Русская философия о русской душе, ее ценностях и призвании.

Здесь анализируются особенности формирования истории русской культуры, рассматривается чередование периодов «вечно-женственное» и «вечно-мужественное» в русской душе.

Влияние географических факторов на формирование русского характера достаточно широко представлено в работах известных историков и философов XIX-XX в. (В.Л.Ключевский, С.М.Соловьев, Н.А.Данилевский, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, С.Н.Булгаков и др.).

Необходимо отметить различные подходы к проблеме влияния пространства и климата на формирование основных качеств русского человека. Философы, признающие или отрицающие влияние этих факторов, рассматривая данную проблему, отвечали на ряд вопросов: «Существует ли некая духовная целостность – русская душа, насколько устойчивы ее общенациональные черты, изменяется ли душа народа в ходе истории?» (Вяч.Иванов, Н.О.Лосский, Г.П.Федотов, Л.П.Карсавин, Н.А.Бердяев). Отмечая позитивное влияние географического, климатического положения на характерные особенности народа, населяющего конкретную территорию, они выделяли коренные субстанциональные свойства русского человека, чаще всего используя антитезисный или полярный подход, позволяющий не только рассмотреть проблему с точки зрения противоположностей, но и наиболее полно представить свое видение проблемы русского национального характера, русской души.

Эти взаимосвязи души народа с природными условиями (климат, ритм времен года), темпераментом (диапазон настроений, безмерность, страстность и мощь) позволяли многим философам создать уникальный портрет зарождения свойств русской души. Мы рассматриваем лишь те из них, которые, на наш взгляд, выступают главными и придают концепциям философов особый колорит, неповторимость и индивидуальность: пространство как фактор формирования нравственно-психологических свойств русского народа, религиозность как его национальную особенность и тему вечно-женственного в русской душе.

В анализе сущности русской души русские философы выделяют комплекс первопричин этого феномена: особенности пространственного расположения России, природу, климатические условия, другие предпосылки славянства, особое формирование православной веры, что по мнению И.А.Ильина, напрямую влияло на формирование души русского человека в ходе столетий, и только потом – на экономику и формы культуры в целом.

Немаловажен еще один характерный аспект духовных корней русского культурного архетипа, определяемый в работах И.А.Ильина как «вечно-женственное в русской душе». Среди антиномий национального характера (анархизм и государственность, религиозность и безрелигиозность и т.д.) тема соотношения мужественного и женственного всегда привлекала многих русских мыслителей. Основная причина заключалась в том, что, являясь стержнем философских систем всеединства, понятие «женственности» позволяло выделить особенности национального самопознания русской культуры, а также в том, что основанная на принципе всеединства «женственная» сущность Бога и мира способна выступать в качестве одной из первооснов моделей мира. И.А.Ильин в определении женского начала как метафизического параметра в характеристике русской культуры близок к В.С.Соловьеву, С.Н.Булгакову, П.А.Флоренскому. Они, акцентируя внимание на «женственной», восприимчивой, «всечеловеческой», иррациональной природе «русскости», противопоставляли чувство, иррациональность и веру русского народа западной рассудочности, механистичности. Однако И.А.Ильин, не углубляясь в понятия философии всеединства («софийности», «души мира» и др.), рассматривал женственность как один из факторов, существенно повлиявших на формирование национальной специфики культуры России.

В.В. Розанов, И.А.Ильин, считали, что для социокультурной атмосферы конца XIX – начала XX в. характерен упадок вечно мужественного.

Сопоставление подходов И.А.Ильина и Н.А.Бердяева к освещению данной проблемы показывает их различие, начиная с самой постановки и названия «О вечно женственном» (у И.А.Ильина) и «О вечно бабьем в русской душе» (у Н.А.Бердяева). Общими являются констатация особенного соотношения женственного и мужественного начала в русском народном характере, а также утверждения философов о том, что русская душа вобрала в себя больше женственного. В контексте общих взглядов Н.А.Бердяева на формирование русской государственности и религиозности описанная выше особенность приобретает негативный оттенок. Он полагал, что несоединенность мужественного и женственного начал в русском характере делают безуспешными попытки реформ в России и что русский народ должен по-мужски владеть землей, а не растворяться в ней. У И.А.Ильина преобладание женственного, наоборот, является преимущественным качеством.

Анализ отличительных черт женственности в русской философии осуществил И.А.Ильин, т.к. показал их значение для русского национального характера и выявил взаимосвязь философии женственности и культурных доминант ее формирования. На основе исторического материала он обозначил подходы к рассмотрению проблемы соотношения мужского и женского начал в культуре, способствующие дальнейшему ее осмыслению в современных философских и культурологических исследованиях. Это позволило достаточно убедительно доказать взаимосвязь философии женственности и механизмов формирования национальной идентичности на базе сопоставления культурных традиций. РЕЛИГИЯ

Наши рекомендации