Сознание как свойство высокоорганизованной материи. Психофизиологическая проблема.

Сознание представляет собой высшую, свойственную только человеку и связанную с речью функцию мозга, состоящую в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. В истории, философии, науки, религии было высказано много точек зрения по вопросу происхождения сознания. Глубокий анализ этой проблеме дан в работе Энгельса «Роль труда в процессе преобразования обезьяны в человека». Современная наука исходит из того, что сознание является продуктом длительного процесса развития природы. Оно появилось тогда, когда на планете возникли необходимые условия для жизни и формирования человека(температура, вода, воздух). Главными предпосылками возникновения сознания являются биологические (формирование у человека прямохождения), физиологические (формирование важных органов, прежде всего мозга. Сознание возникает только тогда, когда мозг по своему объему превышает 1300 см3, а по весу больше 1 кг ), социальные (трудовая деятельность человека, речь, общество. Вне общества сознание не формируется).

Сознание имеет структуру: 1)мышление, 2)память, 3)воля, 4)самосознание. Самосознание представляет собой осознание и оценку человеком своего физического бытия, своего места среди людей, свои знания, нравственный облик и др. элементы, определяющие жизнь человека.

Самосознание имеет структуру: 1)осознание своего тела, его физического состояния, включенности в окружающий мир людей и вещей. Человек должен любить себя и свое тело. 2)осознание себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной расе, полу, языку и т.д. Человек может либо положительно либо отрицательно относится к этим моментам. 3)оценка уровня своих знаний, пополнение и развитие своих знаний. Человек всю жизнь должен учиться. 4)осознание своего нравственного и эстетического уровня, своих идеалов. Сравнение этих идеалов с идеалами других людей, оценка своего идеала со стороны других людей. 5)осознание своего отношения к другим людям, к их жизни, целям, трудностям, сопоставление их со своими целями, интересами и на этой основе определение своей дальнейшей деятельности, своих поступков.

Функции сознания: 1)информационно-ориентировочная (сознание дает человеку знание, информацию, поскольку отражает этот мир, благодаря этому человек ориентируется в этом мире), 2)оценочная (позволяет человеку договориться о моральных и правовых нормах), 3)регулятивно-управляющая (управление и регуляция поведения человека с помощью сознания).

Творческий характер сознания: Особенность сознания- оно не только отражает мир, но и творит его. Творческое сознание связано с труд. Деятельностью. Чел. деятельность носит целесообразный характер. Творческое сознание: искусство, лит-ра и т.д. Творческое сознание способно активно влиять на своего носителя. Психика сознания способна влиять на физиологию (йоги). Также сознание одного человека может влиять на сознание другого человека (манипуляция общ. сознанием).

Психофизиологическая проблема: Каким образом сознание, которое не обладает пространственной локализацией, оказывается совмещенным с мозгом, т.е. как совместить идеальное сознание и материальный мозг - психофизиологический парадокс.

Принцип всеобщей связи.

С позиции диалектики мир представляется как единое целое, пронизанное всеобщей связи. Принцип всеобщей связи входит в принцип материального единства мира. Понятие всеобщей связи имеет многоплановый характер. Всеобщая связь: связь каждого единичного с другим ед. однако, она своеобразно поляризована: она и связь каждого единичного., конечного, частного, со всеобщим, бесконечным, целым.

Всеобщие связи:

1) Непосредственные — прямые связи между вещами, явлениями, связи без посредующих звеньев. Их число ограничено. Опосредованные — со звеньями. Они имеют бесконечный характер.

2) Внутренние — между внутр элементами вещей. Внешние — между вещами. Деление на внеш и внутр связи относительно.

Принцип детерминизма — всеобщая обусловленность вещей, явлений, процессов. В узком смысле — причинная обусловленность.

Закон и закономерность. Признаки закона: это повторяющаяся связь; внутренняя существенная связь, момент или сторона сущности; необходимая связь, действует в опред круге явлений с необходимотсью. Закон определяет соот ему круг явлений.

Уточнение определения закона: закон не сводится к связи, он представляет собой частицу или сторону сущности, имеет как функциональную (связь), так и субстратную стороны.

Законы:

1) Объективные — законы объективного мира. Субъективные (духовные)

2) Природы; Общества — законы деятельности людей, обладающих сознанием и осуществляющих свою деятельность при большем или меньшем участии сознания.

3) динамические (однозначные); вероятностные (стохастические)

Закономерность (3 значения) – явления подчинены определенным законам, протекает закономерно / регулярные связи / зарождающиеся законы.

Отношение человеческой деятельности к объективным законам: 2 крайности: фатализм (объект законы автомат приводят к возникновению соотв явлений); субъективизм (отрицание объект законов)

Методологический принцип всеобщей связи выражается в 2х принципах: конкретно-исторического подхода и основного звена в цепи событий. Сущность 1го – учет всех связей и опосредований явлений. 2го: в процессе развития в каждый данный момент какое-то одно звено играет решающую роль. «Взяв одно звено можно вытянуть цепь событий» (Ленин).

Принцип развития.

Развитие — возникновение качественно нового. Движение — изменение вообще. Развитие включает в себя движение, движение — наиболее абстрактная сторона развития.

3 точки зрения о сущности развития:

3) Развитие — бесконечное движение от низшего к высшему

4) Развитие — мировой кругооборот. Развитие - мировой кругооборот, состоящий из 2-х равноправных процессов: прогрессивного и регрессивного. Иногда добавляют 3-ий — нейтральный. Причем во Вселенной прогресс и регресс одинаково распространены. Но это не имеет надежных эмпирич оснований.

5) Развитие — необратимое качественное изменение. Тоже вкл постулат о равносильности прогресса и регресса. Что не доказано.

Итак, Развитие — концепция1, включившая в себя все положительное содержание концепций кругооборота (признание существование кругооборота) и необратимых качеств изменений (признание необратимого характера развития).

Понятие «высшее» и »низшее» - 2 важнейшие категории теории развития.

Содержание — совокупность всех «признаков» предмета — свойств, качеств, связей, сущности, форм. Более сложное — более содержательное.

Единство (интегрированность) — второй важнейший признак сложности.

Парадокс развития: высшее представляется как совокупность содержания из низшего и некоторого нового, возникшего как приращение сложности. Откуда берется сложность?

Раньше философы не могли решить этот вопрос. Ответ: самоусложнение — фундаментальная, изначальная, коренная способность материи. Самопревращение простого в сложное — коренной способ бытия материи. Материя — реальность, непрерывно творящаяся себя в самой себе, она сущ не как нечто застывшее и раз навсегда данное, а в процессе перехода от низшего, простого, к высшему, сложному. Доп сложность не приходит ниоткуда, она рождается в процессе развития.

Присущее материи внутреннее противоречие развития: материя вечно несет в себе противоречие с самой собой, она всегда сложнее самой себя, т.е. Непрерывно усложняется

Прогресс — движение от низшего к высшему. Регресс — наоборот. Они — не равноправные «формы развития». В конечном счете в развитии преобладает прогрессивная тенденция.

Развитие — интегральный процесс, включающий в себя, в подчиненном виде, регресс.

Наши рекомендации