Концепция личности в учении З. Фрейда.

невролог и психолог Зигмунд Фрейд занимался детальным изучение личности человека. В основе теории личности, созданной Фрейдом, лежит понятие о внутреннем личностном конфликте. Фрейд выделил три структурных части личности – «Оно» или «Ид», «Я», или «Эго» и «Сверх-Я» или «Супер-Эго». Деятельность и содержание этих частей личности предопределяет ее суть.

Рассмотрим функции, которые исполняет каждая часть личности. «Ид», являясь основной частью, исполняет роль бессознательного восприятия мира. Оно реагирует на внешние раздражители и воспринимает сигналы. Работает «Ид» по принципу получения удовольствия от жизни. Эта сфера личности не имеет организации, зато она является стартовой для развития человека. Новорожденный ребенок находится в состоянии Ид и на его основе с возрастом, накапливая опыт ощущений, вырастает в полноценную личность. По данным исследования современных психологов, полноценная личность формируется уже в возрасте трех лет, когда возникает первый кризис «Я сам».

Если «Оно» возникает на ранних стадиях развития, то «Я» или «Эго» является сознательной частью личности, отвечающей за оценку действительности, принятие решений, организацию деятельности человека. Те знания, которые приходят от бессознательного «Оно», сознательное «Я» превращает в факты и анализирует их. «Эго» существует как руководящая часть личности, оно направляет ее по жизни. Если «Эго» отключено, например во время медитации или психической болезни, человек воспринимает мир не критично, он не чувствует сути вещей, не знает, как действовать, но может воспринимать окружающую среду своими сенсорными системами.

«Супер-Эго» или, как его еще называют, «Сверх-Я» - это моральная сторона личности. Ее развитие происходит на основе «Эго», но функции отличаются. «Сверх-Я» - это, своего рода, культурная грань личности, которая создает моральные принципы человека, отвечает за его поведение, является совестью и духовностью личности.

Фрейд считал, что все три грани внутреннего мира человека постоянно взаимодействуют друг с другом: «Ид» воспринимает окружающую среду, «Эго» анализирует ситуацию и выбирает оптимальный план действия, «Супер-Эго» корректирует это решения с точки зрения моральных убеждений личности. Но эти сферы не всегда действуют отлажено. Внутренние конфликты между «надо», «могу» и «хочу» неизбежны. Как проявляется внутренний конфликт личности? Давайте рассмотрим простейший жизненный пример: человек находит бумажник с деньгами и паспортом земляка в чужой стране. Первое, что приходит ему на ум – это осознание факта наличия большого количества денежных купюр и личного документа другого человека (здесь сработало «Ид»). Далее идет анализ полученной информации, ведь можно оставить деньги себе, выбросить документы и наслаждаться неожиданно полученными материальными ресурсами. Но! В дело вмешивается «Супер-Эго», ведь в глубине личности это т человек воспитанный и честный. Он понимает, что кто-то пострадал от этой потери и нуждается в обретении своего бумажника. Тут возникает внутренний конфликт: с одной стороны получить довольно крупную сумму денег, с другой – помочь незнакомцу. Пример простейший, но он удачно демонстрирует взаимодействие «Оно», «Я» и «Сверх-Я». В жизни случаются ситуации куда более сложные, чем находка чужого кошелька и личность переживает сложные конфликты из самой собой. Фрейд утверждал, что существует механизм смягчения внутренних противоречий, который позволяют человеку не загнать себя в угол и принять оптимальное для него решение. Итак, рассмотрим эти механизмы:

1. Сублимация. При этом сексуальная энергия, которая находится внутри человека, воплощается в общественной деятельности.

2. Вытеснение. При этом личность нейтрализует проблему путем потери мотивов к деятельности. Если вернуться к примеру с чужим бумажником, то человек, чтобы избежать проблемы возвращать или не возвращать, просто потеряет заинтересованность в деньгах: «Зачем они мне, свои есть».

3. Регрессия. Личность меняет свое поведение на более простое и отстраненное.

4. Проекция. Сравнения себя с другим человеком и анализ собственны впечатлений: а если бы так поступил мой друг, что бы я о нем думал?

5. Рационализм. Заключается в желании человека увидеть ситуацию максимально объективно и выбрать наиболее логичный вариант решения.

6. Реактивное образование. Перемена направления мыслей и поведения человека.

7. Фиксация поведения. При этом личность действует, опираясь на изученные ею стереотипы и усвоенные на протяжении развития нормы морали.

Наши рекомендации