Рациональное познание и его формы.
Чувственное познание дает знания об отдельных предметах и их свойствах. Обобщить эти знания, проникнуть в сущность вещей, познать причину явлений, законы бытия с помощью только органов чувств невозможно. Это достигается с помощью рационального познания.
Рациональное познание, или абстрактное мышление, опосредовано знаниями, полученными с помощью органов чувств, и выражается в основных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, отражающих общее, существенное в предметах.
На основе обобщения знаний об отдельных предметах и их свойствах абстрактное мышление формирует понятие о свойствах, присущих определенному их множеству (круглое, холодное, кислое), о множестве предметов (яблоко, дом, человек), оно способно формировать абстракции высокого порядка, содержащие знания о наиболее общих свойствах и отношениях действительности. Таковы, например, философские категории: «бытие», «объективная реальность», «движение», «общество» и др.
Суждение - форма мышления, умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли
Умозаключение - рассуждение, в ходе к-рого из одного или нескольких суждений, наз. посылками У., выводится новое суждение (наз. заключением или следствием), логически вытекающее из посылок.
Мышление неразрывно связано с языком.
Язык - это знаковая система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности, средство общения между людьми.
Единство языка и мышления не означает их тождества. Мышление имеет идеальную природу, язык - материальное явление, он представляет собой систему звуков или знаков; не отражая предметов, он обозначает их, выступает их символом.
Нетрадиционные формы (методы) познания (интуиция, медитация, транс, экстаз,
Откровение)
Интуиция
Интуи́ция (позднелат. intuitio — «созерцание», от глагола intueor — пристально смотрю) — чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, обоснованное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте.
В истории философии понятие Интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания(интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.
В истории философии нередко чувственные формы познания и мышление противопоставлялись. Р. Декарт, например, утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…».
Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание.
Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная Интуиция): «…безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «…сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л.).
Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд).
В некоторых течениях философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования Интуиции имеют нечто общее — подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления.
Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального.
Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — воспринимаемый как «истина», c более высокой вероятностью определения истины, чем случайность, но менее высокой, чем логическое мышление.
Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.
Медитация
Медита́ция (лат. meditatio, от лат. meditor — размышляю, обдумываю) — термин, относящийся к любой форме практик, в которых практикующий тренируют ум или привносит осознавание, с целью получить определённую пользу.
Медитация, это, как правило, индивидуальный, внутренний процесс, который человек может практиковать (проводить) самостоятельно. Во время медитации могут быть использованы чётки или другие ритуальные предметы. В медитации могут использоваться или вызываться чувства или внутренние состояния, такие как сострадание или концентрация внимания на определённой точке. Термин может относиться как самому состоянию, так и к практике или методу, которые используются для входа в это состояние
Есть множество различных стилей практики медитации;Слово медитация может иметь различные значения в различных контекстах. Медитация практикуется с древности как составляющая многих религиозных традиций.
Исследование правительства США в 2007 году показало, что почти 9,4 % взрослого населения США (более 20 миллионов) практиковало медитацию в течение последних 12 месяцев, для сравнения — в 2002 году практиковало 7,6 % (более 15 миллионов человек).
Начиная с 1960-х годов, медитация стала все больше привлекать к себе внимание, как предмет научных исследований, неоднородных по строгости и качеству. В более чем 1000 опубликованных научных исследований различных методов практики была найдена связь между медитацией и изменениями в обмене веществ, кровяным давлением, мозговой активностью и другими процессами в теле.Медитация используется в клинических условиях, в качестве метода снятия стресса и уменьшение боли
Классификация медитации
Принципиально медитация разделяется на два вида:
ñМедитация на пустоте, которая может вызвать вслед за собою особое состояние осознавания, называемого на Востоке «Просветление».
ñОднонаправленная медитация (т. н. медитация на одном) — это созерцание конкретного объекта, например, собственного дыхания, сознания или визуального образа. При этом целью медитации «на одном» является погружение в медитацию «на пустоте», чтобы обрести состояние «Просветления».
Во многих практиках существует ещё она, отдельная, форма медитации — транс. При этом сознание входит в особое, изменённое, состояние при котором как невозможна осознанная направленная концентрация, так невозможна и рассеянная медитация "на пустоту". Достигается путём многократно повторяемых действий (пение, молитва, танцы, кружения, звуки музыки, дыхание).[источник?]
Транс
(от франц. transe – оцепенение) – вид сумеречного помрачения сознания; ненормальное (сомнамбулическое) состояние сна при глубоком гипнозе, сомнамбулизме, экстазе.
К. Хоффман утверждает, что "Транс до сих пор традиционно определяют, как состояние пониженного сознания или состояние дрёмы. Однако, более поздние антропологические определения связывают его с изменёнными состояниями сознания (Чарльз Тарт), и это становится всё более принятым". [1]
К. Хоффман также полагает, что "...состояние транса должно обсуждаться во множественном числе, потому что есть больше чем одно изменённое состояние сознания, значимо отличающееся от обыденного (повседневного) состояния".
Транс сопровождается определёнными изменениями мозговой активности, в особенности — бета-волн
Транс отличается от обычного состояния сознания направленностью внимания - при нём у человека внутренний фокус внимания (т.е. внимание направлено на образы, воспоминания, ощущения, грёзы, фантазии и т.д.), а не внешний, как при обычном состоянии сознания.
Медициной транс, в свете исследование последователей Махариши Махиш Йоги, признается целебным состоянием сознания, при котором человек получает приблизительно в два раза больше отдыха, чем во время сна.Когда человек входит в трансовые состояния намеренно, то такой транс называется многими духовными школами востока медитацией.
Есть мнение, что намеренное вхождение в транс это одна из форм самогипноза. Человек может входить в транс также под воздействием усталости, информационной перегрузки и т.п. Именно таким образом организм защищает себя от стрессов, когда их количество и сила становятся чрезмерными, после чего, обычно, человек стремится заснуть и тем самым ещё больше устранить последствия стресса в своей нервной системе.
Согласно М. Эриксону, транс сам по себе терапевтичен (то есть просто нахождение в нём), потому что во время его течения возможно психическое переструктурирование, сложно осуществимое в "обычном" состоянии сознания.
Трансовые состояния очень сильно различаются по степени: практически любое сосредоточение на чём-либо из внутреннего фокуса внимания (попытка вспомнить или представить что-то) приводят к появлению транса, так как внимание человека, пусть и незначительно, но уже в меньшей степени, чем до этого направлено на "внешний", окружающий мир.
Типы трансов
Согласно М. Эриксону следует различать 3 вида транса:[5]
1. Повседневный транс (обычная мечтательность, переход в сон, и назад в бодрствование, автоматическое выполнение привычных действий и т.д.).
2. Углублённый транс (обычно называют гипнозом) - намеренное усиление и продление по времени естественного феномена - транса, осуществляемое обычно при помощи другого человека.
3. Сомнамбулический транс - глубокое трансовое состояние, при котором человек выглядит и ведёт себя как не находящийся в трансе.
Экстаз
Экстаз (от греч. extasis – восхищение) — термин, зафиксированный еще в античной литературе, для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются границы между внешним и внутренним. Это состояние сопровождается чувством восторженности, опьянения, отрешенности от действительности, игнорированием реальных внешних ощущений. По характеру ощущений и по динамике процесса находится близко к сфере секса. В сознании всплывают картины и образы, обычно ему недоступные. Может сопровождаться как позитивными эмоциями (счастье, блаженство), так и негативными (страх, ужас). Физическая активность может редуцироваться до состояния оцепенения, или возрастать до неистовства. В данном состоянии часто встречается принудительная речь (глоссолалия). Для мистиков это ключевое понятие индивидуального развития человека. Экстазсимволизирует то, что человек является лишь своеобразным „сосудом“, который наполняется космическим содержанием. По Плотину, это — первичный выход из границ индивидуальности и „сплавление“ с любимым существом, в качестве которого прежде всего выступает абсолют. Это — состояние духа на ступени высшего знания. Достигается при использовании определенных психотехнических средств (пост, молитва, недеяние, танец), благодаря сексу или развивается эндогенно. Например, характерен для алкогольного или наркотического опьянения, также для шизофрении и генуинной эпилепсии.
Откровение
Открове́ние, в религии и теологии — разнообразное открытие Богом себя самого и своей воли людям. Откровение может исходить как непосредственно от Бога, так и через посредников. В некоторых религиях существуют священные тексты, которые рассматриваются в качестве богооткровенных. Обычно к религиям откровения относят триавраамические религии — иудаизм, христианство и ислам. Однако, близкое понятие откровения присутствует и в других религиях (в частности, в индуизме).
Типы откровений