ТЕМА № 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. В КОНЦЕПЦИИ ГЕГЕЛЯ ЕДИНСТВО МИРА ОБУСЛОВЛЕНО:
1) его материальностью
2) субстанциальностью абсолютной идеи
3) первотолчком
4) актом божественного творения
2. ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЮТСЯ
(укажите не менее двух вариантов ответа):
1) Вольтер
2) И. Фихте
3) Ф. Шеллинг
4) П. Гольбах
3. РОДОНАЧАЛЬНИК НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ:
1) Фейербах
2) Кант
3) Фихте
4) Гегель
4. СОГЛАСНО И.КАНТУ, ЧЕЛОВЕК, ОБРАЩАЯСЬ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, ПОЗНАЕТ:
1) вещи, как они есть
2) ноуменальную реальность
3) антиномии чистого разума
4) вещи, как они явлены в опыте
5. ВПЕРВЫЕ ВВЕЛ В ОБОРОТ ПОНЯТИЕ «ВЕЩЬ В СЕБЕ» ФИЛОСОФ:
1) Гегель
2) Кант
3) В.И. Ленин
4) Аристотель
6. ЭПИТЕТ «ЧИСТЫЙ», КОТОРЫЙ УПОТРЕБЛЯЕТ И. КАНТ ПО ОТНОШЕНИЮ К РАЗУМУ, ОЗНАЧАЕТ:
1) свободный от заблуждений
2) существующий безотносительно к субъекту
3) исследованный вне конкретного опытного содержания
4) абстрагированный от форм восприятия
7. НЕМЕЦКИЙ ФИЛОСОФ, ОСУЩЕСТВИВШИЙ СВОЕГО РОДА ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕВОРОТ, СВЯЗАННЫЙ С ПЕРЕНОСОМ ВНИМАНИЯ С ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ НА ПОЗНАЮЩЕГО СУБЪЕКТА:
1) Гегель
2) Кант
3) Лейбниц
4) Фейербах
5) Маркс
8. И. КАНТ ПОЛАГАЛ, ЧТО ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ СУЩЕСТВУЮТ:
1) в рамках продуктивного воображения
2) объективно
3) в точке трансцендентальной апперцепции
4) как формы чувственного восприятия
9. И. КАНТ НАЗЫВАЕТ ПОНЯТИЯ, КОТОРЫМИ ОПЕРИРУЕТ ЧИСТЫЙ РАЗУМ:
1) функции
2) идеи
3) суждения
4) дедукции
10. ВПЕРВЫЕ РАССМАТРИВАЛ НРАВСТВЕННОСТЬ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ СФЕРУ ФИЛОСОФ:
1) И. Кант
2) Д. Юм
3) Г. Гегель
4) Вольтер
11. КАТЕГОРИИ В УЧЕНИИ КАНТА – ЭТО:
1) наиболее общие формы осмысления предметов опыта
2) понятия, образованные путем абстрагирования
3) бессознательные формы восприятия действительности
4) феномены опыта
12. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КАНТА, ПОЗВОЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКУ ПРИВОДИТЬ В СООТВЕТСТВИЕ ЧУВСТВЕННЫЕ ЯВЛЕНИЯ И КАТЕГОРИИ СПОСОБНОСТЬ:
1) интуиция числа
2) интеллектуальный инстинкт
3) трансцендентальная апперцепция
4) способность суждения
13. ХАРАКТЕР ПОНЯТИЙ, КОТОРЫМИ ОПЕРИРУЕТ ЧИСТЫЙ РАЗУМ, ЯВЛЯЕТСЯ:
1) апостериорным
2) трансцендентным
3) трансцендентальным
4) эстетическим
14. КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ И. КАНТА СТАВИТ ЦЕЛЬ:
1) интеллектуальное совершенствование
2) материальная выгода
3) исторический прогресс
4) человек
15. ПО МНЕНИЮ И. КАНТА, ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНЫМ:
1) следование своей природе
2) следование долгу
3) адекватное познание
4) исполнение религиозных норм
16. СОЗДАТЕЛЬ И СИСТЕМАТИЗАТОР ДИАЛЕКТИКИ КАК МЕТОДА ПОЗНАНИЯ:
1) Декарт
2) Кант
3) Лейбниц
4) Гегель
17. ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, К КОТОРОМУ ОТНОСИТСЯ УЧЕНИЕ ГЕГЕЛЯ:
1) объективный идеализм
2) субъективный идеализм
3) идеалистический плюрализм
4) материалистический монизм
18. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ В «НАУКЕ ЛОГИКИ» ГЕГЕЛЯ
(выбрать не менее двух вариантов ответов):
1) природа
2) абсолютная идея
3) абсолютный дух
4) логические закономерности
19. В СИСТЕМЕ ГЕГЕЛЯ ПРИРОДУ И ИСТОРИЮ ТВОРИТ:
1) случайность
2) воля божественного провидения
3) естественные законы
4) логика развития мирового духа
20. БЫТИЕ ПРИРОДЫ У ГЕГЕЛЯ РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ КАК:
1) инобытие идеи
2) самостоятельное бытие материи
3) постоянный акт божественного творения
4) произвольное бессистемное становление
21. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД ГЕГЕЛЯ ПОЗВОЛЯЕТ ВСКРЫТЬ:
1) законы развития
2) дуальную природу человека
3) причины разделения труда
4) несправедливый характер монархии
22. В ОТЛИЧИЕ ОТ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ, ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ РАССМАТРИВАЕТ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ:
1) в их неизменности и различии
2) в их тождестве
3) в их случайных взаимосвязях
4) в их субординации и связи
23. ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПО ГЕГЕЛЮ, СУЩЕТСВУЮТ КАК:
1) абсолютные
2) воображаемые
3) необходимый элемент развития
4) непреодолимые
24. СООТНЕСИТЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ ГЕГЕЛЕМ, С ИХ СУЩНОСТЬЮ:
А) закон единства и борьбы противоположностей
Б) закон перехода количественных изменений в качественные
В) закон отрицания отрицания
1) указывает, как происходит развитие
2) определяет направление развития
3) раскрывает источник развития
25. ЗАКОН ДИАЛЕКТИКИ, РАССМАТРИВАЮЩИЙ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СУЩНОСТИ ПРЕДМЕТА В ФОРМЕ «СКАЧКА»:
1) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
2) закон единства и борьбы противоположностей
3) закон отрицания отрицания
26. ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА ЯВЛЯЕТСЯ:
1) И. Кант
2) Г. Гегель
3) Л. Фейербах
4) К. Маркс
27. ПОНЯТИЕ, СТЕПЕНЬ ОСОЗНАНИЯ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ПОКАЗАТЕЛЕМ СТЕПЕНИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ У ГЕГЕЛЯ:
1) анархия
2) демократия
3) техника
4) свобода
28. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ГЕГЕЛЯ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ КАК:
1) либерализм
2) религиозный фундаментализм
3) консерватизм
4) неоконсерватизм
29. ВЫСШИМ ДОСТИЖЕНИЕМ ИСТОРИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ГЕГЕЛЬ СЧИТАЛ:
1) современную ему Германию
2) будущее Европы
3) строй, сложившийся в странах Востока
4) античную демократию
30. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТ:
1) источник и движущие силы развития
2) направление процесса развития
3) общий механизм развития
4) цель развития
31. ГЕГЕЛЬ ВНЕС БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ:
1) диалектики – науки о всеобщем развитии
2) теории прибавочной стоимости
3) теории общественного договора
4) познания
32. ОСНОВА ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПО ГЕГЕЛЮ, В:
1) общественном разделении труда
2) конфликте между властью и индивидуальной свободой
3) развитии «абсолютной идеи», «мирового духа»
4) развитии природы
33. ГЕГЕЛЬ СЧИТАЛ ВОЗМОЖНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАЛЕКТИКИ КАК:
1) метод исследования единичного
2) метод исследования всеобщего
3) метод исследования особенного
4) универсальный метод исследования
34. СМЫСЛ КАТЕГОРИЧЕСКОГО ИМПЕРАТИВА И. КАНТА ВЫРАЖЕН В СУЖДЕНИИ…
1) «человек человеку друг, товарищ и брат»
2) «человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей»
3) «человек человеку волк»
4) «человек человеку бог»
35. ВРЕМЕННАЯ ТОЧКА, В КОТОРОЙ ГЕГЕЛЬ РАЗМЕЩАЛ НАИВЫСШЕЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ:
1) прошлое
2) настоящее
3) будущее
36. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГЕГЕЛЯ, СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА ИМЕЕТ СВОЕЙ ПРЕДПОСЫЛКОЙ:
1) необходимость
2) судьбу
3) случай
4) произвол
5) ответственность
37. ФЕЙЕРБАХ УТВЕРЖДАЛ, ЧТО СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО «Я» ПРОЯВЛЕНА В:
1) самосознании человека
2) его волевых актах
3) целостности его тела
4) этических представлениях
38. УТВЕРЖДАЯ КОММУНИКАЦИЮ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО «Я», ФЕЙЕРБАХ ТЕМ САМЫМ ПОДЧЕРКИВАЛ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ:
1) родовым существом
2) биологическим существом
3) неоконченным творением природы
4) детерминированным внешними силами
39. ВЫСШИМ ТИПОМ КОММУНИКАЦИИ ФЕЙЕРБАХ СЧИТАЛ:
1) формальные пропозиции
2) миф
3) экономику
4) любовь
40. АНАЛИЗИРУЯ СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ, ФЕЙРБАХ УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ОБРАЗ БОГА – ЭТО ОБРАЗ:
1) вымышленного существа
2) непреодолимого рока
3) отчужденной сущности человека
4) архаического патриарха
41. СОГЛАСНО ПРОГРАММЕ НОВОЙ РЕЛИГИИ В УЧЕНИИ ФЕЙЕРБАХА, ЛЮБОВЬ К БОГУ ДОЛЖНА БЫТЬ ЗАМЕНЕНА:
1) научным планированием жизни человека
2) философией построения справедливого общества
3) любовью к человеку
4) любовью к природе
42. ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМОЙ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЕТСЯ…
1) проблема первоначала
2) проблема тождества субъекта и объекта
3) вопрос об отношении человека и Бога
4) структура человеческой психики
43. ПРИЗНАКОМ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ФИХТЕ СЧИТАЛ:
1) подтверждение положений экспериментальным образом
2) математическую доказательность выводов
3) системную связь основоположений
4) соответствие положений реальным фактам
44. КАК ПОКАЗАЛ ФИХТЕ, ГЛАВНОЕ ОСНОВОПОЛОЖЕНИЕ ЛЮБОЙ НАУКИ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) аксиоматическим
2) эмпирическим
3) верифицируемым
4) очевидным
45. ЛОГИЧЕСКИМ ПРОДОЛЖЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ ИДЕЙ ГЕГЕЛЯ И ФЕЙЕРБАХА ЯВЛЯЕТСЯ:
1) критический рационализм
2) позитивизм
3) марксизм
4) прагматизм
46. В ГЕГЕЛЕВСКОЙ ДИАЛЕКТЕКЕ КАТЕГОРИЯ ОТРИЦАНИЯ ОЗНАЧАЕТ:
1) препятствие процессу развития
2) столкновение старого с новым
3) форму реализации новых идей
4) необходимое условие
47. ИСХОДНЫЙ ПУНКТ В ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ:
1) абсолютная идея
2) материя
3) «вещь в себе»
4) Бог
48. ВАЖНОЕ МЕСТО В ИСТОРИИ, ПО ГЕГЕЛЮ, ЗАНИМАЮТ «ВСЕМИРНО ДЕЙСТВУЮЩИЕ ИНДИВИДЫ», КОТОРЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
1) выдающиеся деятели истории и культуры
2) уникальные эгоисты, действующие ради достижения собственных интересов
3) простые люди, ведущие бессознательный образ жизни
4) исторические личности, реализующие общую «волю мирового духа»
49. КАНТ НАЗЫВАЕТ «ВЕЩЬ В СЕБЕ»:
1) ноумен
2) феномен
3) антиномия
4) парадокс
50. В ТВОРЧЕСТВЕ И. КАНТА ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПЕРИОДЫ:
1) докритический и критический
2) логический и практический
3) метафизический и диалектический
4) идеалистический и материалистический
51. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ И. КАНТА – ЭТО:
1) исследование движущих сил общественного развития
2) анализ саморазвития Абсолютной идеи
3) нахождение всеобщих и необходимых оснований познания и гуманистических ценностей
4) исследование предельных основ бытия
52. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ КАНТА «ПАРНЫЕ СУЖДЕНИЯ, КАЖДОЕ ИЗ КОТОРЫХ ИСКЛЮЧАЕТ ДРУГОЕ», – ЭТО…
1) ноумен
2) императив
3) антиномия
4) максима
53. УКАЖИТЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ СЛОВА: «ПОПРИЩЕ ФИЛОСОФИИ В ЭТОМ ШИРОКОМ ЗНАЧЕНИИ МОЖНО ПОДВЕСТИ ПОД СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:
А) ЧТО Я МОГУ ЗНАТЬ?
Б) ЧТО Я ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ?
В) НА ЧТО Я МОГУ НАДЕЯТЬСЯ?
Г) ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК»?
1) Шеллинг
2) Фейербах
3) Кант
4) Гегель
54. И. КАНТУ ПРИНАДЛЕЖИТ ПРОИЗВЕДЕНИЕ:
1) «Мир как воля и представление»
2) «Критика чистого разума»
3) «Энциклопедия философских наук»
4) «Сущность христианства»
55. И. КАНТ В РАБОТЕ «ВСЕОБЩАЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ НЕБА» ВЫДВИНУЛ…
1) теорию множественности миров
2) небулярную космогоническую гипотезу
3) теорию предустановленной гармонии
4) теорию подлунного мира
56. ПОНЯТИЕ «ВЕЩЬ В СЕБЕ» У И. КАНТА ОЗНАЧАЕТ…
1) трансцендентальный субъект
2) непознаваемую сущность
3) феномен
4) абсолютное Я