Структура философского знания: предмет философии, её основные объекты и разделы.

Восточная философия, ее особенности, школы и направления.

Философия Др.Индии.

В Индийской философии можно выделить 3 периода:

1)Ведический 15 в. до н.э. – 6 в. до н.э. (Веды – знания)

2)Эпический 6 в. до н.э. – 2 в. До н.э.(Эпос – поэмы)

3)Эпоха сутр – 2в. до н.э. – 7в. н.э.

(Сутры – краткие философские трактаты)

Основу ведического периода составляют Веды( религиозно – философские трактаты). Под их воздействием возникли первые элементы философского знания. Началось оформление учения. Веды включают в себя священные писания, наставления для отшельников и аскетов, философские комментарии к ведам.

I. Основные идеи ведической философии заключаются в следующем:

Атман – духовное первоначало человека, частица Бога в человеческой душе. Он неизменен и вечен. Он состоит из разума, речи, дыхания.

Брахма – универсальная нематериальная первопричина мира. Сотворив мир, Брахма не участвует в его развитии.

Сансара – бесконечный цикл перерождения Атмана.

Карма – предопределенность человеческой жизни или судьба. Цель кармы – провести человека через испытания.

Мокша – высшее нравственное совершенство. Эволюция души. Карма прекращается.

Махатма – душа достигшая Мокши.

Ахимса – единство всех форм жизни на земле. Не причинение вреда окружающим.

II. Эпический (классический) период

Две известные поэмы Махабхарата и Рамаяна. В них затрагиваются философские вопросы. В этот период складывается 2 направления:

Ортодоксальное – признает авторитет вед.

Неортодоксальное – не признает авторитет вед.

Ортодоксальные школы: веданта, миманса, санкхья, ньяя, йога, вайшешика.

Неортодоксальные школы: чарвака(локаята), джайнизм, буддизм.

Буддизм возник в 6в до н.э. Основоположником был СиддхартхаГаутама. Он был назван Буддой, что означает пробужденный(просветленный).

В основе буддизма лежат 4 благородные истины:

1) Жизнь человека является страданием.

2) Есть причины страдания: жажда жизни, удовольствий и наслаждений.

3) Устранить страдания можно путем устранения желаний.

4) Существует благой восьмеричный путь устранения страданий.

Философия Др.Китая.

III. Китайская философская мысль.

Начало китайского философского мышления своими корнями уходит в мифологию. В Китае был сформирован культ предков, что определило консервативность мышления.

Основной китайской философией является социально-этическая проблематика.

В первой половине первого тысячелетия до н.э. появились первые книги китайской образованности.

5 книг китайской образованности:

Книга песен.

Книга истории.

Книга порядка.

Книга весны и осени.

Книга перемен.

Книга состоит из двух частей:

В первой части находятся гексаграммы, во 2-й части комментарии к ним.

- ян – это активные всепроникающие освещающее путь познания вещей – мужское начало.

--инь – пассивное ожидающее темное женское начало.

При взаимодействии сил Инь и Ян появляется сила Дэ, которая движет всем по пути Дао.

Дао – основополагающая категория китайской философии, которая означает путь развития всего существующего, олицетворение порядка и гармонии.

Отступление от Дао ведет к необратимым последствиям.

Даосизм. Одно из основных философских направлений Древнего Китая. Основателем является Лао-Цзы.

Название его книги Дао дэ Цзин.

В Даосизме человек рассматривается как часть природы, который должен жить с ней в единстве и согласии.

Усилия человека и общества направленные на изменения природы и миропорядка, приведут к дисгармонии и хаосу.

Главной задачей человека является соблюдение естественного хода событий, а главным принципом – уход от активной деятельности.

Наряду с Даосизмом в Китае возникает конфуцианство. Основатель Кун фуЦзы (551 – 479г. до н.э.) Считается первым китайским философом. Конфуций не выдвинул собственного учения, а проанализировал и систематизировал пять книг китайской образованности.. Мысли Конфуция сохранились благодаря записи его последователей. Главный источник учения – произведение Лунь Юй. (Беседы и суждения). Внимание Конфуция было сосредоточено на воспитании человека в духе уважения и почтительности к окружающим и обществу. Каждый должен знать свои функции и неукоснительно их выполнять. Этика Конфуция основывается на понятии «порядок». Такой подход имел большое значение для социально-экономического управления обществом в аграрном Китае. Представители этой школы выступают за мягкое управление, которое основывается на примере власти отца над сыном., то есть начальник всегда выступает в роли отца, а подчиненный в роли сына. Все межличностные отношения должны ориентироваться на принцип Сяо - сыновней почтительности и на принцип Жень – человечность.

Основное правило Конфуция:

«Не делай другим того, чего не желаешь себе».

6. Древнегреческая философия. С 6в. до н.э. главным центром философии становится Античная Греция. Материализм Др.Греции возник и развивался на основе конкретных знаний о природе. Греческие философы были одновременно и естествоиспытателей. Ими были высказаны соображения о форме небесных тел, о количестве дней в году и причине солнечных затмения. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – ученые в Милетской школе.

Фалес считал первоначалом всего существующего воду; вода вечна, а все вещи – временны. Все происходит из воды и после смерти вновь превращается в воду.

Анаксимандр считал, что в основе лежит алейрон – неопределенное состояние материи..

Анаксимен выдвинул учение о материи как субстанции, считал первоосновой воздух. Плотность предметов зависит от сгущения или разряжения воздуха.

Философия Сократа.

Движение

Причина

Случайность и необходимость

Степень качеств

Цель

В 1878 году учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. В настоящее время получил распространение неотомизм (философское учение основанное на идеях Фомы Аквинского).

Эволюция эмпиризма.

Д. Беркли, Дж. Локк, Д.Юм продолжили идеи Бэкона.

Дж. Локк (1632-1704гг.) считается главным представителем эмпиризма. Он

написал книгу «Опыт о человеческом разумении». Согласно Локку познание – это обогащение сознания идеями.

В самом начале познания, сознание человека не содержит в себе чего-либо врожденного. Оно представляет собой чистую доску. Познание начинается с воздействия предметов окружающего мира на органы чувств человека.Затем вступает в силу накопление опыта, который можно разделить на 2 вида: внешний опыт и внутренний опыт.

Внешний опыт- это опыт ощущений, это источник простых идей.

Внутренний – это работа ума, источник производных идей.

Соединение простых идей образует сложную идею. Например, яблоко – это объединение идей плотности, вкуса. Сопоставление идей приводит к идеям отношения (больше – меньше).

Локк был современником и идеологом преобразований английской буржуазной революции. Большое место в его философии занимает проблема государственного устройства. Он написал два трактата о государственном правлении, в которых высказал мнение о существовании естественных прав человека (право на жизнь, на свободу, на собственность). Для защиты данных прав необходимо государство, которое защищало бы человеческие права. Выдвинул идею конституционного ограничения монархической власти и идею разделения власти на исполнительную, законодательную, судебную. Законодательная власть должна принадлежать парламенту. С этого момента начинается развитие юридического мышления.

Дж. Беркли подверг сомнению теорию Локка, т.е. его утверждение, что вещам соответствуют идеи. Беркли считал, что вещи это комплексы ощущений. Существовать значит быть воспринимаемым. Невозможно отделить друг от друга объект и ощущение. Можно трактовать философию Беркли как субъективный идеализм.

Дэвид Юм подверг критики философия Беркли. Он отрицал внешний источник ощущений. Стоял на позициях агностицизма.

16.Рационализм.Становление рационализма связано с французским философом Рене Декартом. В своем главном труде «Рассуждение о методе» поставил цель создать универсальный метод познания, то есть такой метод, которым могли бы пользоваться ученые всех отраслей знания.

Декарт не признавал опытное, чувственное познание. Он считал, что чувства искажают действительность. Главенствующую роль в познании он отводит дедукции, которая опирается на достоверные аксиомы. По его мнению, истинной может быть только мысль. Он говорил: «Мыслю, следовательно существую». Вся философия Декарта зависит от физических и математических исследований. Он считал, что только математика может дать достоверные знания. Декартом были выведены основные правила рационалистического метода.

1)Исходным пунктом рассуждения являются аксиомы.

2)Необходима строгая последовательность логических рассуждений.

3)Нельзя допускать пропуски в логических рассуждениях.

Центральное понятие метафизики Декарта - это субстанция. Субстанция -это объективная реальность, которая не нуждается ни в чем для своего существования. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанции:

1)Духовная субстанция

2)Материальная субстанция

Материальные субстанции (предметы) обладают отличительным свойством-протяженностью (длина, ширина, высота) и они делимы до бесконечности. Это их коренное свойство.

Производные свойства - это модусы (форма, положение в пространстве).

Духовные субстанции–это идеи. Идеи обладают свойством мышления. У них есть модусы (свойства) –чувства, желания, ощущения.

Человек состоит из материальной и духовной субстанций.

Декарт считается основателем дуализма.

Декартовскую систему развил Бенедикт Спиноза. В своем учении пытался преодолеть декартовский дуализм. Разработал монистическое учение о мире, как единой субстанции, которая обладает протяженностью и мышлением. Эту единую субстанцию Спиноза назвал Богом или природой. Таким образом, Спиноза растворял Бога в природе (пантеизм), как это делал Н. Кузанский. Субстанция и природа едины, а модусов бесчисленное множество.

Спиноза первым из новоевропейских мыслителей создал стройное и системное этическое учение. Главный труд «Этика, доказанная в геометрическом порядке» - посвящена проблеме человека и его ответственности. Этика Спинозы основана на том, что все в мире происходит по необходимости. Насколько человек способен своим разумом постичь необходимость, настолько он свободен. «Свобода есть осознанная необходимость».

Г.В. Лейбниц. Переосмыслил философию Декарта и Спинозы и выдвинул идею о множественности субстанции. В его философии обнаруживается сочетание рационализма и эмпиризма. Основа философской системы Лейбница - это учение о монадах. Монады – это простые духовные единицы, которые лежат в основе материальных явлений. Они просты и неделимы. Качество монады -это стремление, влечение, восприятие, мышление. Осознает сама себя, является независимой.

Классы монад:

1) Голые монады - камни, земля.

2) Животные монады - ощущения.

3) Монады человека-души.

4) Высшая монада-Бог.

Критерием разделения монад на классы – это степень разумности.

Лейбниц не принимает учение о врожденных идеях. Он полагает, что человеческому разуму присущи не идеи, а предрасположения, которые делятся на два вида: истины разума и истины факта. Истины разума – они доказаны и имеют достоверный характер, а истины факты получены эмпирическим путем и имеют вероятностный характер.

Гегель.

Гегель продолжил философию Канта. Его философия представляет собой классическую идеалистическую систему. Главным произведением является наука логика, в котором изложен диалектический идеализм. Первичным Гегель считал мировую идею, или безличный разум, а вторичным все материальное. Материальный мир является формой бытия, воплощенные в нем идеи. Мировая идея существует вечно и содержит в себе в скрытом виде все возможные явления природы и общества, представляет собой их источник и движущую силу. Идея в процессе саморазвития проходит различные стадии. Вначале она развивается в самой себе, затем принимает форму природы, далее проявляется в мире человеческих идей, в форме государства искусства, религии и философии. Таким образом, мир представляет собой продукт саморазвития идеи. Новым в его философии является то, что он рассматривает идею, как сампроизвольный непрерывный процесс развития. Гегель является создателем идеалистической диалектики. Идея является внутренне противоречивой и находится в постоянном движении. Разрабатывая идеалистическую диалектику, Гегель видел в ней выражение противоречивого развития категорий. Он характеризовал категории как находящиеся в непрерывном движении чистые мысли. Он показал внутреннюю противоположность, взаимопроникновение, и переходы друг в друга парных категорий: качество и количество, причина и следствие, сущность и явление. Гегель сформулировал 3 закона мышления:

1)Закон перехода количественных изменений в качественные;

2)Закон единства и борьбы противоположностей;

3)Закон отрицания отрицания.

22.Фейербах Фейербах был материалистом и первым подверг критике систему Гегеля. В начале своей деятельности был идеалистом и примыкал к левогегельянцам. В 1839 г. он выпускает книгу «К критике философии Гегеля», которая свидетельствует о переходе на позиции материализма. Критикуя позицию Гегеля, Фейербах преодолевает и диалектику, поэтому слабый стороной его философии является ее метафизическая сущность.

В трактовке самого понятия «материализм» иногда проявлял непоследовательность, отказываясь считать себя материалистом, так как для него материя – это пустая реальность. Во-вторых, в это время распространился вульгарный материализм (Бюхнер, Фогт, Молешотт), к которому Фейербах относился негативно. Вульгарный материализм трактовал мышление как физиологический процесс: «Мозг выделяет мысль как печень желчь».

Материализм Фейербаха являлся антропологическим, т.к. за основу решения философских вопросов берется человек, как природное биологическое существо. То есть тело человека является первичным, а сознание вторичным. Каково состояние тела, таково и состояние психики. Исходным пунктом познания служат ощущения. На базе ощущений у человека возникает мышление, которое связывает и анализирует чувства, выражая их в понятиях. Мыслить – значит связно читать показания органов чувств. Критерием истины он считал согласие всех людей с тем или иным суждением. Он выступал как критик религии. Считал, что религия является препятствием для возникновения государства, а в случае его существования представляет собой решающую причину его разложения. Основой морали, по Фейербаху, является врожденное стремление людей к счастью. К главным правилам морали он относил разумное самоограничение в поведении каждого человека и взаимную любовь между людьми.

23. Марксизм Вначале своей деятельности занимался исследованием в области социальной философии. Основные вопросы были сформулированы в работе «Экономическо- философские рукописи 1844 г».

В домарксистской философии была недостаточно изучена предметно- деятельная природа человека. Маркс обратил внимания на то, что личность формируется системой производственно экономических отношений.

Рассмотрев сущность человека, Маркс открывает в капитализме процесс дегуманизации (овеществления человека). За исходный пункт своей концепции он берет понятие «отчужденный труд» (превращение деятельности человека или продуктов деятельности в некую враждебную силу). Стоимость произведенной рабочим продукта выше стоимости его труда.

Теоретическими источниками марксизма являются:

1) Немецкая Классическая философия (диалектика Гегеля, материализм Фейербаха).

2)Английская политическая экономия.

3) Французский утопический социализм.

Оригинальность учения Маркса состоит в том, что он попытался доказать, что исторический процесс – это продукт человеческого труда. Впервые в истории Марксом и Энгельсом диалектико - материалистическое понимание было распространено на общество. Большое внимание было уделено диалектике производительных сил и производственных отношений. Их единство образует способ производства.Общество в своем развитии проходит ряд ступеней или общественных экономических формаций, которые отличаются друг от друга способами производства. Производительность труда определяет преимущество одной формации по отношению к другой; переход от формации к формации является переходом от количественных изменений к качественным. Таким образом, история признается как естественный процесс.

С момента возникновения марксизма возникает 2 направления.

На примере России это выглядит следующим образом. Основоположником марксизма в России был Г.В. Плеханов (1856-1918 гг.). Он выступал за эволюционный путь развития в России, считал, что страна должна пройти все исторические стадии, включая капитализм. Он был противником революционного захвата власти, хотя негативно относился с самодержавию и консервативному крестьянству. Требовал развивать сознательность рабочих. Освобождение должно быть делом рук самих рабочих.

Оппонентом Плеханова был теоретик революции Ткачёв, который выдвигал идею захвата власти революционным меньшинством.

Позитивизм.

Одним из наиболее влиятельных направлений буржуазного философского мышления является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм оформился уже в 30-е годы XIX в. Понятие “позитивизм” обозначает призыв философам отказаться от метафизических абстракций, т. к. метафизические объяснения, считают позитивисты, теоретически неосуществимыми и практически бесполезными, и обратиться к исследованию позитивного знания. Позитивизму противостоит интуиционизм (учение об интуиции как самом главном и самом надежном источнике познания).

В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.

Первая историческая форма позитивизма.

В 30— 40-е годы XIX в., во Франции возникла философская школа, которая тоже претендовала на создание «научной философии» и заявила о решительном разрыве с прежней философской («метафизической») традицией (о «революции в философии»). Этой школой и был позитивизм, основанный О. Контом

Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы мышления.

Осуществленная Контом классификация наук во многих отношениях может рассматриваться как реализация завета энциклопедистов. По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии

(энциклопедический закон): Математика - астрономия - физика –химия - биология - социология.

Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин “социология”; благодаря - нему социология впервые была разработана в определеную научную систему.

Основные принципы:

1. от простого к сложному

2. от абстрактного к конкретному

3. временной

Представителями первой, «классической» формы позитивизма 19 в., кроме

Конта, были Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Лаффит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан – во Франции; Дж. С. Милль, Г. Спенсер – во Великобритании. Немецкие позитивисты-Л. Фейербах, Дюринг, Йодль, Шуппе, Авенариус.

Вторая историческая форма позитивизма.

В результате попыток отказаться от контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить основную позитивистскую направленность — резкое размежевание областей науки и философской «метафизики» — возникает вторая историческая форма позитивизма — махизм, эмпириокритицизм (Э. Мах, Р., Авенариус и др.).

Эмпириокритицизм (философская система “чистого опыта”, критический эмпиризм, который стремиться ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки и естественного понятия о мире). Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”,“идеальное”.

На стадии махизма позитивизм ставит в центр внимания такие проблемы: природа познания, опыта, проблема субъекта и объекта, характер категорий «вещь», «субстанция», природа основных «элементов» действительности, взаимоотношение физического и психического и т. д.

«Третья историческая форма позитивизма», неопозитивизм, возникает в 20-е годы ХХ в. Идейным ядром явился Венский философский кружок, который предложил программу развития научной философии. В него входили М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн. Философия неопозитивизма (или логический позитивизм) развивается как аналитическая философия, которая в свою очередь разрабатывается в двух направлениях: логический анализ философии и лингвистическая философия. Основной принцип неопозитивизма - принцип верификации, т. е. сравнение всех положений науки с фактами опыта.

Философия экзистенциализма.

Основатель экзистенциализма – Сёрен Кьеркегор. Он поставил вопрос о том, почему философия, занимаясь проблемами бытия, материи, Бога, мало внимания уделяет внутреннему миру человека, его переживаниям. Кьеркегор считал, что философия должна помочь человеку найти истину, ради которой можно жить, найти свое «я». Экзистенция – существование. Кьеркегор выводит 2 категории существования:

Неподлинное и подлинное существование.

1) Неподлинное существование – это подчинение человека обществу (жить как все).

2) Подлинное существование – это освобождение от общественного давления, нахождения себя и превращения в хозяина своей судьбы. Для достижения подлинного существования человеку нужно пройти 3 этапа.

- эстетическая стадия – в которой человек стремится к удовольствию;

- этическая стадия - в которой человек делает сознательный выбор, живет, руководствуясь долгом;

- религиозная стадия – в которой человек осознает свое призвание и внешний мир не имеет для него особого смысла, не может стать препятствием для осуществления своей миссии и до конца своих дней «несет свой крест».

Карл Ясперс. Согласно Ясперсу человек живет жизнью которая не имеет большого смысла. В особых случаях проявляются скрытые качества, пограничные ситуации между жизнью и смертью, человек познает сам себя.

А.Камю считал, что жизнь человека бессмысленна.

Герменевтика – наука о понимании.

Русская философия

Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором можно выделить следующие этапы

1. XI в. - первая половина XVIII в. - постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического (Илларион, Андрей Рублев, Феофан Грек и др.).

2. Вторая половина XVIII в. - первая четверть XIX в. - распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли.

3. Вторая четверть XIX в. - начало XX в. - становление и развитие самобытной русской философии.

4. после 1922 года - философия русского зарубежья.

При характеристике особенностей развития философии в России необходимо, прежде всего, учитывать условия ее существования, которые по сравнению с западноевропейскими были крайне неблагоприятными. В то время когда в университетах Германии свои философские системы излагал Кант, Шеллинг, Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшем никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Отношение государственной власти к философии наглядно выражено в известном высказывании попечителя учебных заведений князя Ширинского-Шихматова "Польза философии не доказана, а вред возможен".

С одной стороны, становление русской философии происходило в ходе поисков и ответов на те вопросы, которые ставила сама российская действительность, поэтому трудно найти в истории русской философии мыслителя, который бы занимался чистым теоретизмом и не откликался бы на животрепещущие проблемы.

С другой стороны - эти же условия привели к такому ненормальному для самой философии состоянию, когда при восприятии философских учений политические установки приобретали доминирующую роль и сами эти учения оценивались прежде всего с точки зрения их "прогрессивности" или "реакционности", "полезности" или "бесполезности" для решения социальных проблем. Поэтому те учения, которые хотя и не отличались философской глубиной, но отвечали злобе дня, имели широкую известность.

При характеристике особенностей русской философии нужно учитывать также культурно-исторический фон, на котором она формировалась. В России в ходе ее истории произошло как бы переплетение двух различных типов культур и соответственно типов философствования: рационалистического западноевропейского и восточного, византийского, включенного в русское самосознание через православие. Такое сочетание двух различных типов мышления проходит через всю историю русской философии.

С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности. Основной темой, определившей специфику русской философии, стала тема России, постижение смысла ее существования в истории. Другой ведущей темой стала тема самого человека, его судьбы и смысла жизни.

Философская мысль в России начинает зарождаться в XI в. под влиянием процесса христианизации. В это время Киевский митрополит Илларион создает знаменитое "Слово о законе и благодати", в котором развивает богословеко-историческую концепцию, обосновывающую включенность "русской земли" в общемировой процесс торжества божественного света. Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации. Наиболее характерным в этом смысле является созданное во времена правления Василия III учение игумена Елиазаровского монастыря Филофея о "Москве как третьем Риме".

Оригинальные поиски русской философской мысли продолжались на протяжении XVI-XVIII вв. Эти поиски проходили в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.

Третий этап приходится на вторую половину XVIII в - первую четверть XIX в. В это время характерно распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без известного подражания западноевропейским течениям философской мысли.

Владимир Соловьев (1853-1900 гг.) создал оригинальную философскую систему «положительного всеединства» («софио- логию»), в которой идее соборности славянофилов он придал онтологический характер. В.Соловьев рассматривал бытие (сущее) как единое целое. Основой всеединства является божественная Троица. Бог-творец внутренне противоречив, он включает в себя сущности-атомы, которые своим движением образуют реальный мир. Связующим звеном между богом-творцом и его творением выступает София - душа мира, воплощающая в себе божественную идею всеединства. Иисус Христос - это реальное и совершенное выражение идеи богочеловечества - высшей цели всего исторического процесса. В теории познания В.Соловьева принцип

всеединства лежит в основе концепции целостного знания, т.е. такого, которое объединяет науку (эмпирическое знание), философию (рациональное знание) и религию (мистическое знание).

Бытие

Понятие «бытие» является фундаментальной категорией философии. Раздел философии, изучающий проблему бытия, называется онтологией, которая включает в себя вопросы происхождения мира, его характеристики, законы развития и направление развития. Бытиеесть философская категория для обозначения всего объективно существующего мира (природного, социального, индивидуального, материального и духовного).Отталкиваясь от данной категории, философы разворачивают всю систему понятий, рассуждений и выводов.

Заметим, что конкретное, содержательное наполнение категории «бытие» зависит от многих факторов, например, существующей в данную эпоху картины мира (мифологической, религиозной, естественнонаучной) и от субъективной позиции философа.

Картина мира -это целостное миропонимание, в основе которого лежит принцип, определяющий мировоззренческую установку человека, его ценностные ориентиры.

Антитезой (противоположностью) бытия является небытие. Все конкретные формы бытия возникают из небытия и становятся объективной реальностью, актуализируются. Когда бытие существующего приходит к концу, то оно превращается в небытие, меняет свою форму. Нужно отметить, что небытие является относительной категорией, в абсолютном смысле небытия нет, так как возникновение той или иной формы бытия является результатом перехода одной формы бытия в другую.

Принято рассматривать бытие как многосферное и многоуровневое. Многосферность проявляется не только на самом широком уровне разделения - на природное, социальное и индивидуальное бытие, но и на каждом из этих уровней. Природное бытие включает в себя атмосферу, гидросферу, биосферу, ноосферу и т. д. Социальное - техническое, экономическое, социальное. Индивидуальное - сознательное, бессознательное, биологическое.

Многоуровневостьсвязана с развитием бытия. Выделены следующие уровни бытия: потенциальное бытие, которое заключается в возможности бытия, то есть еще не реализованном потенциале (его следует отличать от небытия вообще), и актуальное бытие, то есть уже реализовавшаяся возможность.

Важно отметить, что за данной многосферностью и многоуровневостью обнаруживается единство мира. Вопрос о том, какова природа этого единства неоднократно поднимался в истории философии. Принято считать, что реальную основу всех явлений в их единстве и многообразии образует субстанция. В истории философии существует несколько точек зрения на то, сколько субстанций лежит в основе бытия. Философская позиция, признающая, что в основе всего лежит одна субстанция - материальная или духовная называется монизмом.Материалистический монизм представлен учениями философов Милетской школы, идеалистический - Платоном, который разработал идею о первичности духовной субстанции - «мире идей».Позиция, признающая равноправие двух независимых первоначал называется дуализмом,которая былазаложена Аристотелем в его учении о материи и форме и впоследствии классически изложенная Р. Декартом в его учении о равноправии двух субстанций - материальной и духовной.А признание множества самостоятельных и независимых друг от друга субстанций называется плюрализмом,ярким представителем которого является Лейбниц.

В античности под бытием понимали так называемое наличное бытие, то есть окружающий мир (природу, вещи, людей), реальный процесс жизни, существующий в общем, абстрактном значении в форме вместилища всего имеющегося, которое имеет форму шара конечных размеров, внутри которого все движется равномерно, прямолинейно или кругообразно. Помимо материальных субстанций (субстанция - сущность всех вещей), таких как вода, воздух, огонь, атом, существовали и духовные субстанции в форме «ума», «чистых идей» и т.д. Философ Парменид выдвинул идею о совпадении бытия и мышления. Он считал, что можно мыслить о том, что существует, что есть на самом деле, и нельзя помыслить о том, чего нет, то есть о небытии. Следовательно, существует только бытие, небытия нет. Если помыслить о небытии, то это значит перевести его в область существующего, в область бытия, следовательно, небытие станет тождественным бытию. В это время имело место единство природы (космоса) и человека, поэтому можно сказать, что натурфилософская картина античности была антропоцентрической.

Средневековая философия разграничила истинное бытие - бесконечное, божественное и неистинное бытие - сотворенное из ничего, мирское, поддерживаемое божественной волей.

В эпоху Возрождения возникает понятие бесконечного чувственно воспринимаемого бытия, движения материи от точки к точке. Приобретает значимость материальное бытие, формируется культ телесности, утраченный в средневековье, однако окружающая природа все еще отождествляется с богом.

В 17 - 18 веках в заключительный период формирования классической научной картины мира тема бытия окончательно приобретает материалистическое звучание. Вместилищем мира становится неподвижный эфир, относительно которого равномерно движутся предметы. Взаимодействие между предметами имеет характер дальнодействия и осуществляется мгновенно, поэтому существует единое (абсолютное) время. Характеристиками материального мира являются: неизменность, равновесность, линейность, простота.

В этот же период возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту (человеку). При этом человек является просто сторонним наблюдателем природного бытия, той реальности, в которой существовали механические законы. Природа и сам человек рассматривались как некие механизмы, что связано с развитием механики - главной науки в этот период. В конце 18 века И. Кант разрушил классическую схему независимости бытия от человека, показав, что окружающий мир им воспринимается сквозь призму сознания, познавательные способности которого ограничены.

В 19 веке формируется неклассическая картина мира, в которой под бытием стали понимать сложную многомерную, многовариантную, динамическую действительность, описываемую такими понятиями как изменчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость. Была продолжена традиция, направленная на осмысление бытия человека.

Общественные потрясения начала 20 века еще острее поставили вопрос о смысле и сущ

Наши рекомендации