Тематика семинарских занятий и их методическое обеспечение

ПЛАНЫ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ФИЛОСОФИИ ЗДОРОВЬЯ

Для студентов бакалавров всех факультетов очного отделения

Составители: В.Н. Кукьян, Л.Л. Леонова

Пермь

ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА

УДК 610

ББК 51.204.0

Рецензент: К.В. Патырбаева - кандидат философских наук, ст. преподаватель кафедры философии (Пермская государственная сельскохозяйственная академия).

Планы семинарских занятий по философии здоровья. Для студентов бакалавров всех факультетов очного и заочного обучения /сост. В.Н. Кукьян, Л.Л. Леонова, ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, - Пермь: Изд-во ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2012 – 24 с., - 100 экз.

Планы семинарских занятий разработаны для студентов бакалавров всех факультетов очного и заочного отделения академии. При подготовке семинарских занятий возможен выбор свободных тем.

Печатается по решению методической комиссии факультета землеустройства и кадастра

© ФГБОУ ВПО «Пермская ГСХА». 2012

1. Цели и задачи дисциплины.

Цели преподавания дисциплины «Философия здоровья» направлены на формирование основ теоретических знаний науки валеологии, её роли в обществе, исторического становления и роли в современном мире. Курс направлен на обеспечение физического и психологического здоровья студентов, расширение границ адаптивных возможностей человеческой телесности, на формирование активной жизненной позиции, на здоровый образ жизни. Утверждая самоценность каждой жизни, курс «Философия здоровья» предполагает знакомство с основами валеологии как в историческом, так и в методологическом срезе, знакомит с основными пробелами человеческой жизнедеятельности и пропагандирует конкретные технологии оздоровления.

Задачи дисциплины: знакомство с существующими учениями и технологиями активирующими жизненный потенциал человека, и одновременно, создание психо-эмоционального настроя на то, что человек сам автор своего здоровья и его духовное саморазвитие есть и его исцеление, избавление от недугов и болезней.

2. Место дисциплины в структуре ОПП.

Данная учебная дисциплина входит в раздел «В.1. Цикл гуманитарных, социальных и экономических дисциплин». Вариативная часть ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у учащихся в результате их обучения в средней образовательной школе, лицее и в результате освоения дисциплины ОПП подготовки бакалавра.

Основой преподавания предмета «Философия здоровья» является формирование общего гуманистического мировоззрения, здравого настроения на жизнь, на ознакомление с особенностями человеческой телесности и потенциалом возможностей духо-душевной сути человека.

Предполагается, что такая первичная осведомлённость о самом себе, о болезнях и здоровье, о необходимости здорового образа жизни станут органичными элементами будущей профессиональной деятельности студентов на основе развития навыков самостоятельного обучения, собственного совершенствования, поиска оптимальных путей достижения цели и преодоления всевозможных производственных и житейских трудностей.

Для лучшего усвоения учебного материала и активации учебного процесса необходимо побудить интерес как к себе (личности, способной к научно-исследовательской, организационно-управленческой, производственно-технологической деятельности), так и к другим, интересным людям, могущим поделиться знаниями и своим жизненным опытом.

Данная учебная дисциплина является предшествующей для других специальных философских дисциплин («Этика», «История религии», «Философия культуры», «Психология делового общения»).

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих компетенций:

§ овладение культурой мышления, рассуждения, анализа и восприятия информации, постановка цели и выбор путей достижения (ОК-1);

§ умение аргументировано и грамотно разбираться в основных структурных элементах и реалиях валеологии как науки о здоровье в самых неожиданных формах ракурсах её проявления и выражения и понимать их индивидуальную, социальную и общечеловеческую значимость (ОК-2);

§ готовность к разнообразным социальным коммуникациям и средам, умение работать в коллективе, разных типах общностей, способность и готовность избегать конфликтов и неприязни (ОК-3);

§ умение разрешать сложные и экстремальные ситуации, находить правильные, порой экстраординарные, организационно-управленческие решения, готовность к ответственности за них (ОК-4);

§ стремление к саморазвитию, повышение своего квалификационного уровня мастерства (ОК-6);

§ осознание социальной значимости своей профессии, обладание высокой социальной ответственностью (ОК-8);

§ использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, проблем, ориентирования в глобальных, масштабных проблемах человеческой жизнедеятельности (ОК-9);

§ систематическая работа над собой, готовность укрепления своего здоровья, жизненного тонуса, физической и психологической подготовленности с целью обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные направления, проблемы, теории и методы валеологии, содержание проблем оздоровления человека, классические и альтернативные подходы к проблеме здоровья.

Уметь: формировать, и аргументировано доказывать личностную позицию к различным методам исцеления человека, использовать положения и категории «Философии здоровья» для разрешения разнообразных социальных проблем.

Владеть: навыками индивидуальной телесной и духовной природы человека, его душевной сути, распознавать подлинный смысл бытия, перспективы развития, выживания человека, смысл высшей ответственности за всё.

Демонстрировать: готовность к диалогу и восприятию иной, альтернативной точки зрения, участие в дискуссиях, встречах, конференциях по самым разнообразным проблемам человеческого здоровья.

Тема 6. Факторы здоровья

1. Экология и здоровье.

2. Место и значение генетического фактора в здоровье человека.

3. Медицина и здоровье.

4. Образ жизни и здоровье.

5. Влияние общества на здоровье. Роль государства в сбережении и укреплении здоровья граждан. Здоровье – забота каждого из нас.

Основная литература

1. Кукьян, В.Н., Резник, О.А. Философия здоровья /В.Н. Кукьян, О.А. Резник// Пермь.: ПГСХА, 2005. – 97 с.

2. Серова, И.А. Философия здоровья /И.А. Серова// Пермь, Социальный институт прикладных исследований. – 157 с.

3. Амосов, М.Н. Раздумья о здоровье. /М.Н. Амосов// М.: АСТ, 2002 – 305 с.

Дополнительная литература

1. Андреев, Ю.А. Три кита здоровья / Ю.А. Андреев// М.: АСТ, 1991. – 198 с.

2. Бокерия, Л.А. Связующее звено / Л.А. Бокерия // Экология и жизнь. - 2007. - № 4. – с. 64.

3. Мазуркевич, С.А. Энциклопедия заблуждений /С.А. Мазуркевич // Моё здоровье. М.: Центрполиграф, 2002. – 227 с.

4. Шаварский, З. Ответственность человека за своё здоровье /З. Шаварский //Человек. - 1994. - № 2

5. Швейцер, А. Культура и этика. / А. Швейцер // М.: 1993. – 321 с.

6. Толстой, Л.Н. Путь жизни /Л.Н. Толстой// М.: Республика, 1990. – 431 с.

Темы докладов и рефератов

1. Основные черты здорового образа жизни.

2. Как организовать здоровый образ жизни для себя и своей семьи?

3. Как сохранить здоровье в современном мегаполисе?

4. Моё личное отношение к здоровью: желания и действия.

5. Как преодолеть вредные привычки?

6. Современные угрозы здоровью и как от них уберечься?

7. Среда обитания человека и здоровье.

8. Культура труда, быта, питания и здоровье.

9. Физическая культура, спорт и здоровье.

10. Современный студент: учеба, быт, досуг, здоровье.

Тема 7. Социальное здоровье

1. Проблема здоровья в кризисном обществе XXI века.

2. Риски для здоровья и пути их преодоления.

3. Роль государства в укреплении здоровья граждан.

4. Современная медицина в оздоровлении человека: проблемы, трудности, достижения и опасности.

5. Труд, быт, досуг, здоровье.

Основная литература

1. Кукьян, В.Н., Резник, О.А. Философия здоровья /В.Н. Кукьян, О.А. Резник// Пермь.: ПГСХА, 2005. – 97 с.

Дополнительная литература

1. Шаталова, Г.С. Философия здоровья /Г.С. Шаталова// М.: Наука, 1997. – 23 с.

2. Шавалдина, Е.И. Социально – экологические факторы здоровья детей / Е.И. Шавалдина // Социс. 1997.- № 8.

3. Хореев, В.И Валеологическая культура / В.И. Хорев // Пермь.: Изд-во ПГТУ, 1998. – 270 с.

4. Лисицын, Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность / Ю.П. Лисицын, А.В. Сахно// Спб/.: Петрополис, 1998. – 270 с.

5. Хрусталев, Ю.М. Философия сохранения жизни и здоровья нации / Ю.М. Хрусталев // Вестник российского философского общества. - 2009, - № 2. С. 173.

Темы докладов и рефератов

1. Место ценности здоровья в системе ценностей современной студенческой молодежи.

2. Роль аграрной науки и практики в здоровьесбережении народов России.

3. Влияние реформ образования и медицины на здоровье российских граждан.

4. Микросреда и здоровье (дом, рабочее помещение, площадки отдыха и др.).

5. Социальная опасность и вред для здоровья наркотиков, алкоголя, курения. Как преодолеть эти опасные увлечения современной молодёжи?

6. Современные угрозы здоровью и как от них уберечься?

7. Среда обитания человека и здоровье.

8. Культура труда, быта, питания и здоровье.

9. Физическая культура, спорт и здоровье.

10. Современный студент: учеба, быт, досуг, здоровье.

Тема 9. Культура здоровья

1. Понятие культуры здоровья, основные её составляющие: телесная культура, духовная культура здоровья, нравственное и психическое здоровье.

2. Культура здоровья как ценность и важнейший элемент культуры общества и человека.

3. Традиционные и инновационные методы приобщения к культуре здоровья в семье, в учебном процессе, в учреждениях культуры, в местах отдыха.

4. Роль биоэтики, экологического права, медицинской психологии в переориентации российской ментальности в отношении здоровья.

5. Роль благотворительности, взаимопомощи, участие в благоустройстве городов и поселений в развитии культуры здоровья.

Основная литература

1. Амосов, Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритмы здоровья / Н.М. Амосов //. М.: АСТ, 2002. – 600 с.

2. Кукьян, В.Н., Резник О.А. Философия здоровья /В.Н. Кукьян, О.А. Резник// Пермь.: ПГСХА, 2005. – 97 с.

3. Серова, И.А. Философия здоровья /И.А. Серова// Пермь, Социальный институт прикладных исследований. – 157 с.

Дополнительная литература

1. Козина, Г.Ю. Здоровье в ценностном мире студентов /Г.Ю. Козина// Социс. 2007. - № 9.

2. Дмитриева, Т.Б., Положий Б.С. Психологическое здоровье россиян /Т.Б. Дмитриева, Б.С. Положий// Человек. 2002. - № 6., с. 21 – 31.

3. Киселев, А.В. Оценка риска для здоровья населения /А.В. Киселев// Экология производства. 2007. - № 8., с. 68 – 71.

Темы докладов и рефератов

1. Содержание культуры здоровья и её место в жизненном мире человека.

2. Роль гуманитарного знания в развитии культуры здоровья.

3. Самовоспитание, самосовершенствование и культура здоровья.

4. Культура здоровья как образ жизни.

Словарь

Абстракция – отвлеченное понятие.

Авитаминоз – полное отсутствие витаминов в организме человека в связи с их недостатком в пище, поступающей в организм.

Адаптация – приспособление организма к изменяющейся среде.

Андрогены – вещества, обладающие действием мужского полового гормона.

Астения – повышенная возбудимость, раздражительность в сочетании с быстрым истощением организма.

Атрофия – уменьшение размера органа, ткани с нарушением их функций.

Атараксия – спокойствие, невозмутимость духа.

Аэробный – процесс в организме с участием кислорода.

Аэробика – комплекс физических упражнений, стимулирующих насыщение организма кислородом.

Вегетативная нервная система – часть нервной системы. Регулирующая деятельность внутренних органов, желез внутренней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов, частично - мускулатуры.

Вербальное общение – словесное общение.

Гипертрофия – увеличение объема органа, ткани, части тела.

Гиповитаминоз – недостаток витаминов в организме.

Гормоны – биологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции.

Деградация – разложение, вырождение, упадок, полная утрата умственных и физических способностей человека.

Демография – наука, изучающая динамику рождаемости, смертности, продолжительности жизни, причины и закономерности, их вызывающие.

Депрессия – психическое расстройство, тоскливое, подавленное настроение, пессимизм.

Детерминизм – причинная обусловленность явлений мира.

Дефиниция – определение, понятие.

Иерархия – расположение частей целого от высшего к низшему.

Интеллект – способность мышления, рационального познания.

Компенсация – совокупность процессов восстановления или восполнения утраченных функций.

Мобилизация – активация всех систем организма на выполнение какой – либо задачи или функции организма.

Мотив – побудительная причина, повод.

Мутанты – частицы организма с наследственным отклонением.

Парадигма – (от греч. рaradeigma – пример, образец) – понятие, получившее широкое распространение, введено Америк. Ученым Т. Куном. Совокупность теоретических, методологических установок, принятых научным сообществом на каждом этапе развития науки. Образец, модель, стандарт в решении научных проблем, методы, нормы исследовательской деятельности.

Популяция – совокупность особей одного типа.

Приоритет – первенство в действии, в оценке, во времени.

Рефлекс – реакция организма на действие раздражителя.

Самопознание – процесс познания своего «Я».

Психоанализ – философия бессознательного; метод диагностики скрытых невротических состояний и способ их устранения специальными методиками воздействия на психику.

Стерелизация – хирургический метод контрацепции.

Стресс – состояние чрезвычайного напряжения под воздействием обстоятельств различного характера.

Токсины – ядовитые вещества, являющиеся продуктами жизнедеятельности организма или химический среды.

Толерантность – терпимость.

Философская антропология – философское учение о природе человека.

Экзогенный – внешнее происхождение, вне организма.

Эндогенный – внутренний фактор.

Элиминация – удаление, исключение.

Эстрогены – женские половые гормоны.

Эволюция – (лат. еvolution – развёртывание) – развитие живых систем, ведущее к изменению количества чего – либо, приводящее постепенно к изменению качества (например, эволюция природы).

Экстрополяция – научный метод распространения выводов об одном явлении на другое.

Эмпатия – глубокое сопереживание.

Эмпирия – опыт.

Эндоэкология – экология внутренней среды.

Шизоанализ – метод постмодернистской философии по сохранению индивидуальности человека (предложение Ж. Делёз).

Язык – система знаков, служащая средством общения, мышления, передачи социального опыта, культурных норм и традиций; реализация преемственности поколений; развития личности.

Естественный язык – устный, письменный.

Искусственный язык – в математике, логике, информатике, язык схем, сигналов, символов и др.

Народная культура здоровья

Русская народная культура здоровья

Труд «Воля и труд человека дивные дивы творят» (А.Н. Некрасов). «Без труда не вынешь рыбку из пруда». (Очень актуальная поговорка особенно для многих российских мужчин интеллигентных профессий, испытывающих тяжесть лишь ручки, фломастера или лазерной указки…). Из 600 мускулов мужского тела сколько при этом работает?

Совесть «Да, жалок тот, в ком совесть не чиста» (А.С. Пушкин).

«Сделать это для очистки совести».

«Работает не за страх, а за совесть».

«Он потерял стыд и совесть».

«У него совесть, что дырявое решето».

(Без совести нет нравственного здоровья).

Честь «Береги честь с молоду».

«Бесчестье хуже смерти».

«Встречай не лестью, а с честью».

«Пора и честь знать».

«Где честь, там и правда».

(Честь – неотъемлемое качество нравственного, духовного здоровья человека).

Стыд «Завидущие глаза не знают стыда».

«У него нет ни стыда ни совести».

«В ком есть стыд, в том есть и совесть».

(Совесть, честь, стыд, достоинство всегда в цене у народа в повседневной жизни).

Наблюдательность, бдительность «Живи просто, проживешь лет до ста». (Просто – это в труде, в семье, в уважении к окружающим).

«Не досмотришь оком, заплатишь боком» (Око – старинное название глаза).

«Смотри в оба» (Быть бдительным, внимательным, наблюдательным, т.к. плата за оплошности – здоровье. «Заплатишь боком»).

Гнев, злоба «Не сердись, печень лопнет». (Мудрый совет, т.к. стрессы, негативные эмоции разрушают биологию человека).

Здоровое питание «Щи да каша – пища наша». (Овощи, злаки – основа здорового питания).

Баня «В бане паришься – дольше не старишься. (Национальный способ оздоровления, долгожительства, который знали и русские, и добрые соседи, и недруги, приспособив баню к своим условиям. Правда, старше гораздо русской бани римские «термы» - бани с подогретым полом, место не только помывки, но и общения, отдыха).

Добро «Наш Авдей никому не злодей». (Добрые живут дольше).

Честность «Наш Демид прямо глядит». (Открытость, доброжелательность в характере здорового человека).

Двуличье «На языке мёд, под языком лёд». (Двуличье, оборотничество не приветствуются, т.к. они разрушают человека.

Жизнь – ценность «Бережённого Бог бережет». (Здоровье – ценность, которую надо беречь).

Скрытое зло «Целовал ястреб курочку до последнего пёрышка». (Неприятие обмана, насилия, коварства).

Мера «Ешь – не наедайся, пей – не напивайся, вперед – не забывайся, в серёдку не мешайся, назади не оставайся». (Это мечта – совет соблюдать меру во всём, что увы! не характерно для русского человека. А мера – признак здоровья).

«Счастье алтыном не купишь». Алтын – монета. Деньгами не купишь счастья и здоровья.

Уметь говорить «Нет!» «Добрым быть, а не казаться, но умей и отказаться».

(Безотказность – благо для других, но часто разруха для себя, своего здоровья. Научиться говорить «нет» важно для здоровья. Нет – «выпить за компанию», нет – «уколемся вместе», нет – «закурим», нет – «беспорядочная смена половых связей». Мера «да» и «нет» поможет сохранить здоровье. И ещё нет – бесконечным поручениям «потрудиться за того парня»). Народный опыт «Спасибо, но в другой раз…».

Сложная природа человека - «Память в теле, мысль во лбу, а хотенье – в сердце». (О единстве духа, тела, души).

Гармония «Мы с ним живём душа в душу». «Совет да любовь».

Национальные различия «Что русскому здорово, то немцу – смерть».

«Доброго здоровья» - приветствуют русские.

«Guten Tag» – добрый день, «Guten morgen» - доброе утро, - приветствия немцев, теперь общеевропейское на разных языках.

«Как вы потеете?» - приветствие древних египтян, если «хорошо», то здоровье – «отличное».

У многих людей здоровье не ценность, а по отношению к здоровым людям – насмешка. «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрёт».

Отношение к медицине и медицины к здоровью – «Успокойтесь, больной! Доктор сказал: «В морг! Так в морг».

- «Доктор! Я жить буду? – «А смысл?».

Снисходительность к вредным привычкам. «Пиво водкой не испортишь».

Рабское сознание. «Плетью обуха не перешибешь».

«Бог терпел и нам велел»

Разница поколений «Если бы юность умела. Если бы старость могла».

Равнодушие к жизни и людям. «А нам всё равно». «А кому это надо…».

Опасность вредных привычек. «Курить – здоровью вредить».

«Грамм никотина убивает лошадь». «Пьяному море по колено».

«У трезвого в уме, у пьяного на языке…».

Дом родной. «Не красна изба углами, красна вкусными пирогами»

Персоналии

Авиценна (Ибн Сина) – (около 980 – 1037 гг.) средневековый мыслитель, врач, философ, поэт, музыкант. Учёный – энциклопедист. Основные труды: «Книга исцеления», «Канон врачебной науки».

Амосов Николай Михайлович – известный русский хирург, академик АН УССР, член – корреспондент АМН СССР, заслуженный деятель науки, писатель. Автор 10 монографий, 250 научных работ. Известные его книги: «Мысли о здоровье», «Энциклопедия Амосова», «Алгоритмы здоровья» и др.

Гиппократ – древнегреческий врач, философ (около 460 – 377 гг. до н.э.). Заповеди врачам, известные как «Клятва Гиппократа» - о высоком моральном облике врача, служении людям, борьбе за их здоровье. Главным лекарем считал природу, естественные силы организма, способные к самовосстановлению.

Конфуций (Кун – цзы) (около 551 – 479 гг. до н.э.) –древнекитайский философ, приверженец моральной философии.. Его основной труд «Беседы и суждения».

Фрейд Зигмунд (1856 – 1939)– австралийский врач – психиатр, психолог, психоаналитик. Основоположник философии психоанализа, методов лечения неврозов путем воздействия на бессознательное в психике человека. В книге «По ту сторону принципа удовольствия» изложил психоаналитические основы личности, в книге «Я и Оно» - дал характеристику развития личности и её защитных механизмов.

Фромм Эрих (1900 – 1980) немецко – американский психолог, философ, социолог. О социальном здоровье кн. «Здоровое общество» (1955), в кн. «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) раскрыл природу разрушительных тенденций в психике человека. О дисгармонии человеческого существования в социуме ХХ века в кн. «Иметь или быть?» (1976).

Фуко Мишель (1926 – 1984) – французский философ, культуролог, историк. В развитии идей философии здоровья значим не публичный для российской культуры вопрос – история сексуальности, сексуальность и здоровье, забота о себе. См. «История сексуальности». Ч. III. Забота о себе. Киев.: М., 1998, а также «История безумия в классическую эпоху. Спб. 1997.

Экман Пол – профессор психологии медицинского факультета Калифорнийского ун-та Сан – Франциско. Выдающийся психолог ХХ века. Его основная тема – невербальное поведение, невербальные коммуникации, психология эмоций. Несомненный интерес для философии здоровья и её практических приложений имеет книга «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь», «психология лжи». Пер. с анг. М.- Спб., 2010.

Юнг Карл (1875 – 1961) – швейцарский психоаналитик, психиатр, философ. Основатель аналитической психологии. Круг вопросов, связанных со здоровьем, охватывает проблемы бессознательного, сознания, души. Явил понятие архетип и показал его значимость в психическом здоровье и поведении человека. Основные труды: «Психология воспитания» (1946), «Символика духа» (1948), «О корнях сознания» (1954), «Современный миф» (1961), «Подход к бессознательному». Его идеи вошли в основы многих современных психотерапевтических методик и психологических практикумов.

Ясперс Карл (1883 – 1969) – нем. философ и психиатр, доктор медицины, один из ведущих представителей философии экзистенциализма. Для научно – философского анализа проблем здоровья значимы его книги «Всеобщая психопатология» (1913), «Психология мировоззрений» (1919), в которых психопатология рассматривается как скрытый пласт духовного бытия человека и его поисков собственной индивидуальности. В кн. «Смысл и назначение истории» предлагается логотерапия (лечение духа человека логикой и философией). На рус. яз. кн. 1994.

Общий список литературы

1. Амосов, М.Н. Раздумья о здоровье. /М.Н. Амосов// М.: АСТ, 2002 – 305 с.

2. Амосов, М.Н. Энциклопедия здоровья. /М.Н. Амосов// М.: АСТ, 2002 – 600 с.

3. Андреев, Ю.А. Три кита здоровья /Ю.А. Андреев// М.: АСТ, 1991. – 198 с.

4. Брэгг, П. Чудо голодания /П. Брэгг// М.: Академия, 1991. – 250 с.

5. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман// М.: Стратегия, 1990. – 215 с.

6. Богданова, Н. Группы крови: индивидуальная программа здоровья /Н. Богданова// Спб.: Амфора, 2002. – 218 с.

7. Васильев В.Н. Здоровье и стресс /В.Н. Васильев// М.: АСТ, 1996. – 128 с.

8. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский // М.: Наука, 1988. – 421 с.

9. Вайнер, Э.Н. Валеология / Э.Н. Вайнер // М.: Эксмо, 2002. – 315 с.

10. Ворожейкин, И.Е., Кибанов А.Е., Захаров О.К. Конфликтология. / Е.И. Ворожейкин и [др.]// М.: Эксмо, 2001. – 254 с.

11. Гарбузов, В.И. Человек, жизнь, здоровье / В.И. Гарбузов //. Спб.: Лань, 1996. – 224 с.

12. Гогулан, М. Законы здоровья / М. Гогулан // М.: Советский спорт,1998. – 486 с.

13. Дмитрук, М.А. Где искать здоровье? /М.А. Дмитрук // М.: Эксмо, 1992. – 411 с.

14. Климова, В.И. Человек и его здоровье /В.И. Климова/ М.: Наука, 1990. – 191 с.

15. Кукьян, В.Н., Резник О.А. Философия здоровья /В.Н. Кукьян, О.А. Резник// Пермь.: ПГСХА, 2005. – 97 с.

16. Колбанов, В.В. Валеология /В.В. Колбанов// Спб.; Амфора, 1998. – 560 с.

17. Лисицын, И.П. Союз медицины и искусства /И.П. Лисицын// М.: Наука, 1987. – 181 с.

18. Лищук, В., Мосткова Е. Девять ступеней к здоровью /В. Лищук, Е. Мосткова// М.: Академия, 1997. – 203 с.

19. Мазуркевич, С.А. Энциклопедия заблуждений /С.А. Мазуркевич // Моё здоровье. М.: Центрполиграф, 2002. – 227 с.

20. Марков, В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / Марков // М.: Академия, 2001. – 319 с.

21. Малахов, Г. Голодание /Г.П. Малахов// Спб.: Комплект,1996. – 358 с.

22. Мартыненко, А.Б. Формирование здорового образа жизни молодежи /А.Б. МАртыненко/ М.: Эксмо, 2006. – 115 с.

23. Петрушин, В.И., Петрушина Н.В. Валеология / В.И. Петрушин И.В. Петрушина// М.: Гардарики, 2003. – 275 с.

24. Серова, И.А. Философия здоровья /И.А. Серова// Пермь, Социальный институт прикладных исследований. – 107 с.

25. Серова, И.А. Вкус меры. Очерки философии здоровья /И.А. Серова// М.: Стратегия, 2007. – 157 с.

26. Хата, З.И. Здоровье человека в современной экологической обстановке /З.И. Хата// М.: Эксмо, 2002. – 194 с.

27. Чумаков, Б.Н. Валеология. Курс лекций / Б.Н. Чумаков// М.: Центрполиграф, 2002. – 247 с.

28. Философия /под ред. Губина В.Д. и [др.[ М.: Эксмо, 1998. – 411 с.

29. Шарский, З. Ответственность человека за свое здоровье /З. Шарский // «Человек». - 1994. № 2.

30. Шаталова, Г.С. Философия здоровья /Г.С. Шаталова// М.: АСТ., 1997.- 114 с.

31. Шевалдина, Е.И. Социально – экологические факторы здоровья / Е.И. Шевалдина// Социс. 1997. № 8.

32. Швейцер, А. Культура и этика /А. Швейцер// М.: АСТ, 1993. – 391 с.

33. Калачиди, Е.Ю. Проблема социальной биологии /Е.Ю. Калачиди// Пермь, 2011. – 18 с.

34. Свифт, Д. Путешествие Гулливера /Д. Свифт/ М.: Издательство детской литературы, 1980. – 264 с.

35. Мечников, И.И. Этюды оптимизма /И.И. Мечников// М.: Эксмо, 2008. – 424 с.

36. Российский статистический ежегодник. М.: 2009, 2010, 2011.

37. Толстой, Л.Н. Путь жизни /Л.Н. Толстой// М.: Республика, 1990. – 431 с.

38. Наука и культура. Избранные лекции. // М.: Республика, 2004. – 217 с.

39. Фуко, П-М. Герменевтика субъекта /П-М. Фуко //М.: Социологос, 1991. – 384 с.

40. Фромм, Э. Искусство любви / Э. Фромм // М.: Центрополиграф, 2002. – 115 с.

41. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл // М.: Издательство политической литературы, 1990. – 213 с.

42. Юнг, К. Психология бессознательного / К. Юнг// М.: АСТ, 1996. – 230 с.

43. Ясперс, К. Смысл и назначение истории /К. Ясперс// М.: Социологос, 1994. – 516 с.

Справочники и словари

1. Философский энциклопедический словарь /ред. С. Аверинцев, Э. Араб-Оглы и др.// М.: Советская энциклопедия, 2002. – 815 с.

2. Всемирная энциклопедия. Философия, XX век // М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. – 975 с.

3. Федосеева, Т.А. Полная энциклопедия очищения организма /Т.А. Федосеева// Спб.: Весь, 2005. – 240 с.

4. Современные лекарства. Популярный справочник. М.:АСТ, 2008. – 617 с.

ПЛАНЫ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ФИЛОСОФИИ ЗДОРОВЬЯ

Для студентов бакалавров всех факультетов очного отделения

Составители: В.Н. Кукьян, Л.Л. Леонова

Пермь

ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА

УДК 610

ББК 51.204.0

Рецензент: К.В. Патырбаева - кандидат философских наук, ст. преподаватель кафедры философии (Пермская государственная сельскохозяйственная академия).

Планы семинарских занятий по философии здоровья. Для студентов бакалавров всех факультетов очного и заочного обучения /сост. В.Н. Кукьян, Л.Л. Леонова, ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, - Пермь: Изд-во ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2012 – 24 с., - 100 экз.

Планы семинарских занятий разработаны для студентов бакалавров всех факультетов очного и заочного отделения академии. При подготовке семинарских занятий возможен выбор свободных тем.

Печатается по решению методической комиссии факультета землеустройства и кадастра

© ФГБОУ ВПО «Пермская ГСХА». 2012

1. Цели и задачи дисциплины.

Цели преподавания дисциплины «Философия здоровья» направлены на формирование основ теоретических знаний науки валеологии, её роли в обществе, исторического становления и роли в современном мире. Курс направлен на обеспечение физического и психологического здоровья студентов, расширение границ адаптивных возможностей человеческой телесности, на формирование активной жизненной позиции, на здоровый образ жизни. Утверждая самоценность каждой жизни, курс «Философия здоровья» предполагает знакомство с основами валеологии как в историческом, так и в методологическом срезе, знакомит с основными пробелами человеческой жизнедеятельности и пропагандирует конкретные технологии оздоровления.

Задачи дисциплины: знакомство с существующими учениями и технологиями активирующими жизненный потенциал человека, и одновременно, создание психо-эмоционального настроя на то, что человек сам автор своего здоровья и его духовное саморазвитие есть и его исцеление, избавление от недугов и болезней.

2. Место дисциплины в структуре ОПП.

Данная учебная дисциплина входит в раздел «В.1. Цикл гуманитарных, социальных и экономических дисциплин». Вариативная часть ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у учащихся в результате их обучения в средней образовательной школе, лицее и в результате освоения дисциплины ОПП подготовки бакалавра.

Основой преподавания предмета «Философия здоровья» является формирование общего гуманистического мировоззрения, здравого настроения на жизнь, на ознакомление с особенностями человеческой телесности и потенциалом возможностей духо-душевной сути человека.

Предполагается, что такая первичная осведомлённость о самом себе, о болезнях и здоровье, о необходимости здорового образа жизни станут органичными элементами будущей профессиональной деятельности студентов на основе развития навыков самостоятельного обучения, собственного совершенствования, поиска оптимальных путей достижения цели и преодоления всевозможных производственных и житейских трудностей.

Для лучшего усвоения учебного материала и активации учебного процесса необходимо побудить интерес как к себе (личности, способной к научно-исследовательской, организационно-управленческой, производственно-технологической деятельности), так и к другим, интересным людям, могущим поделиться знаниями и своим жизненным опытом.

Данная учебная дисциплина является предшествующей для других специальных философских дисциплин («Этика», «История религии», «Философия культуры», «Психология делового общения»).

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих компетенций:

§ овладение культурой мышления, рассуждения, анализа и восприятия информации, постановка цели и выбор путей достижения (ОК-1);

§ умение аргументировано и грамотно разбираться в основных структурных элементах и реалиях валеологии как науки о здоровье в самых неожиданных формах ракурсах её проявления и выражения и понимать их индивидуальную, социальную и общечеловеческую значимость (ОК-2);

§ готовность к разнообразным социальным коммуникациям и средам, умение работать в коллективе, разных типах общностей, способность и готовность избегать конфликтов и неприязни (ОК-3);

§ умение разрешать сложные и экстремальные ситуации, находить правильные, порой экстраординарные, организационно-управленческие решения, готовность к ответственности за них (ОК-4);

§ стремление к саморазвитию, повышение своего квалификационного уровня мастерства (ОК-6);

§ осознание социальной значимости своей профессии, обладание высокой социальной ответственностью (ОК-8);

§ использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, проблем, ориентирования в глобальных, масштабных проблемах человеческой жизнедеятельности (ОК-9);

§ систематическая работа над собой, готовность укрепления своего здоровья, жизненного тонуса, физической и психологической подготовленности с целью обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные направления, проблемы, теории и методы валеологии, содержание проблем оздоровления человека, классические и альтернативные подходы к проблеме здоровья.

Уметь: формировать, и аргументировано доказывать личностную позицию к различным методам исцеления человека, использовать положения и категории «Философии здоровья» для разрешения разнообразных социальных проблем.

Владеть: навыками индивидуальной телесной и духовной природы человека, его душевной сути, распознавать подлинный смысл бытия, перспективы развития, выживания человека, смысл высшей ответственности за всё.

Демонстрировать: готовность к диалогу и восприятию иной, альтернативной точки зрения, участие в дискуссиях, встречах, конференциях по самым разнообразным проблемам человеческого здоровья.

Тематика семинарских занятий и их методическое обеспечение

Наши рекомендации