Направления философии Московского государства

1) Историософское направление.

Становление русской государственности отразилось в учении псковского монаха

Филофия “Москва-третий Рим”.

Итак, . В формировании русской философии, характерной чертой является осмысление сущности Православия, большую роль сыграла Византия и традиции восточного неоплатонизма. Значительным событием в период становления предмета и проблематики русской философии является полемика между "иосифлянами" и "нестяжателями", развернувшаяся в XV-XVI веке и затронувшая не только догматические и организационные проблемы православной религии и церкви, но и собственно философские вопросы. "Нестяжатели", духовным лидером которых был Нил Сорский, выступали против участия церкви в мирских делах, занятий хозяйственной деятельностью и призывали монахов и иерархов сосредоточиться на духовной работе, выполнять роль духовных пастырей. Суть философии "нестяжательства" - исихазм, то есть уединенное и молчаливое мистическое созерцание божественных откровений. "Иосифляне" - сторонники Иосифа Волоцкого - напротив, выступали за активное участие церкви в политике, упор делали не на тихом созерцании Бога, а на внешнем благочестии. Этот спор закончился победой иосифлян.

Русское Просвещение
Исторические условия

1. 18 век поставил Россию вровень с Европой.

-экономические реформы

-развитие производства, ремесел и науки

-политические новации, соседствовали с постоянными заговорами

-разнообразное художественное творчество

-использование жестокости и насилия при проведении реформ

2. Постоянные крестьянские выступления.

(две крестьянские войны под предводительством К. Булавина и Е. Пугачева)

3. Постоянные войны. Наиболее крупные:

-северная война 1700- 1721

-семилетняя война 1757- 1763

-с Турцией 1768- 1774 и 1787- 1791

4. В эти годы страна открыто воспринимает западную культуру, появляютсявеликие ученые, мыслители, политики.

Вместе со светской наукой на русской почве укрепляется свободомыслие.

5. Начало этому процессу положили реформы Петра I. Онираскрепостили русскую экономику, значительно пополнили и обновилигосподствующий класс за счет дворянства, превратили церковь в одно из звеньевгосударственного аппарата, усилили царский абсолютизм, низвергли народ доположения рабов.

Основные этапы развития философии в этот период.

1. Ученая дружина Петра I.Важным явлением в этот период стало создание кружка, получившего название «Ученая дружина Петра I». Его видными участниками были Ф. Прокопович (1681-1736), В.Н. Татищев (1686-1750), А.Д. Кантемир (1708-1744). Крупным представителем этой дружины являлся В.Н. Татищев, заложивший основы светской философии как самостоятельной области творческой деятельности человека. В философии и конкретных науках он видел важное средство обновления российского общества. Философия, по Татищеву, является главнейшей наукой, сосредоточивающей в себе высшее, совокупное знание, ибо только она способна ответить на сложнейшие вопросы бытия. «Истинная философия не грешна», а полезна и необходима.

Мыслитель предложил свою классификацию наук на основе их общественной значимости. Он выделил науки «нужные», «полезные», «щегольские» (или «увеселяющие»), «любопытные» (или «тщетные») и «вредительные». К разряду нужных наук были отнесены «речение» (язык), экономика, медицина, юриспруденция, логика и богословие; к полезным - грамматика и красноречие, иностранные языки, физика, математика, ботаника, анатомия, история и география. Щегольские науки, по его мнению, имеют лишь развлекательное значение, например, поэзия, музыка, танцы и т.п. К любопытным наукам принадлежат астрология, алхимия, хиромантия, а к вредительным - некромантия, чернокнижество. По сути дела к наукам Татищев относил всякое знание.

Идеи:

-отстаивали необходимость независимого от церкви развития философского иестественнонаучного знания.

-разработана первая в России классификация наук.

-отстаивали гелиоцентрическую теорию, учение о бесконечности вселенной .

-Бог- совершеннейший разум, в котором в форме первообразов существоваливсе материальные предметы и явления.

-в теории познания: критерии истины видели разум, физические и математическиедоводы, а саму истину- как согласие суждения с предметом.

-разработали философскую терминологию на русском языке.

2.Философские взгляды М.И. Ломоносова (1711- 1765) – крупнейшийпредставитель механического материализма.

Идеи:

-Он придерживался идеи и принципов атомизма.

Его научный интерес- свойства материи:

«Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность.Материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части».

-В теории познания пытается преодолеть разрыв между эмпиризмом ирационализмом, понимая что и то и другое- это односторонние крайностипроцесса познания.Поскольку Ломоносов был верующим человеком, то он стоял на позиции«двойной истины», т.е.:

-есть истины которые могут не совпадать с религиозными

-есть чисто религиозная сфера постижения истин

-Развивал гелиоцентрическую систему Дж. Бруно, доказывалпостоянную изменяемость всего существующего, возражал против церковногоисчисления Начала мира.

. Русские просветители 2 ой половины 18 века.

Отечественная философия эпохи Екатерины II с наибольшей целеустремленностьюразрабатывала социологические проблемы, в особенности такие как«совершенствование общества» и «разумное устроение» государства. Причемактивность в этом направлении прилагала сама императрица, состоявшая впереписке с французским философом Вольтером: в составленном ею знаменитом«Наказе» (1767) не только провозглашалось равенство всех сословий передзаконом, но и высказывалось «пожелание» об улучшении положения крепостныхкрестьян. её взгляды резко трансформировались (послевосстания Е. Пугачева и Французской революции).

В литературу этого периода входит целая когорта выдающихся просветителей:

-Д.С. Аничков (1733- 1788)

-Я.П. Козельский (1728- 1789)

-С.Е. Десницкий (1739- 1789)

-А.Н. Радищев (1749- 1802)

Александр Николаевич Радищев известен в основном как борец сабсолютизмом и крепостным правом, как автор «Путешествия из Петербурга вМоскву».Однако его философские идеи тоже оригинальны и новаторски, как по сути, ток ипо форме выражения.В своем трактате «о человеке, его смертности и бессмертия» он разрабатывает учение о бытии, человека и его душе:

-главное в его мировоззренческой позиции- это признание реальностиматерии и ее независимости от познающего субъекта

-весь живой и неживой мир состоит из единого вещества. Важнейшее свойство материи- движение. (В этом материализм).

-стоит на позициях идеализма, доказывая бессмертность души

-в отношении человека он отстаивает «естественное право» т.е. экономическое иправовое уравнивание людей

-исторический процесс представлял как последовательную смену циклов черезборьбу равенства и неравенства. Прогресс в обществе связан с « шествиемчеловеческого разума».

В дальнейшем социальная философия нашла свое продолжение и развитие в идеяхдекабристов, деятельностью которых кончается один и начинается другой периодразвития русской философии.

Вывод:

1. Русское Просвещение создало самобытную национальную философию, которая посущности своих идей, по своей духовности стояла на уровне общемировойфилософии

2. Оно породило феномен светской духовной культуры, сформировало

гуманистические ценности, зародило интерес к трудам мыслителей прошлого инастоящего.

3. Отход от церкви не означал для ученого разрыва с верой, с традицией, скультурой народа. Новый виток творческой жизни был не изолированным, аосуществлялся с опорой на предыдущие достижения. философия русского Просвещения XVIII в.

Русское Просвещение имеет ряд особенностей по сравнению с западным:
* Оно было инициировано "сверху". Русская императрица Екатерина Великая, воодушевлённая просветительским движением во Франции, поощряла и направляла подобную деятельность в своей стране.
* Оно не носило атеистического характера, не содержало принципиальной критики религии и церкви.
* Оно не было направленно против самодержавия.
* Русское Просвещение не затронуло народные массы, а ограничилось просвещением привилегированных слоёв.

Основные течения в русском Просвещении

В философии русского Просвещения выделяют несколько проблемных направлений:
* Просветительское, представленное такими деятелями, как Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, В.Татищев.
* Русское "вольтерианство", представленное Екатериной Великой, М.Ломоносовым, И.Лопухиным, Д.Голициным.
* Социологическое направление, основными представителями которого считают М.Щербатова, Д.Аничкова, Я.Козельского.
* Русское масонство: Н.Новиков, И.Шварц, И.Елагин, Н.Карамзин.
* Направления, занимающиеся переводом и адаптированием к российским условиям новейших западных философских учений: Лейбница, Фихте, Шеллинга.

«Славянофильство» и «западничество».

1) Славянофильство:

Сущность славянофильства определялось идеей «несхожести» России и Запада, самобытности русского духовно-исторического процесса (сам термин «славянофильство» достаточно условен и выражает лишь их общественно политические позиции).

Эволюция славянофильства

В развитии славянофильства можно выделить три периода:
* Ранний период, представленный И.В.Киреевским, А.С.Хомяковым, А.И.Кошелевым.
* Зрелый период: братья Аксаковы, Ю.Ф.Самарин.
* Почвенничество: Ф.М.Достоевский, А.Григорьев, Н.Страхов.

Все основные идеи славянофилов тяготеют к полюсу тотальности:

-Критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной, бездушной.

-Православие - духовная основа русской нации, подлинный двигатель

исторического процесса;

-Монархия - идеальная форма государственного устройства России, наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа;

-Крестьянская община, патриархальная семья- социальная основа общества, внутри которого только и возможен подлинно нравственный человек;

-Соборность - выражение коллективного духа россиян, их общинного начала в образе жизни. Соборность есть собирание, соединение всех сил ради общего дела.

Вывод:

-По сути дела, славянофильство- это философия религиозно окрашенного коллективизма.

-Задачу последующего развития России они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл в развитии.

-Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям- авторитету религии и церкви, государству, своему народу.

Алексе́йСтепа́новичХомяко́в- основоположник раннего славянофильства. Фундаментальный труд «Записки о всемирной истории» остался незавершённым, однако сохранились журнальные статьи. Вещественный мир представлялся Хомякову лишь внешним выражением свободно творящего духа (Бога), а материальные факторы общественного развития — его внешними проявлениями. История — процесс постепенного проявления полноты духа в общественной жизни человечества. Каждый народ в своем развитии выражает ту или иную сторону абсолюта. Соответственно, история народа представляла собой процесс проявления в его общественной жизни некой изначально присущей ему первичной идеи. Каждый народ обладал своей особой субстанцией, «началом».

В основе философии А. С. Хомякова лежал провиденциализм. Историческое развитие каждого народа предопределялось абсолютом. Однако в своём развитии народ в силу тех или иных причин может отклониться от него и не выполнить возложенной на него «миссии».

Понимание славянофилами (в том числе А. С. Хомяковым) процесса исторического развития того или иного народа как постепенного проявления его «начала» имело два неоспоримых преимущества. Во-первых, подобный подход подразумевал стремление понять смысл истории народа. Во-вторых, заставлял обратить особое внимание на специфику народной жизни (именно славянофилы первыми обратили серьёзное внимание на такое фундаментальное явление русской действительности, как сельская община)[3].

«Почвенники» - философское направление, для которого главной была идея о «национальной почве» как основе социального и духовного развития России.

1) Для них была характерна идея о превосходстве искусства над наукой (сфера познания), поскольку искусство истетично и полнее угадывает потребности эпохи и дух народа. Ф. М. Достоевский отмечал «Философия есть тоже поэзия, только высший градус её».

2) Их отличала также религиозная ориентированность философии.

Достоевский построил целую концепцию делящую историю человечества на 3 стадии:

-Патриархальность (естественная коллективность)

-Цивилизация (болезненная индивидуализация)

-Христианство как синтез предыдущих.

3) Отвергали капитализм и социализм как путь развития России.

4) Идеи почвенников легли в основу книги Достоевского «Россия и Европа», в которой он выделил 12 цивилизаций и особенно славянскую, которая должна стать первой, гармонически соединяющей основные виды человеческой деятельности (религию. науку, политику, экономику ).

. Главные труды Достоевского
* "Записки из мёртвого дома" - 1861-1862;
* "Записки из подполья" - 1864;
* "Зимние заметки о летних впечатлениях" - 1863;
* "Преступление и наказание" - 1866;
* "Игрок" - 1866;
* "Идиот" 1868;
* "Бесы" - 1871-1872;
* "Братья Карамазовы" - 1880;
* "Дневник писателя"- 1873-1881.

Западничество
Западники:

-Александр Иванович Герцен (1812- 1870)

- П.Я.Чаадаев

Иссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)

-Николай Гаврилович Чернышевский (1828- 1889)

Были выразителями идеи единого общемирового прогрессивного развития.

1.Они активно выступали за европеизацию страны, т.е. ликвидацию феодально- крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути.

2.Считали религию и церковь тормозом общественного прогресса.

3.Высоко оценивали человеческий разум и науку, уважительно относились к правовым нормам общества.

4.Основной ценностью общества для них является индивид, а государство прозвано защищать его права и свободы.

5.В социальной сфере они ориентировались либо на конституционную монархию , либо на социалистические или анархические формы государственногоправления.

Одним из первых русских мыслителей-западников был П.Я.Чаадаев. В «Философических письмах», написанных в 1829 -1830 гг., П.Я.Чаадаев изложил взгляды на мировой исторический процесс и место в нем России.

Основой мироздания Чаадаев считал мировой разум – высшую реальность, лежащую в основе видимой реальности природного и исторического бытия. Божественный разум, выступающий как Провидение, определяет всю человеческую историю. Развитием народов руководит «божественная вечная сила, действующая всеобщим образом в духовном мире».[15] Именно Провидение ставит цели перед народами и определяет смысл их существования в мировой истории. Оно же обуславливает направленность исторического процесса как процесса нравственного восхождения человечества к царству Божьему на земле.

Исходя из этих положений, Чаадаев строит свою философско-историческую концепцию, которая носит ярко выраженный европоцентристский характер. Народы Европы, по мысли Чаадаева, во многом живут в подлинной истории, т.е. сохраняют преемственность в развитии, одушевлены животворным началом единства, руководствуются идеями долга, справедливости, права, порядка.

односторонне усилились рассудочные начала, заложенные еще в схоластике Средневековья. Это привело к полному господству рационализма. По этой

Наши рекомендации