ВОПРОС 5. Истоки науки. Зарождение научных знаний в Древнем Востоке.

Главные факторы возникновения Nки (концепции): 1. экстерналистская – те концепции (подходы), при котором развитие Nки обосновано преимущественно внешними факторами (социальные, экономич-ие, политич-ие ситуации эпохи, времени региона). 2. Интерналистская – считает, что гл. фактор развития Nки внутренние, собственные проблемы Nки. Саморождение Nого знания.

Nка, Nое знание возникает в древности. Степин Вяч. Федор-ич («Теорет-е знания») выделяет 2 этапа возникновения Nки: I. Период зарождения от 8в. до н.э. – до 16-17 вв. н.э. II. Собственная история самих Nук с 16-17 вв. н.э. – до сегодняшних дней.

Зарождение Nых знаний началось на Древнем Востоке (Египет, Китай, Индия, Вавилон).

В древнеегипетской цивилизации возник сложный аппарат государственной власти, тесно сращенный с сакральным аппаратом жрецов. Носителями знаний были жрецы, в зависимости от уровня посвящения, обладавшие той или иной суммой знаний. Знания существовали в религиозно-мистической форме и поэтому были доступны только жрецам, которые могли читать священные книги и как носители практических знаний иметь власть над людьми.

Как правило, люди селились в долинах рек, где близко вода, но здесь и опасность - разливы рек. Поэтому возникает необходимость систематического наблюдения за явлениями природы, что способствовало открытию определенных связей между ними и привело к созданию календаря, открытию циклически повторяющихся затмений Солнца и т.д. Искусное мумифицирование свидетельствует о том, что древние египтяне имели определенные достижения в области медицины, химии, хирургии, физики, ими была разработана иридодиагностика.

Так как любая хозяйственная деятельность была связана с вычислениями, то был накоплен большой массив знаний в области математики: вычисление площадей, подсчет произведенного продукта, расчет выплат, налогов, использовались пропорции, так как распределение благ велось пропорционально социальным и профессиональным рангам. Для практического употребления создавалось множество таблиц с готовыми решениями. Древние египтяне занимались только теми математическими операциями, которые были необходимы для их непосредственных хозяйственных нужд, но никогда они не занимались созданием теорий - одним из важнейших признаков научного знания.

Шумеры изобрели гончарный круг, колесо, бронзу, цветное стекло, установили, что год равен 365 дням, 6 часам, 15 минутам, 41 секунде (ошиблись на полчаса). Специфика освоения мира шумерской и другими цивилизациями Древней Месопотамии обусловлена способом мышления, в корне отличающимся от европейского: нет рационального исследования мира, теоретического решения проблем, а чаще всего для объяснения явлений используются аналогии из жизни людей.

Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. В нем, как правило, происходит отождествление различных предметов, явлений, событий (Солнце = золото, вода = молоко = кровь). Для отождествления необходимо было овладеть операцией выделения "существенных" признаков, а также научиться сопоставлять различные предметы, явления по выделенным признакам, что в дальнейшем сыграло значительную роль в становлении знаний.

Вавилон (Тигр и Евфрат) такие же знания, как и в Египте и еще метеорологические, юридические, т.е. законы государства (царь Хаммурапи) – борьба против преступлений (казнь, отрубали руки за драку).

Индия: Веды (3 тыс. до н.э.) – тексты, гимны, стихи, рекомендации, в них обосновывается социально – имущественная дифференциация. Появляется 1ая философская категория понятий – субстанция – брахман, атман. Существование юнеделимой частицы – ану. Дхарма – нравственная норма, закон. Идея самосовершенствования, работать над собой. Нирвана.

Китай: Формирование философской мысли – 1 тыс. до н.э. Складывается знаменитая гипотеза о 5 первоэлементах: воде, земле, металле, огне, дереве. Сочетание этих элементов объяснялось признанием полярных сил – мужского и женского начал – инь и Ян. В конечном счете философские построения вращались вокруг проблемы человека, выяснения его природы, роли, нравственных ориентиров (конфуцианство, даосизм) – имеют этическую окраску и ориентированы на нравственное самосовершенствование человека).

Индия и Китай были довольно развитыми обществами: цифры, храмы, шахматы – индия, город, бумага, шелк – китай.

ВОПРОС 6. Стадии исторической эволюции науки (средние века).

Эпоху Средневековья относят к началу 2 в. н.э., а ее завершение к 14-15вв. Средневековье опирается на теологические ценности. Церковь вмешивается во все сферы человеческой жизнедеятельности. Философия, как и наука выступают «служанками» богословия. Наука в средние века часто оценивается как своеобразное интеллектуальное устремление, лишенное свободы поиска и скованное предрассудками и заблуждениями.

В Средние века постулаты о творении предполагали выделение природы творящей (natura naturans) и природы сотворенной (natura naturata). Средневековье знало 7 свободных искусств – триумвиум: грамматика, диалектика, риторика; квадриум: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Каждый ученый был обязан владеть этими науками – искусствами. В науке господствовал схоластический метод с его необходимым компонентом – цитированием авторитетов, что лишало значимости задачу по исследованию природных закономерностей.

Патристика – учение отцов церкви – выступила 1-м этапом развития средневековой философии. С 1 по 6в. проблематику философии в рамках патристики представляли: Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др. Они обсуждали проблемы сущности Бога, движение истории к определенной конечной цели («град божий»), соотношение свободы воли и спасения души. Большое значение имело то, что разум мыслился как стремящийся к расширению своих границ.

Классик средневековой патристики Теруллиан (160-220) обнажал пропасть между реальностью веры и истинами умозрения, всякий раз показывая несоразмерность веры и разума. Вера не нуждается в рационально-теоретической аргументации, истины веры открываются в акте откровения. «Верую, ибо абсурдно».

Оригена (ок.185-253) обращал внимание на то, что Природа превосходит самый ясный и чистый человеческий ум. Мироздание является совечным Богу, до нашего мира и после него были и будут другие миры. Процесс изменения мира связывался с глубиной падения духов, их возвращением (спасением) в первоначальное благостное состояние, что не являлось окончательным, поскольку духи в силу свободной воли могли испытать новое падение.

Схоластика (от. лат. школьный), оформившаяся в 9-12 вв., стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Большое значение придается логике рассуждений, в которой они видят путь постижения Бога. С расцветом схоластической учености связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Схоластом величает себя всякий, кто занимается преподавательской деятельностью: Эриугена, Альбер Великий, Фома Аквинский, Абеляр, Ансельм Кентерберийский.

Важными остаются вопросы о соотношении разума и веры, науки и религии. Соотношение философии и теологии истолковывается неоднозначно. Ансельм Кентерберийский (11в) считает, что истины, добытые разумом, но противоречащие авторитету священного писания, должны быть забыты и отвергнуты. Абеляр (10-11в) стремится к четкому разграничению между верой и знанием и предлагает сначала с помощью разума исследовать религиозные истины, а затем судить, заслуживают они веры или нет. «Понимать, чтобы верить». Альберт Великий (12в) стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестественного) и науку (как опыт естественного). Главным методом научного исследования он считал наблюдение и был уверен, что при исследовании природы надо постоянно обращаться к наблюдению и опыту.

Для Средневековья была характерна борьба между номинализмом и реализмом, которая касалась существа общих понятий – универсалий. Соответствуют ли им объективная реальность или универсалии – лишь слова и имена? Номиналисты отрицали онтологическое (бытийное) значение общих понятий. Универсалии существуют лишь в уме. В 14в. Оккам выразит эту идею номинализма, заявив, что предметом познания могут быть только единичные вещи – индивидуальности. Известный принцип (бритва Оккама) – не следует множить сущности без надобности – означает, что каждый термин обозначает лишь определенный предмет. Реалисты утверждали, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Номиналисты создали учение о двойственной истине, настаивавшее на разделении истин богословия и истин философии. Истинное в философии может быть ложным в теологии, и наоборот. Принцип двойственности истины указывал на 2 принципиально разные картины мира: теолога и натурфилософа. Первая связывала истину с божественным откровением, вторая – с естественным разумом.

Для Роджера Бэкона (13в) существовали 3 основных способа познания: авторитет, рассуждение и опыт. Опытную науку он считал владычицей умозрительных наук. Стремился создать своего рода энциклопедию наук, в которой помимо математики присутствовали физика, оптика, астрономия, алхимия, медицина, а также этика. Интересно, что Б. различал 3 разновидности опыта: внешний, приобретаемый при помощи чувств, внутренний, интерпретируемый в духе мистического озарения, и праопыт, которым Бог наделил святых отцов церкви.

В учении Фомы Аквинского (ученик Альбера В, 13в) есть указания на метод интеллектуального, т.е. постигающего созерцания, который схватывает не образ предмета, дальше которого не могут идти ни физика, ни математика, но прообраз этого образа, действительную форму предмета, которая есть само бытие и от которого бытие происходит. Основной принцип объективно-идеалистической философии ФА – гармония веры и разума, разум способен рационально доказать бытие бога.

К особенностям средневековой науки причисляют ее ориентацию на совокупность правил в форме комментариев, тенденцию к систематизации и классификации знаний. Компиляция, столь чуждая и неприемлемая для науки Нового времени, составляет характерную черту средневековой науки, связанную с общей мировоззренческой и культурной атмосферой этой эпохи. Промышленный переворот, который осуществился в Новое время, был во многом подготовлен техническими новациями средневековья.

А на Востоке в средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний. В IX в. была переведена на арабский язык книга "Великая математическая система астрономии" Птолемея под названием "Аль-Магисте" (великое), которая потом вернулась в Европу как "Альмагест". Переводы и комментарии "Альмагеста" служили образцом для составления таблиц и правил расчета положения небесных светил. Также были переведены и "Начала" Евклида, и сочинения Аристотеля, труды Архимеда, которые способствовали развитию математики, астрономии, физики. Греческое влияние отразилось на стиле сочинений арабских авторов, которые характеризуют систематичность изложения материала, полнота, строгость формулировок и доказательств, теоретичность. Вместе с тем в этих трудах присутствует характерное для восточной традиции обилие примеров и задач чисто практического содержания. В таких областях, как арифметика, алгебра, приближенные вычисления, был достигнут уровень, который значительно превзошел уровень, достигнутый александрийскими учеными.

Интерес для нас представляет личность Мухаммеда ибн-Мусы ал-Хорезми (780-850), автора нескольких сочинений по математике, которые в XII в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями. Через его "Арифметику" европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами (алгоритмами - от имени ал-Хорезми) выполнения четырех действий над числами, записанными по этой системе. Ал-Хорезми была написана "Книга об ал-джебр и ал-мукабала", целью которой было обучить искусству решений уравнений, необходимых в случаях наследования, раздела имущества, торговли, при измерении земель, проведении каналов и т.д. "Ал-джебр" (отсюда идет название такого раздела математики, как алгебра) и "ал-мукабала" - приемы вычислений, которые были известны Хорезми еще из "Арифметики" позднегреческого математика (III в.) Диофанта. Но в Европе об алгебраических приемах узнали только от ал-Хорезми. Никакой специальной алгебраической символики у него даже в зачаточном состоянии еще нет. Запись уравнений и приемы их решений осуществляются на естественном языке.

Арабский философ и врач Ибн Рушд (Аверроэс) (12в) – автор медицинских трудов и комментатор Аристотеля, был сторонником единого интеллекта и космического детерминизма. Активный интеллект, существуя вне и независимо от индивидуумов, есть вечный коллективный разум рода человеческого, который не возникает, не уничтожается и заключает в себе общие истины в обязательной для всех форме.

Вот еще некоторые имена:

¦ Мухаммедаль-Баттани (850-929) - астроном, составивший новые астрономические таблицы;

¦ Ибн Юлас (950-1009), известный достижениями в области тригонометрии, составивший таблицы наблюдений лунных и солнечных затмений;

¦ Ибн аль-Хайсам (965-1020), сделавший значительные открытия в области оптики;

¦ Ал-Бируни (973-1048) - автор многочисленных трудов по истории, географии, филологии, философии, математике, астрономии, создавший основы учения об удельном весе;

¦ Абу-Али ибн-Сина (Авиценна) (980-1037) - философ, математик, астроном, врач, чей "Канон врачебной науки" снискал мировую славу и представляет определенный познавательный интерес и сегодня.

Эти и многие другие выдающиеся ученые арабского средневековья внесли большой вклад в развитие медицины, в частности глазной хирургии, что натолкнуло на мысль об изготовлении из хрусталя линз для увеличения изображения. В дальнейшем это привело к созданию оптики.

Работая на основе традиций, унаследованных от египтян и вавилонян, черпая некоторые знания от индийцев и китайцев и, что самое важное, переняв у греков приемы рационального мышления, арабы применили все это в опытах с большим количеством веществ. Тем самым они вплотную подошли к созданию химии.

В XV в. после разгрома Самаркандской обсерватории начинается период заката математических, физических и астрономических знаний на Востоке и центр разработки проблем естествознания, математики переносится в Западную Европу.

Наши рекомендации