Тема 8. Личность: проблемы свободы и ответственности

Занятие 1

1. Взаимоотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность».

2. Основные факторы, влияющие на формирование личности.

3. Проблема свободы и ответственности личности.

При выявлении основных факторов, влияющих на формирование личности, необходимо подчеркнуть значение воздействия социальной среды на человека. Современные философы и социологи учитывают многослойность этого воздействия. При крупномасштабном подходе такими слоями являются:

а) мегасреда – огромный планетарный мир, испускающий мощные импульсы, которые кровно затрагивают интересы всего человечества и определяют в условиях интернационализации информационного пространства – духовную, социально-психологическую атмосферу эпохи;

б) микросреда – наше непосредственное социальное окружение в лице трех основных влиятельных групп: семьи, первичного коллектива (учебного, трудового и т.д.) и приятелей.

На занятии следует попытаться охарактеризовать позитивные и негативные аспекты данных слоев в их воздействии на процессы формирования личности, на пути поиска оптимальных методов борьбы с факторами «нивелирования» личности в современную эпоху, т.е. в условиях все более глобализирующегося мира, многочисленных соблазнов рыночной экономики, натиска массовой культуры.

При подготовке ответа к третьему вопросу важно подчеркнуть, что свободу личности нельзя сводить только к свободе политической, что свобода, в действительности, есть понятие многоплановое, многогранное. В частности необходима для оптимального развития личности свобода и экономическая, и духовная, и гносеологическая. Под последней имеется в виду способность человека все более масштабно и успешно действовать в результате познания закономерностей окружающего природного и социального мира.

Относительный характер свободы следует выявить анализом понятия «ответственность личности». Можно отметить при этом, что зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этими свободами.

Литература

1. Ильенков Э.В. Что такое личность? – М., 1984.

2. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

3. Левицкий С.А. Трагедия свободы. – М., 1989.

4. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

5. Личность в XX столетии. – М., 1979.

6. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. – СПб., 1997.

7. Марков Б.В. Философская антропология. – СПб., 1997.

Тема 9. Человек в информационно-технотронном мире

Занятие 1

1. Основные особенности и этапы развития индустриальной цивилизации.

2. Переход к постиндустриальной цивилизации, ее социальные последствия.

3. Обеспечение информационных прав граждан.

4. Информатизация как инструмент проведения экономических реформ.

В связи с ростом масштабов и сложности информационных потоков, быстрым развитием новых информационных технологий и Интернет произошла существенная переоценка роли информационной сферы общественной жизни, что привело, в свою очередь, к распространению идеи об историческом вызревании высокоразвитого «информационного» (постиндустриального) общества. На занятии можно рассмотреть футурологические схемы Д. Белла, О. Тоффлера, М. Маклюэна. Особое внимание необходимо уделить тому, какие требования выставляет стадия информационного общества (постиндустриальной цивилизации) к традиционалистским обществам, а также к российскому обществу. Под этим углом зрения следует проанализировать работу российских органов государственной власти и средств массовой информации и выделить основные пути повышения роли информатизации в обеспечении экономического подъема России.

Литература

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1994.

2. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1993.

3. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.

4. Введение в философию. – М., 1989. – Т. 2. – Гл. 13, 15.

5. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986. –Разд. 2, 4.

6. Яковец Ю.В. У истоков постиндустриальной цивилизации. – М., 1993.

7. Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. – М., 1998.

Учебно-методическое издание

Тарабаров Владимир Викторович

Царев Борис Васильевич

Программа и методические рекомендации

По курсу философии

для студентов

очной, очно-заочной и заочной форм обучения

Редактор Сидорова Ю.М.

Тольяттинский государственный университет

Тольятти, Белорусская, 14

Наши рекомендации