В.13.Проблема бессознательного в философии.

Сознание и язык. Бессознательное (unconscious) - неосознаваемое. 1) Ряд физических и психических функций (процессов), осуществляющихся без управления ими со стороны сознания. В частности, бессознательно осуществляются многие вегетативные функции. 2) Бессознательное - теоретический конструкт, обозначающий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль (не представленных в сознании субъекта). Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию. Бессознательное - особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин "бессознательное" используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительность цели и последствия к-рого не осознаются. Термин "бессознательное" широко употребляется в философии и психологии, а также в психиатрии, психофизиологии, юридич. науках, искусствоведении. Несмотря на многочисленные попытки, пока не удалось построить целостной теории, объясняющей механизмы и структуру бессознательногоВыделяется несколько основных классов проявлений бессознательного: 1. Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами; 2. Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их обработанности; 3. Подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается. Согласно К.Г.Юнгу, бессознательное есть не влекущее, а формирующее; оно является источником творческой фантазии духа и чувства ценности, которое не должно затрагиваться разумом. Общая идея о бессознательном, восходящая к учению Платона о познании-воспоминании (анамнезе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые чётко сформулирована Г. Лейбницем ("Монадология", 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). Первую попытку строго материалистич. объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли (Англия), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Нем. классич. философия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного. И. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез). Иной характер обрело бессознательное у поэтов-романтиков и теоретиков романтизма, развивавших в противовес рационализму Просвещения своего рода культ бессознательного как глубинного источника творчества. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул А. Шопенгауэр, продолжателем к-рого выступил Э. Гартман, возведший бессознательное в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса. В 19 в. началась линия собственно психологического изучения Б. (И. Ф. Гербарт, Г. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс - Германия). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824), согласно к-рому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств. Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфич. методы воздействия на бессознательное (первоначально - гипноз). Исследования, особенно франц. психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом. Продолжением этой линии явилась концепция австр. врача и психолога 3. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, к-рые не осознаются в силу действия особого защитного механизма - вытеснения. Отказавшись от физиологических объяснений, Фрейд представил бессознательное в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Швейц. психолог К. Юнг, помимо личного бессознательного, ввёл понятие коллективного бессознательного, объективной психики, разные уровни к-рой идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества. В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась особенно в связи с теорией установки Д. Н. Узнадзе. Психофизиологические аспекты бессознательного, изучавшиеся И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, исследовались в связи с анализом сна и гипнотических состояний, корковых и подкорковых образований, явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности и т.д. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного.





Наши рекомендации