего, понять сущность его трансцендентальной философии. Для этого следует разобраться в природе кантовского априоризма – в природе априорных форм чувственности, рассудка и разума. Здесь содержится источник кантовского агностицизма, проявившегося в учении о «вещах в себе» и «вещах для нас», в знаменитых антиномиях разума.

Философия Г.Гегеля – это объективный идеализм и панлогизм. Необходимо понять связующее начало всей философской системы Гегеля. Но главное завоевание гегелевской философии – это его диалектика: принципы, законы и категории.

В учебном курсе философии антропологический материализм Л.Фейербаха представляет интерес со стороны двух своих составляющих: во-первых, со стороны исследования сущности человека и, во-вторых, со стороны

демистификации сущности религиозной веры – знаменитой критики философских основ христианства.

Завершающий раздел истории философии ставит своей целью изучение феномена неклассической рациональности и основных философских школ и направлений ХХ века. Неклассическая форма существования современной философии начинается со знаменитого шопенгауэровского переворота в философии, заложившего основу философии жизни. Её идейно- теоретический потенциал был по-настоящему раскрыт Ф.Ницше.

Иррационализм и тотальный пессимизм Ф.Ницше нашёл проявление в ключевых идеях его философии – «воля к власти», «идея сверхчеловека»,

«вечного возвращения».

Позитивизм. Истоком его возникновения послужила критика О.Кантом умозрительного, оторванного от эмпирической реальности характера философии в её классических формах. Это привело к тому, что позитивизм выступил как разновидность феноменализма. И эта родовая его черта проявилась в качестве сущностной во всех трех исторических формах его разновидности.

Марксизм. Это первая в истории философии школа философской мысли, которая поставила своей целью не только соединить материализм и диалектику, но и на этой основе превратить философию в науку и в теорию революционного изменения действительности. В ряду других марксистских идей важно обратить особое внимание на главное открытие марксизма – на материалистическое понимание истории.

Фрейдизм и неофрейдизм. Представляет интерес сама эволюция этой философии от, собственно, психоаналитической практики до философских обобщений. В этой связи следует обратить внимание на систему специфических понятий («бессознательное», «либидо», «сублимация»,

«архетип») – ключевых для понимания теории и практики психоанализа. Рассматривая неофрейдизм, необходимо отметить главное в его идейной направленности – попытку соединить фрейдистскую методологию анализа человека с исследованием его социально-деятельной сущности.

Феноменология. Это философия сознания, его структуры и способов адекватного постижения реальности. Кризис науки и европейского человечества, по мысли Э.Гуссерля, создателя феноменологии, связан с развитием науки, основанной на логике, которую он подверг критике за психологизм. Исходя из этого, становится понятным выход из кризиса, предложений немецких философов: ликвидация психологизма, очищение сознания от всех смысловых наслоений методом феноменологической редукции («эпохе»).

Экзистенциализм. Это одно из самых теоретически значимых и реально повлиявших на основы духовности европейского человека 20в. течение философской мысли. Для понимания ключевых идей экзистенциализма следует самым внимательным образом не только изучить, но и понять взаимосвязь следующих основополагающих положений.

• «существование предшествует сущности» (Ж. Сартр)

• «существование – это всегда единичное, абстрактное не существует» (С.

Кьеркегор).

• «нет детерминизма – человек свободен, человек – это свобода» (Ж.

Сартр).

Следует обратить внимание и на особый понятийный инструментарий, порывающий связь с классической категориальной системой, но призванный выразить особые онтологические характеристики человеческого бытия, как правило, находящихся в пограничных ситуациях: «тревога», «забота»,

«вина», «смерть», «абсурд».

Прагматизм. Внимание к этому направлению западной философской мысли обусловлено тем, что оно стало философской рефлексией над духовными основами американской культуры и практики жизни. В центре внимания должен оказаться знаменитый «принцип Пирса» - идейный фундамент прагматизма, инструментализм Д. Дьюи и прагматическая концепция истины.

ТЕМА III. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Изучение русской философии целесообразно начать с ее особенностей и этапов развития, с понимания ее христианской византийской культурной и духовной составляющей, а начиная с XVIII столетия и западноевропейской.

С учетом влияния на характер развития русской философии, в частности, на её самобытный национальный характер, особого внимания заслуживают три идейно-теоретических блока в её истории. Это знаменитый спор славянофилов и западников, впервые поставивший до сих пор актуальную для России проблему её исторической, культурной и цивилизационной идентичности. Это философия периода систем, выдающихся персон – В.С Соловьёва и Н.А. Бердяева и, наконец, философия русского космизма в её двух разновидностях – религиозный и естественнонаучный.

ТЕМА IV. ОНТОЛОГИЯ.

Учение о бытии естественно начать с категориального анализа категорий

«бытие», «небытие», «ничто». И через призму их содержания рассмотреть основные формы бытия. Этот анализ необходимо довести до категории субстанции. Показать специфику философского, религиозного и естественнонаучного подхода к определению её сущности. Очень важно дойти до понимания субстанциальной иерархизированности нашего мира, его дифференцированности на мир специальных, общих и всеобщих сущностей. Категория «материя» - это следующий этап в понимании

онтологической сущности мира. Основными способами в её интерпретации стали субстратный, атрибутивный и реляционный подходы.

Поскольку философия – это учение о конечных основаниях и причинах всего сущего, именно поэтому проблема бесконечности – это одна из ключевых проблем философской онтологии. В этой связи необходимо, прежде всего, уяснить для себя основные формы реальности бесконечности в мире конечных вещей, понять онтологический и гносеологический аспекты бесконечности мира.

Природу бытия невозможно понять вне его основных атрибутов: движение

– пространство – время. Движение выражает имманентно присущую всему бытию активность; пространство – размерность и порядок сосуществования вещей относительно друг друга; время – длительность и порядок следования вещей друг за другом в процессе своего развития. Для исчерпывающего понимания природы пространства – времени и их связи с движущейся материи целесообразно изучить специфику пространственно – временных свойств в неживой, живой и социально организованной материи.

Естественным завершением теории бытия становится изучение основных аспектов единства человека и мира. И главное, определение статуса человека в Универсуме. В данном случае следует ознакомиться с основными моделями интерпретации положения человека в эволюции мира, имеющих особое мировоззренческое значение.

Как наиболее полное учение о развитии, всеобщей связи и взаимообусловленности всего сущего, диалектика выполняет особую функцию в философии – является наиболее универсальным методом познания. В этой связи, приступая к изучению диалектики, необходимо осмыслить не только её сущность, исторические формы, её наиболее выраженные антиподы, но и понять её структуру – принципы, законы и категории.

Анализ законов диалектики традиционно представлен через гегелевскую триаду законов диалектики. В этой связи важным с методической точки зрения представляется анализ не только основного идейного содержания законов диалектики, но и сопутствующий ему категориальной системы.

Категории диалектики метафорически называют ещё не основными законами диалектики, так как они действительно вскрывают общие аспекты во всеобщей связи и взаимообусловленности всего сущего, новые закономерные связи развития. Для аудиторного изучения выносятся так называемые соотносительные категории: «явление» - «сущность»; «причина»

- «следствие»; «необходимость» - «случайность».

Важной составляющей категориального аппарата философии является категория «развитие». Её анализ необходимо связать с пониманием самых глубоких пластов природы процессуальности нашего мира, его основных направлений развития – прогресс, регресс, круговорот.

ТЕМА V. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ

Наиболее продуктивной концепцией, рационально объясняющей истоки и сущность феномена сознания, является та, которая возникновение сознания связывает с саморазвитием такого внутреннего свойства всякого взаимодействия, как отражение. Что касается сущности сознания, то ее целесообразно осмысливать в терминах социальной и практической природы сознания. Но это только часть проблем темы. Её важнейшим звеном является психофизиологическая проблема и такая ее составляющая, как осмысление природы идеального и, следовательно, феномена сознания как субъективной реальности.

Субстанциальные и несубстанциальные трактовки сознания. Понятия души и сознания. Многообразие представлений о духовности в истории философии. В последнем случае важно обратит внимание на трактовку духовности как акта трансцендирования к трансцендентным ценностям. Проблема самосознания в классической философии. Подход неклассической философии: сознание как вид бытия.

Структура психики и сознания. Сознательное и бессознательное. Перцептивное сознание. Память. Воля и эмоции, их функции. Сфера мыслительных процессов: разум, рассудок, рефлексия. Интуиция, воображение, творчество. Сознательность и рациональность. Сознание как форма отношения к действительности. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта. В последнем случае целесообразно продумать проблему критериев разумности и связанную с ней проблему возможности замены цивилизации естественного человека цивилизацией киборгов.

На базе рассмотрения структуры человеческой души, ее структурообразующих элементов – Я (сознание); НЕ-Я (бессознательное); МОЕ-Я (самосознание); СВЕРХ-Я (императивы социального долженствования) следует актуализировать основные итоги психоаналитического подхода к феномену сознания.

ТЕМА VI. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Это важнейшая тема систематической философии, поднимающая ряд проблем, связанных с закономерностями человеческого познания. И в первую очередь необходимо определиться с сущностью познавательного отношения к миру. Оно представлено через многообразие подходов к пониманию познания: рационализм и иррационализм, агностицизм, скептицизм. Становление субъектно-объектного подхода в теории познания (Р. Декарт, И. Кант). Чувственное и рациональное в познании. Проблема взаимодействия рационального и иррационального в процессе познания, возможностей и возможных пределов познания. Эти аспекты темы завершаются формированием представлений о сущности интуиции, и ее роли в процессе познания. В рамках рациональной ступени познания следует

выделять два уровня – эмпирический и теоретический

Естественно, вся гносеологическая проблематика концентрируется вокруг центральной теоретико-познавательной проблемы – истины и форм объективации ее критериев. В последнем случае знание о том, что есть истина, можно получить через рассмотрение основных парадигмальных установок в интерпретации сущности истины – объективистской, конвенциальной и субъективистской. Необходимо определить и роль практики в процессе познания. В последнем случае следует уяснить сущность деятельностного подхода в теории познания. Кроме того, проблема истины должна быть поставлена дифференцировано, как проблема истины в философии и науке. Это расширит диапазон анализа феномена истины до ее основных концепций: классическая, когерентная, прагматическая и семантическая концепции истины. Критерии истины. Проблема истины в праве.

В рамках темы следует обратить внимание на существующие типы знания и, вслед за этим, на особенности социального познания, в частности, на интерпретационную и герменевтическую природу гуманитарного познания. В этом случае требует своего адекватного понимания место интереса и ценностей в структуре социального познания.

Изучение проблем темы целесообразно начать с решения общих вопросов: осмысления феномена науки в трех основных взаимосвязанных аспектах – науки как вида познавательной деятельности; науки как системы знания; науки как социального института. Понимание феномена науки важно совместить с проблемой рациональности в познании. В этой связи необходимо осмыслить типы рациональности, сложившиеся за всю историю человеческой мысли, и после этого понять науку как особый тип рациональности. Такому пониманию науки будет способствовать анализ единства и различия между: наукой – философией; наукой – искусством; наукой – религией; наукой – обыденным сознанием. Вопрос о периодизации исторического развития науки следует совместить с изучением сущности и основных особенностей научных революций в истории человечества.

Важной задачей при изучении современного этапа развития науки является знакомство с основными положениями главных методологических концепций современности. Неопозитивистская концепция языка науки Л. Витгенштейна. Критический рационализм и фальсификационизм К. Поппера. Теория научных революций Т. Куна. Синтез конвенционализма и фальсификационизма в концепции философии науки И. Лакатоса. Методологический анархизм П. Фейерабенда. Герменевтический анализ Г. Гадамера.

Следующий блок проблем методологии науки образуют вопросы структуры научного знания. Их идейную сердцевину составляют вопросы, касающиеся сущности эмпирического и теоретического уровней научного знания и познания. Критерии их различения следует маркировать по предмету, методам и языку. Предельную конкретность представлениям о сущности эмпирического и теоретического познания может дать изучение их

методов. Эмпирического – наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение. В равной мере используемые на эмпирическом и теоретическом уровнях – абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование. Теоретического – идеализация, формализация, аксиоматический, восхождения от абстрактного к конкретному. Необходимо разобраться и с основными формами научного познания – научный факт, проблема, идея, принцип, закон, теория, гипотеза.

Завершающим аккордом темы должно стать уяснение основных закономерностей развития научного знания, особенно тех из них, которые порождены современным этапом развития науки. К ним следует отнести все возрастающую роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Принцип глобального эволюционизма и его роль в формировании современной научной картины мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Возрастание роли науки в преодолении глобальных противоречий современности.

ТЕМА VII. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Антропологическая парадигма – это одна из самых главных парадигм в философском познании мира, всегда связанного и обусловленного задачами поиска антропологической составляющей во всем сущем. Данная тема должна дать системные знания о феномене человека во всем богатстве его измерений. Эта цель достигается посредствам анализа человека через главные антропологические блоки.

Первый блок социально – биологический. Для того чтобы понять социально-биологическую природу человека, её целесообразно рассмотреть в двух взаимосвязанных аспектах – историческом и современном, на стадии ставшего человека. Первый аспект раскрывается через диалектику социального и биологического в период становления человека. Антропосоциогенез: сущность, факторы, основные этапы и тенденции развития. Понятие гоминоидной триады. Возникновение и развитие феноменов труда, сознания-языка и социальности как главных факторов и итогов антропосоциогенеза. Понятие «рубикона труда» и «социальности», их сущность и пути преодоления в антропосоциогенезе. Возникновение и развитие нравственности как фактора антропосоциогенеза.

Второй аспект в социально-биологической проблеме раскрывается через многообразные соотношения социального и биологического в современном человеке. Социальное и биологическое – две программы наследования человека. Диалектика социального и биологического в человеке. Генетика и

психология; генетика и криминология – проблема места и роли генетического фактора в бытии человека. Критика биологизаторских и социологизаторских трактовок феномена человека.

Второй блок проблем касается определения сущности человека. В этом случае необходимо изучить основные антропологические парадигмы в понимании сущности человека: социоцентризм, теоцентризм, натуроцентризм, персоноцентризм. Деятельностная сущность общественного человека. Деятельность как единство процесса опредмечивания и распредмечивания. Идея развития общества как практическая реализация человеком своих жизненных сил и способностей – основа новоевропейской культуры и цивилизации. Отчужденные формы жизни. Проблема социального предназначения человека в других культурах и цивилизациях.

Третий блок образуют вопросы философской теории личности. Анализ сущности человека необходимо довести до определения сущности феномена личности, как меры овладения индивидом родовой сущности человека. Человек – индивид – личность – индивидуальность. Феномен личности: сущность и становление. Основные этапы социализации личности. Личность и общество. Личность и культура. Соотношение воспитания и самовоспитания, факторов макро- и микросреды в развитии личности Типология личности – историческая и ролевая. Трагедия абсолютного индивидуализма и коллективизма.

ТЕМА VIII. АКСИОЛОГИЯ

Аксиология человеческого бытия. Понятие ”ценность” и сущность ценностного отношения к миру. Основные ценности человеческого бытия: любовь, добро, красота, счастье. Гуманизм как мера общественного прогресса, как признание ответственности человека за бытие человеческого рода и свою собственную судьбу, критерий оценки деятельности людей, социальных институтов и организаций. Причины кризиса гуманизма. Угроза антропологической катастрофы: сущность, возможные пути ее преодоления.

Проблемы с особой ценностной остротой концентрируется вокруг философского осмысления феномена человеческой свободы. Поскольку свобода – это тип отношения человека ко всему сущему, постольку необходим многоаспектный подход к этому феномену: в аспектах отношений человека к природе, другому человеку – в обществе и к самому себе: свобода

– природа; свобода – общество; свобода – личность. Во всех трёх аспектах обнаруживаются природные, социальные и персоналистические источники свободы и несвободы человека. Способы обретения личных свобод. Свобода личности и свобода общества – диалектика взаимосвязи. Основные императивы свободы – свобода «От» и свобода «Для». Свобода и ответственность. Человек в противоречиях социального бытия. Феномен отчуждения: причины возникновения, сущность, формы (экономическое,

политическое, культурное, антропологическое, экологическое). Свобода как процесс и результат снятия отчуждения.

В аксиологии существует блок проблем, связанный с анализом базовых ценностей человеческого бытия – любовь, красота, добро, счастье. Он позволяет выйти на осмысление основных ценностей и конечных смыслов человеческого бытия, понять – заслуживает ли жизнь того, чтобы её прожить и если да, то во имя чего, каких целей, ценностей и смыслов. В этой связи стоит определиться с сущностью главных ценностей бытия, понять их сложную смысловую структуру.

Феномен жизни и смерти: социальные и биологические аспекты. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Личное бессмертие – иллюзии и реальности. Самоценность человеческой жизни. Социальная и биологическая продолжительность человеческой жизни. Дискуссия по вопросу эвтаназии - «права на смерть». Человек в поисках смысла: цели, ценности и смыслы существования человека – профанные и трансцендентальные. Антропологические императивы «Иметь» и «Быть».

ТЕМА IX. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Изучению основ социальной философии необходимо придать последовательно систематический характер, через рассмотрение основных проблемных блоков.

Первый блок – анализ общества как части объективной реальности наиболее целесообразно совместить с осмыслением так называемой сапиентной триады – природы социальности, деятельности и сознания.

Второй блок – природа и общество. Он традиционен в структуре социальной философии и предполагает рассмотрение всего комплекса проблем, группирующихся вокруг роли географического и демографического факторов в историческом развитии.

Третий блок посвящен анализу сущности базовых парадигм в понимании основ общественной жизни – идеалистической, материалистической и натуралистической. Их осмысление необходимо совместить с изучением диалектики основных сфер общественной жизни.

Четвертый блок связан с осмыслением закономерностей экономического бытия общества. Это предполагает разбор таких основополагающих понятий, отражающих экономическую жизнь общества, как технологический и экономический способы производства, производительных сил и производственных отношений.

Рассматривая проблемы пятого блока – социальное бытие общества, в первую очередь необходимо осмыслить с<

Наши рекомендации