ТЕМА № 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. В КОНЦЕПЦИИ ГЕГЕЛЯ ЕДИНСТВО МИРА ОБУСЛОВЛЕНО:

1) его материальностью

2) субстанциальностью абсолютной идеи

3) первотолчком

4) актом божественного творения

2. ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЮТСЯ

(укажите не менее двух вариантов ответа):

1) Вольтер

2) И. Фихте

3) Ф. Шеллинг

4) П. Гольбах

3. РОДОНАЧАЛЬНИК НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ:

1) Фейербах

2) Кант

3) Фихте

4) Гегель

4. СОГЛАСНО И.КАНТУ, ЧЕЛОВЕК, ОБРАЩАЯСЬ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, ПОЗНАЕТ:

1) вещи, как они есть

2) ноуменальную реальность

3) антиномии чистого разума

4) вещи, как они явлены в опыте

5. ВПЕРВЫЕ ВВЕЛ В ОБОРОТ ПОНЯТИЕ «ВЕЩЬ В СЕБЕ» ФИЛОСОФ:

1) Гегель

2) Кант

3) В.И. Ленин

4) Аристотель

6. ЭПИТЕТ «ЧИСТЫЙ», КОТОРЫЙ УПОТРЕБЛЯЕТ И. КАНТ ПО ОТНОШЕНИЮ К РАЗУМУ, ОЗНАЧАЕТ:

1) свободный от заблуждений

2) существующий безотносительно к субъекту

3) исследованный вне конкретного опытного содержания

4) абстрагированный от форм восприятия

7. НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ, ОСУЩЕСТВИВШИЙ СВОЕГО РОДА ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕВОРОТ, СВЯЗАННЫЙ С ПЕРЕНОСОМ ВНИМАНИЯ С ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ НА ПОЗНАЮЩЕГО СУБЪЕКТА:

1) Гегель

2) Кант

3) Лейбниц

4) Фейербах

5) Маркс

8. И. КАНТ ПОЛАГАЛ, ЧТО ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ СУЩЕСТВУЮТ:

1) в рамках продуктивного воображения

2) объективно

3) в точке трансцендентальной апперцепции

4) как формы чувственного восприятия

9. И. КАНТ НАЗЫВАЕТ ПОНЯТИЯ, КОТОРЫМИ ОПЕРИРУЕТ ЧИСТЫЙ РАЗУМ:

1) функции

2) идеи

3) суждения

4) дедукции

10. ВПЕРВЫЕ РАССМАТРИВАЛ НРАВСТВЕННОСТЬ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ СФЕРУ ФИЛОСОФ:

1) И. Кант

2) Д. Юм

3) Г. Гегель

4) Вольтер

11. КАТЕГОРИИ В УЧЕНИИ КАНТА – ЭТО:

1) наиболее общие формы осмысления предметов опыта

2) понятия, образованные путем абстрагирования

3) бессознательные формы восприятия действительности

4) феномены опыта

12. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КАНТА, ПОЗВОЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКУ ПРИВОДИТЬ В СООТВЕТСТВИЕ ЧУВСТВЕННЫЕ ЯВЛЕНИЯ И КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ:

1) интуиция числа

2) интеллектуальный инстинкт

3) трансцендентальная апперцепция

4) способность суждения

13. ХАРАКТЕР ПОНЯТИЙ, КОТОРЫМИ ОПЕРИРУЕТ ЧИСТЫЙ РАЗУМ, ЯВЛЯЕТСЯ:

1) апостериорным

2) трансцендентным

3) трансцендентальным

4) эстетическим

14. КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И. КАНТА СТАВИТ ЦЕЛЬ:

1) интеллектуальное совершенствование

2) материальная выгода

3) исторический прогресс

4) человек

15. ПО МНЕНИЮ И. КАНТА, ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНЫМ:

1) следование своей природе

2) следование долгу

3) адекватное познание

4) исполнение религиозных норм

16. СОЗДАТЕЛЬ И СИСТЕМАТИЗАТОР ДИАЛЕКТИКИ КАК МЕТОДА ПОЗНАНИЯ:

1) Декарт

2) Кант

3) Лейбниц

4) Гегель

17. ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, К КОТОРОМУ ОТНОСИТСЯ УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ:

1) объективный идеализм

2) субъективный идеализм

3) идеалистический плюрализм

4) материалистический монизм

18. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В «НАУКЕ ЛОГИКИ» ГЕГЕЛЯ

(выбрать не менее двух вариантов ответов):

1) природа

2) абсолютная идея

3) абсолютный дух

4) логические закономерности

19. В СИСТЕМЕ ГЕГЕЛЯ ПРИРОДУ И ИСТОРИЮ ТВОРИТ:

1) случайность

2) воля божественного провидения

3) естественные законы

4) логика развития мирового духа

20. БЫТИЕ ПРИРОДЫ У ГЕГЕЛЯ РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ КАК:

1) инобытие идеи

2) самостоятельное бытие материи

3) постоянный акт божественного творения

4) произвольное бессистемное становление

21. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД ГЕГЕЛЯ ПОЗВОЛЯЕТ ВСКРЫТЬ:

1) законы развития

2) дуальную природу человека

3) причины разделения труда

4) несправедливый характер монархии

22. В ОТЛИЧИЕ ОТ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ, ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ РАССМАТРИВАЕТ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ:

1) в их неизменности и различии

2) в их тождестве

3) в их случайных взаимосвязях

4) в их субординации и связи

23. ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПО ГЕГЕЛЮ, СУЩЕТСВУЮТ КАК:

1) абсолютные

2) воображаемые

3) необходимый элемент развития

4) непреодолимые

24. СООТНЕСИТЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ ГЕГЕЛЕМ, С ИХ СУЩНОСТЬЮ:

А) закон единства и борьбы противоположностей

Б) закон перехода количественных изменений в качественные

В) закон отрицания отрицания

1) указывает, как происходит развитие

2) определяет направление развития

3) раскрывает источник развития

25. ЗАКОН ДИАЛЕКТИКИ, РАССМАТРИВАЮЩИЙ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СУЩНОСТИ ПРЕДМЕТА В ФОРМЕ «СКАЧКА»:

1) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

2) закон единства и борьбы противоположностей

3) закон отрицания отрицания

26. ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА ЯВЛЯЕТСЯ:

1) И. Кант

2) Г. Гегель

3) Л. Фейербах

4) К. Маркс

27. ПОНЯТИЕ, СТЕПЕНЬ ОСОЗНАНИЯ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ПОКАЗАТЕЛЕМ СТЕПЕНИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ У ГЕГЕЛЯ:

1) анархия

2) демократия

3) техника

4) свобода

28. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ГЕГЕЛЯ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ КАК:

1) либерализм

2) религиозный фундаментализм

3) консерватизм

4) неоконсерватизм

29. ВЫСШИМ ДОСТИЖЕНИЕМ ИСТОРИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ГЕГЕЛЬ СЧИТАЛ:

1) современную ему Германию

2) будущее Европы

3) строй, сложившийся в странах Востока

4) античную демократию

30. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТ:

1) источник и движущие силы развития

2) направление процесса развития

3) общий механизм развития

4) цель развития

31. ГЕГЕЛЬ ВНЕС БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ:

1) диалектики – науки о всеобщем развитии

2) теории прибавочной стоимости

3) теории общественного договора

4) познания

32. ОСНОВА ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПО ГЕГЕЛЮ, В:

1) общественном разделении труда

2) конфликте между властью и индивидуальной свободой

3) развитии «абсолютной идеи», «мирового духа»

4) развитии природы

33. ГЕГЕЛЬ СЧИТАЛ ВОЗМОЖНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАЛЕКТИКИ КАК:

1) метод исследования единичного

2) метод исследования всеобщего

3) метод исследования особенного

4) универсальный метод исследования

34. СМЫСЛ КАТЕГОРИЧЕСКОГО ИМПЕРАТИВА И. КАНТА ВЫРАЖЕН В СУЖДЕНИИ…

1) «человек человеку друг, товарищ и брат»

2) «человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей»

3) «человек человеку волк»

4) «человек человеку бог»

35. ВРЕМЕННАЯ ТОЧКА, В КОТОРОЙ ГЕГЕЛЬ РАЗМЕЩАЛ НАИВЫСШЕЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ:

1) прошлое

2) настоящее

3) будущее

36. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГЕГЕЛЯ, СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА ИМЕЕТ СВОЕЙ ПРЕДПОСЫЛКОЙ:

1) необходимость

2) судьбу

3) случай

4) произвол

5) ответственность

37. ФЕЙЕРБАХ УТВЕРЖДАЛ, ЧТО СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО «Я» ПРОЯВЛЕНА В:

1) самосознании человека

2) его волевых актах

3) целостности его тела

4) этических представлениях

38. УТВЕРЖДАЯ КОММУНИКАЦИЮ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО «Я», ФЕЙЕРБАХ ТЕМ САМЫМ ПОДЧЕРКИВАЛ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ:

1) родовым существом

2) биологическим существом

3) неоконченным творением природы

4) детерминированным внешними силами

39. ВЫСШИМ ТИПОМ КОММУНИКАЦИИ ФЕЙЕРБАХ СЧИТАЛ:

1) формальные пропозиции

2) миф

3) экономику

4) любовь

40. АНАЛИЗИРУЯ СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ, ФЕЙРБАХ УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ОБРАЗ БОГА – ЭТО ОБРАЗ:

1) вымышленного существа

2) непреодолимого рока

3) отчужденной сущности человека

4) архаического патриарха

41. СОГЛАСНО ПРОГРАММЕ НОВОЙ РЕЛИГИИ В УЧЕНИИ ФЕЙЕРБАХА, ЛЮБОВЬ К БОГУ ДОЛЖНА БЫТЬ ЗАМЕНЕНА:

1) научным планированием жизни человека

2) философией построения справедливого общества

3) любовью к человеку

4) любовью к природе

42. ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМОЙ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЕТСЯ…

1) проблема первоначала

2) проблема тождества субъекта и объекта

3) вопрос об отношении человека и Бога

4) структура человеческой психики

43. ПРИЗНАКОМ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ФИХТЕ СЧИТАЛ:

1) подтверждение положений экспериментальным образом

2) математическую доказательность выводов

3) системную связь основоположений

4) соответствие положений реальным фактам

44. КАК ПОКАЗАЛ ФИХТЕ, ГЛАВНОЕ ОСНОВОПОЛОЖЕНИЕ ЛЮБОЙ НАУКИ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) аксиоматическим

2) эмпирическим

3) верифицируемым

4) очевидным

45. ЛОГИЧЕСКИМ ПРОДОЛЖЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ ИДЕЙ ГЕГЕЛЯ И ФЕЙЕРБАХА ЯВЛЯЕТСЯ:

1) критический рационализм

2) позитивизм

3) марксизм

4) прагматизм

46. В ГЕГЕЛЕВСКОЙ ДИАЛЕКТЕКЕ КАТЕГОРИЯ ОТРИЦАНИЯ ОЗНАЧАЕТ:

1) препятствие процессу развития

2) столкновение старого с новым

3) форму реализации новых идей

4) необходимое условие

47. ИСХОДНЫЙ ПУНКТ В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ:

1) абсолютная идея

2) материя

3) «вещь в себе»

4) Бог

48. ВАЖНОЕ МЕСТО В ИСТОРИИ, ПО ГЕГЕЛЮ, ЗАНИМАЮТ «ВСЕМИРНО ДЕЙСТВУЮЩИЕ ИНДИВИДЫ», КОТОРЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ:

1) выдающиеся деятели истории и культуры

2) уникальные эгоисты, действующие ради достижения собственных интересов

3) простые люди, ведущие бессознательный образ жизни

4) исторические личности, реализующие общую «волю мирового духа»

49. КАНТ НАЗЫВАЕТ «ВЕЩЬ В СЕБЕ»:

1) ноумен

2) феномен

3) антиномия

4) парадокс

50. В ТВОРЧЕСТВЕ И. КАНТА ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПЕРИОДЫ:

1) докритический и критический

2) логический и практический

3) метафизический и диалектический

4) идеалистический и материалистический

51. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ И. КАНТА – ЭТО:

1) исследование движущих сил общественного развития

2) анализ саморазвития Абсолютной идеи

3) нахождение всеобщих и необходимых оснований познания и гуманистических ценностей

4) исследование предельных основ бытия

52. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ КАНТА «ПАРНЫЕ СУЖДЕНИЯ, КАЖДОЕ ИЗ КОТОРЫХ ИСКЛЮЧАЕТ ДРУГОЕ», – ЭТО…

1) ноумен

2) императив

3) антиномия

4) максима

53. УКАЖИТЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ СЛОВА: «ПОПРИЩЕ ФИЛОСОФИИ В ЭТОМ ШИРОКОМ ЗНАЧЕНИИ МОЖНО ПОДВЕСТИ ПОД СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

А) ЧТО Я МОГУ ЗНАТЬ?

Б) ЧТО Я ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ?

В) НА ЧТО Я МОГУ НАДЕЯТЬСЯ?

Г) ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК»?

1) Шеллинг

2) Фейербах

3) Кант

4) Гегель

54. И. КАНТУ ПРИНАДЛЕЖИТ ПРОИЗВЕДЕНИЕ:

1) «Мир как воля и представление»

2) «Критика чистого разума»

3) «Энциклопедия философских наук»

4) «Сущность христианства»

55. И. КАНТ В РАБОТЕ «ВСЕОБЩАЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ НЕБА» ВЫДВИНУЛ…

1) теорию множественности миров

2) небулярную космогоническую гипотезу

3) теорию предустановленной гармонии

4) теорию подлунного мира

56. ПОНЯТИЕ «ВЕЩЬ В СЕБЕ» У И. КАНТА ОЗНАЧАЕТ…

1) трансцендентальный субъект

2) непознаваемую сущность

3) феномен

4) абсолютное Я

Наши рекомендации