Методы философского осмысления действительности
Методологические ф-ии заключаются в том, что фил-ия вырабатывает основные методы познания окр.действительности. Речь идет о методах которые обладают общим фундаментальным, а не узким значением.
Существуют 2 основных философских метода: диалектика и метафизика. Они противоположны и различие состоит в следующем: 1-диалектика исходит из всеобщей взаимосвязи явлений (универсальной). Метафизика признает автономность, самостоятельность вещей. 2-диалектика основана на принципе развития качественных изменений явлений. Метафизика сводит все изменения в мире только к количественным. 3-диалектика исходит из внутренней противоречивости явлений. Метафизика считает, что противоречия свойственны только нашему мышлению, а не объективной реальностью. 4-диалектика считает главным источником развития борьбу внутренне присущих всем явлениям противоположностей. Метофизика считает, что источник развития вне предметов.
Мыслительно-теоретическая ф-ияфил-ии учит концептуально мыслить и теоретизировать. Создавать мыслительно-логические схемы, системы окр.мира.
Одна из основополагающих ф-ийкритическая. Ее цель правильное и достоверное познание окр.действительности. роль критической ф-ии подвергать сомнению существование знания, вскрывать противоречия. Конечная цель данной ф-ии в расширении границ познаний, разрушение существующих дум.
Аксеологическая ф-ия заключается в оценке вещей и явлений окр.нас мира с точки зрения различных ценностей: научных, этических, религиозных, эстетических, социальных, идеологических.
Воспитательно-гуманистическая ф-ия состоит в утверждении гуманистических ценностей и идеалов в человеке и в обществе,и в поиске смысла жизни.
Прогностическая ф-ия выражается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окр.мире спрогнозировать тенденции развития человека, природы и общества.
Общекультурная ф-иявыполняетяфил-ей с момента возникновения, роль ее возрастает. Фил-ияяв-ся важнейшим элементом духовной культуры человечества, она обобщает достижения всех видов человеческого опыта: практическго, научно-познавательного, ценностного.
Практическая ф-ия осуществляется под средством действий человека, его миропонимания.
Каждая цивилизация реализует свои философские ценности (стремление к совершенству, свобода, справедливость)
7. античная философия, осн. темы и идеи
Основными проблемами античной философии были:
-Проблема бытия и небытия, материи и ее форм. Главная проблема здесь – Как возник космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит);
-Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. (Сократ, Эпикур…);
-Проблема воли и свободы человека. (Аврелий, Эпикур…);
-Проблема отношения человека и Бога, божественной воли. Выдвигались идеи конструктивного космоса и бытия, строения материи души, общества как взаимообуславливающие друг друга.
-Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного; проблема поиска рационального метода познания мира идей и мира вещей. (Платон, Аристотель и их последователи…).
Характерные черты античной философии.Античная философия возникает и в значительной мере развивается как результат непосредственного чувственного созерцания мира. Именно на основе непосредственных чувственных данных строилась и аргументация мира. С этим связана и определенная наивность древне - греческого представления о мире.
Античная философия возникла как учение о природе, космосе . Позднее с середины 5-го века возникает учение о человеке, с этого момента две тесно связанные линии: 1. Постижение природы, 2. Постижение человека.
В античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Космоцентризм, суть которого заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение и понимание природы космоса как единого соразмерного целого, обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира.
В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека. Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека, мышление).В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом.
С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро - результат знаний, Зло – результат не знаний.
Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.
8. милетская философия о первоначалах мира.фалес
Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые был сознательно поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.
На первом месте здесь стоит Вопрос о Сущности мира. И хотя отдельные представители школы решают этот вопрос по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму.
Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный, но вместе с тем еще не ставился вопрос о взаимодействии материального и духовного принципов. Вместе со стихийным материализмом проявляется и «наивная» диалектика (развитие во всей его сложности, многообразии форм и противоречивости). При помощи диалектики милетские представители стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен.
Основные представители Милетской школы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Основатель милетской философской школы – Фалес из Милета- 640-562 гг. до н.э.
Основой всего Фалес считал Воду. Воду он понимал не как конкретную форму, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. Согласно Фалесу, в «бесконечной воде», содержится и потенция дальнейшего развития. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии.
О земле Фалес полагал, что она имеет форму диска. С пониманием воды как первоосновы, связан его взгляд на то, что Земля плавает в бесконечной воде. Она имеет поры и отверстия. Землетрясения он объяснял как колебания Земли на взволнованной воде. Так же как и Фалес, Анаксимандр ставит вопрос о начале мира. Он утверждал, что первоначалом и основой является нечто беспредельное, и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным. Таким образом, Анаксимандр предложил свое архэ и ушел от материальной определенности Фалеса- Воды. Его архэ характеризуется как нечто безграничное, неопределенное . Анаксимен, как ранее Фалес и Анаксимандр, выдвигает и решает вопрос о первоисходной причине бытия и действия, о том, что является Основой мира. Он, как и предшественники, первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает – Воздух. Но не просто воздух, а неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму. Из воздуха затем возникает все остальное. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры- тучи - воду- землю - камни.