Философия западничества и славянофилов

В 40-50 годы XIX века по ряду общефилософских вопросов русская общественная и философская мысль разделилась на два направления: западничество и славянофильство. Представители западничества, или западники, утверждали, что Россия уже с петровских времен необратимо привязана к Западу. Идеологию западников поддерживали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский. Их работы в основном воспроизводят идеи крупных западноевропейских мыслителей: Гегеля, Фейербаха, французских материалистов.

Лидеры славянофильства выступали с обоснованием самобытного пути исторического развития России, отличного и в чем-то противоположного западноевропейскому. Они считали, что плоды цивилизации в Европе в общечеловеческом измерении оборачиваются скорее потерями, чем приобретениями, ибо они оплачены очень высокой ценой - потерей целостности человеческой личности, превращением человека из "образа и подобия божьего" в простую статистическую единицу буржуазного рынка.

Славянофильство является оригинальным русским философско-идеалистическим течением. В его основе лежит идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и даже исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации, ибо именно православие сформировало те исконно русские начала, тот "русский дух", который создал русскую землю в ее бесконечном объеме.

Славянофилы рассматривали народ как некий постоянный набор идеальных качеств, выделяя в нем особую неизменную духовную сущность. Предназначение великих личностей состоит в том, чтобы быть представителями этого народного духа. Их величие, прежде всего, зависит от того, насколько они сумели выразить стремления и желания народа.

Бытие

Понятие «бытие» является фундаментальной категорией философии. Раздел философии, изучающий проблему бытия, называется онтологией, которая включает в себя вопросы происхождения мира, его характеристики, законы развития и направление развития. Бытиеесть философская категория для обозначения всего объективно существующего мира (природного, социального, индивидуального, материального и духовного).Отталкиваясь от данной категории, философы разворачивают всю систему понятий, рассуждений и выводов.

Заметим, что конкретное, содержательное наполнение категории «бытие» зависит от многих факторов, например, существующей в данную эпоху картины мира (мифологической, религиозной, естественнонаучной) и от субъективной позиции философа.

Картина мира -это целостное миропонимание, в основе которого лежит принцип, определяющий мировоззренческую установку человека, его ценностные ориентиры.

Антитезой (противоположностью) бытия является небытие. Все конкретные формы бытия возникают из небытия и становятся объективной реальностью, актуализируются. Когда бытие существующего приходит к концу, то оно превращается в небытие, меняет свою форму. Нужно отметить, что небытие является относительной категорией, в абсолютном смысле небытия нет, так как возникновение той или иной формы бытия является результатом перехода одной формы бытия в другую.

Принято рассматривать бытие как многосферное и многоуровневое. Многосферность проявляется не только на самом широком уровне разделения - на природное, социальное и индивидуальное бытие, но и на каждом из этих уровней. Природное бытие включает в себя атмосферу, гидросферу, биосферу, ноосферу и т. д. Социальное - техническое, экономическое, социальное. Индивидуальное - сознательное, бессознательное, биологическое.

Многоуровневостьсвязана с развитием бытия. Выделены следующие уровни бытия: потенциальное бытие, которое заключается в возможности бытия, то есть еще не реализованном потенциале (его следует отличать от небытия вообще), и актуальное бытие, то есть уже реализовавшаяся возможность.

Важно отметить, что за данной многосферностью и многоуровневостью обнаруживается единство мира. Вопрос о том, какова природа этого единства неоднократно поднимался в истории философии. Принято считать, что реальную основу всех явлений в их единстве и многообразии образует субстанция. В истории философии существует несколько точек зрения на то, сколько субстанций лежит в основе бытия. Философская позиция, признающая, что в основе всего лежит одна субстанция - материальная или духовная называется монизмом.Материалистический монизм представлен учениями философов Милетской школы, идеалистический - Платоном, который разработал идею о первичности духовной субстанции - «мире идей».Позиция, признающая равноправие двух независимых первоначал называется дуализмом,которая былазаложена Аристотелем в его учении о материи и форме и впоследствии классически изложенная Р. Декартом в его учении о равноправии двух субстанций - материальной и духовной.А признание множества самостоятельных и независимых друг от друга субстанций называется плюрализмом,ярким представителем которого является Лейбниц.

В античности под бытием понимали так называемое наличное бытие, то есть окружающий мир (природу, вещи, людей), реальный процесс жизни, существующий в общем, абстрактном значении в форме вместилища всего имеющегося, которое имеет форму шара конечных размеров, внутри которого все движется равномерно, прямолинейно или кругообразно. Помимо материальных субстанций (субстанция - сущность всех вещей), таких как вода, воздух, огонь, атом, существовали и духовные субстанции в форме «ума», «чистых идей» и т.д. Философ Парменид выдвинул идею о совпадении бытия и мышления. Он считал, что можно мыслить о том, что существует, что есть на самом деле, и нельзя помыслить о том, чего нет, то есть о небытии. Следовательно, существует только бытие, небытия нет. Если помыслить о небытии, то это значит перевести его в область существующего, в область бытия, следовательно, небытие станет тождественным бытию. В это время имело место единство природы (космоса) и человека, поэтому можно сказать, что натурфилософская картина античности была антропоцентрической.

Средневековая философия разграничила истинное бытие - бесконечное, божественное и неистинное бытие - сотворенное из ничего, мирское, поддерживаемое божественной волей.

В эпоху Возрождения возникает понятие бесконечного чувственно воспринимаемого бытия, движения материи от точки к точке. Приобретает значимость материальное бытие, формируется культ телесности, утраченный в средневековье, однако окружающая природа все еще отождествляется с богом.

В 17 - 18 веках в заключительный период формирования классической научной картины мира тема бытия окончательно приобретает материалистическое звучание. Вместилищем мира становится неподвижный эфир, относительно которого равномерно движутся предметы. Взаимодействие между предметами имеет характер дальнодействия и осуществляется мгновенно, поэтому существует единое (абсолютное) время. Характеристиками материального мира являются: неизменность, равновесность, линейность, простота.

В этот же период возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту (человеку). При этом человек является просто сторонним наблюдателем природного бытия, той реальности, в которой существовали механические законы. Природа и сам человек рассматривались как некие механизмы, что связано с развитием механики - главной науки в этот период. В конце 18 века И. Кант разрушил классическую схему независимости бытия от человека, показав, что окружающий мир им воспринимается сквозь призму сознания, познавательные способности которого ограничены.

В 19 веке формируется неклассическая картина мира, в которой под бытием стали понимать сложную многомерную, многовариантную, динамическую действительность, описываемую такими понятиями как изменчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость. Была продолжена традиция, направленная на осмысление бытия человека.

Общественные потрясения начала 20 века еще острее поставили вопрос о смысле и сущности человеческой жизни. Многие философские школы этого времени: «философия жизни», «экзистенциализм», «фрейдизм», «неокантианство», «феноменология» раскрыли новую сторону бытия - бытие человека, субъективную реальность. Формируя новую онтологию, представители данных школ пытались выделить личностное первоначало, лежащее в основании всего остального бытия. Впоследствии научные исследования внутреннего мира человека развили вопрос единства духовного (социального) и биологического, сознательного и бессознательного, эмоционального и рационального, показав всю сложность человеческого бытия.

В конце 20 века была осознана взаимообусловленность, взаимосвязь природного и человеческого бытия, в результате чего возникло наиболее общее универсальное определение бытия: бытие- это вся совокупность существующего в мире, единство материальной и духовной реальности. В современном понимании, бытие может рассматриваться как в статическом (устойчивом) так и в динамическом (изменчивом) аспекте.

Необходимо подробнее остановиться на прочно сложившейся в философии и науке традиции исследовании бытия как «материи».

Как было сказано выше, в античной натурфилософии материя рассматривалась с двух позиций: с позиции созерцательного материализма, когда материя отождествлялась с каким либо веществом, и с позиции атомистического идеализма, когда материя состояла из атомов и пустоты.

В классической механике (И. Ньютон), согласно концепции дискретного строения материи - материя - это субстанция, состоящая из отдельных атомов или корпускул.

В 19 веке согласно концепции континуального (непрерывного) строения материи - материя существует в двух видах - вещество и поле. Они строго разделены и их превращение друг в друга невозможно.

На рубеже 19 - 20 веков в условиях революции в естествознании (открытие электрона, рентгеновских лучей, радиоактивности) какое - то время наблюдался кризис в определении материи - «материя исчезла», в результате чего распространились идеалистические настроения. Далее, согласно концепции корпускулярно - волнового дуализма было дано определение материи как единой физической реальности, совмещающей в себе свойства вещества и поля. Для того чтобы определение материи приобрело универсальный характер, возникает понятие, остающееся до сих пор самым общим и адекватным: материяесть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Материя абсолютна, в смысле ее неисчерпаемости, присутствует везде и всюду в дискретном виде или в виде поля. Даже пустота - одно из возможных состояний материи. В частности физик П. Дирак показал, что вакуум представляет собой систему виртуально рождающихся и поглощающихся фотонов.

Уровни и виды бытия

Материальное и идеальное бытие

Согласно материалистическому подходу окружающий нас мир состоит из двух областей реальности. Это субъективная и объективная реальность. То, что существует вне и независимо от сознания, считается объективной реальностью, которая эквивалентна категории "материя". То, что связано с человеческим сознанием и является его продуктом, считается субъективной реальностью. Объективная реальность соответствует материальной форме бытия, а субъективная эквивалентна реальной форме бытия. Согласно материалисти- ческой трактовке реальность идеальная, т. е. духовная форма бытия, зависит от материального бытия. Согласно данной концепции, в мире нет ничего, кроме материального бытия. Идеальная форма бытия является продуктом материального бытия. Это и есть материалистический реализм, согласно которому бытие – это объективная реальность. Объективная реальность существует вне и независимо от сознания.

Актуальное и потенциальное бытие

Современная наука утверждает, что объективная реальность является лишь определенной, известной нам данной здесь и теперь, актуальной, действующей частью бытия. Мир весь сразу не дан. Существует и такая часть бытия, которая превращается в настоящее. Это потенциальная форма действительности, действительность в зачаточной, зародышевой форме, которая является зарождающимся или потенциальным бытием.

Реальное и виртуальное бытие

Общеизвестная и, несомненно, существующая часть бытия называется реальным бытием, именно оно и определяется как наличное бытие. Но есть и часть бытия, существование которого представляет собой возможность, или же возможные миры. Такое бытие называется виртуальным (лат.Virtualis – возможный).

Природное и общественное бытие

Природное бытие обычно понимается как бытие вещей (тел), процессов, состояний природы. Оно делится на два вида: изначальное природное бытие (или естественное природное бытие, которое существовало и без участия человека) и бытие вещей и процессов, произведенных человеком (вторая природа). В области второй природы следующие виды бытия:

– бытие человека (бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие);

–бытие духовного (индивидуализированное и объективизированное (внеиндивидуализированное) духовное бытие;

–бытие социального (бытие отдельного человека в обществе и бытие общества, т.е. общественное бытие).

Уровень бытия - это часть бытия, характеризующаяся особым типом объективности, который проявляется в том, как это бытие воспринимается человеком. Различают три уровня бытия:

» Уровень объективной реальности;

» Уровень субъективной реальности;

» Уровень трансцендентной реальности.

В философии под реальностью понимается все существующее в действительности. Различают объективную и субъективную реальность. Объективная реальность - это то, что существует вне сознания человека: пространство, время, движение; субъективную реальность можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано.

Для определения объективной реальности, которую человек может ощущать, копировать, фотографировать, отображать (но которая существует вне его сознания и ощущений) в философии существует понятие материи. Условно материю можно разделить на две группы: то, что познано человеком и то, что стоит за гранью его познания, однако это деление очень условно, между тем, очевидна его необходимость: говоря о материи, мы можем анализировать только то, что познано человеком.

Понятие «трансцендентность» обозначает причинно-следственные связи и закономерности, выходящие за пределы наблюдаемых процессов, явлений и феноменов окружающей действительности. Трансцендентальная реальность предматериальна и не познается обычным анализом наблюдаемых проявлений окружающего мира.

Вселенная в целом может иметь причину и цель, только если она сама была создана превосходящей ее (трансцендентной ей) сознательной силой. В отличие от Вселенной, это трансцендентное сознание не могло бы развиваться в направлении к определенной цели; оно само было бы своей собственной целью. Оно не могло бы также стремиться к конечной форме, а имело бы завершение в самом себе.

Если бы это трансцендентное сознательное существо являлось источником Вселенной и всего, что в ней есть, то все сотворенные вещи были бы в каком‑то смысле составляющими его природы. Тогда более или менее ограниченная «целостность» организмов на всех уровнях сложности могла бы рассматриваться как отражение трансцендентного единства, от которого они зависят и от которого в конечном счете произошли.

Таким образом, эта четвертая метафизическая позиция утверждает причинную действенность сознательного «я», а также существование иерархии творческих сил, имманентных природе, а также реальность трансцендентного источника Вселенной.

Наши рекомендации