Философское учение о человеке.
С древних времен человек, его сущность, прошлое и будущее, интересы и цели были предметом исследования не только философии, но и мифологии, религии, которые давали свое решение этой проблемы.проблема человека была и остается в центре внимания мыслителей. Античные мыслители подвергали сомнению наивные религиозные представления о человеке и говорили о том, что он произошел из материальных субстанций: воды, воздуха, огня и т. д.
Средневековые мыслители, как правило, пренебрегали человеческим в человеке, его живой, чувственной природой. Они говорили о бессмертной душе, ее божественной сущности, но не сказали ни слова о любви к человеку. Они впервые поставили проблему ответственности человека перед обществом.
Проблеме человека большое внимание уделял Кант, основоположник немецкой классической философии. Человек должен быть целью, а не средством, вот в чем смысл кантовского учения о человеке.
Наиболее ярко кризис антропологического подхода к человеку в настоящее время можно проследить на примере экзистенциализма. Экзистенциализм – это, по существу, критика социальности человеческого существования, как ее понимает современная западная социология. Человек рассматривается как простая совокупность ролей. Человек социален постольку, поскольку в своей деятельности он отвечает уже имеющимся в официальном сознании шаблонам, образцам.
В современной науке концепции человека можно разделить на две группы: объективистские и субъективистские.
Объективистские – такие, где человек и окружающий его мир познаются из самого объекта, мира, а человек понимается как существо, находящееся во всецелой или определяющей зависимости от объективных сфер, принципов и норм космоса, вечных идей и сущностей,
Субъективистские – такие, где бытие человека и мира познается из самого человека, из субъективного «Я», через него, а человек понимается как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер и установлений.
Говоря о марксистской концепции человека, необходимо разобраться в таких понятиях, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект». Индивид – это отдельный представитель человеческого рода, ему присущи все объективные признаки человеческого рода, т. е. он существо разумное, творческое, социальное.
Индивидуальность – это неповторимость, непохожесть человека на других людей, то есть это оригинальное, своеобразное преломление в индивиде. «Человек» – понятие родовое, обозначающее принадлежность его к определенному виду животного мира. Это понятие биосоциальное. Его основные сущностные свойства – способность к труду, общественной деятельности, общению с себе подобными, речь и мышление
Социальная сущность человека не передается по наследству, т. е. человек рождается со способностью стать человеком.
общие черты, присущие человеку: 1. Умение изготовлять орудия при помощи орудий и использовать их как средство производства материальных благ. 2. Знание простейших нравственных запретов и безусловной противоположности добра и зла. 3. Обладание потребностями, чувственными восприятиями и умственными навыками развившимися исторически. 4. Невозможность сформироваться и существовать вне общества.
Субъект – это человеческий индивид, способный целенаправленно и целесообразно регулировать свое собственное поведение и развитие, воздействовать на условия своего существования.
Чувства и мысли человека являются субъективным образом объективного, социального мира.
Личность – это субъект общественных отношений, действительность индивида как социального феномена, реализующего себя в социальной деятельности. Развитие личности и общества – это две стороны единого процесса. Формирование личности в процессе развития самого общества ведет к тому, что личность аккумулирует в себе социальный опыт, присваивает себе его. Личность – это продукт и зеркало общественных отношений. общество формирует и создает личность. Каково общество, каковы его общественные отношения, такова и личность.
Саморазвитие человеческой целостности через реализацию тенденций саморазвития мира, через свою уникальность, свободу и мировую уникальность – в этом высший смысл человеческой жизни.