Чем отличается философская антропология от других объяснений человека
Вряд ли может существовать несколько истинных «философий человека» одновременно. Скорее, идея человека развивается в философии последовательно, и каждая новая концепция видит его лучше предыдущих. На сегодняшний день «последним словом» в размышлениях о человеке стала философская антропология,о которой мы уже упоминали. Поскольку она является прежде всего наукой, то и отвечает всем требованиям, предъявляемым к науке, то есть имеет свой предмет, методы и свой язык.
Что же составляет предмет данной науки ? Предметом философской антропологии является человек. Но чем она в таком случае отличается от других наук о человеке? Это отличие определил один из основоположников философской антропологии Макс Шелер, который еще в 1928 году наметил в своей фундаментальной работе «Положение человека в космосе» программу данной науки. Философская антропология должна была соединить конкретно-научное, предметное изучение всех сфер человеческого бытия с философским его постижением. Другими словами, стояла задача философской интерпретации того, что мы знаем о человеке из других наук. Именно так и формулируется постановка задачи целостного представления о человеке.
Непосредственными гносеологическими источниками философ-скоп антропологии является романтическая философия Гсрдера, Ницше, трансцендентальные теории Канта, Гуссерля, Хайдеггера, философия жизни Дильтея, фрейдовский психоанализ и культурно-мифологические концепции философии истории Шпенглера, Шпранглера, Тойнби, а также естественно-научные теории (биология, физиология, геофизика и т. п.).
Основатели философской антропологии признавали, что до них существовали естественно-научная, теологическая и, в зачаточном состоянии, философская антропология. Но, утверждали они, единой идеи человека не было. А что было? Был так называемый антропологический принцип, согласно которому человек понимался как высший продукт природы или самое совершенное творение Бога — в зависимости от исходных мировоззренческих установок исследователей. Понятие «человек» было основной мировоззренческой категорией, из которой исходили исследователи в объяснении природы.
общества, сущности бытия вообще. В марксизме антропологический принцип критиковали, поскольку считали человека только продуктом общественных отношений. Хотя как могут существовать эти отношения до человека, совершенно непонятно.
Антропологический принцип придавал гуманистическую направленность различным философским концепциям, но это был только принцип объяснения, а не само объяснение.
Философская антропология, применяя антропологический принцип, одновременно включает его в свой предмет и этим отличается от других наук о человеке. Она называется (рилософской, потому что изучает человека в целом, антропологией — потому что изучает человека в целом. Но, как мы уже говорили, нельзя объять необъятное, нельзя познать человека до конца. Кроме того, понятие целостности 15 этом случае утратило бы свою специфику и слилось бы с понятием конкретности. Поэтому предмет философской антропологии как науки должен быть строго ограничен. Пока эта задача не получила адекватного решения, поэтому мы укажем, скорее, не границы предмета данной дисциплины, а основные параметры изучения человека в философской антропологии. К ним относятся следующие:
1. Человек как часть природы (тождественность человека и животного).
2. Человек как недостаточное природное существо (принципиальная противоположность человека и животного).
3. Ступени сущностного бытия индивида (формы организации живой материи).
4. Культура (цивилизация) как способ сохранения природной сущности человека.
5. Социальные институты как способ организации человеческого отношения к миру.
6. Личность как центр духа. Отношение «Я—ТЫ» как истинное бытие индивида.
В соответствии с этими проблемами философская антропология уделяет основное внимание характеристикам человека как представителя животного вида и тем принципиально внеприродным формам приспособления, благодаря которым он сохраняется как живое существо, — культуре, творческим проявлениям личности.
В философской антропологии сформулированы достаточно сложные законы, которые в данном курсе специально не изучаются, мы приводим их в качестве примера:
закон естественной искусственности — животное растворяется в центре своей позиционности, человек стоит в центре своей позиционности, он должен сделать себя тем, что он есть;
закон опосредованной непосредственности — между человеком и средой существуют отношения, опосредованные им самим, бытие дано ему через сознание;
закон утопического местоположения — человек одновременно занимает (через самосознание) и не занимает (через сознание) то место, где существует.
Предмету науки должны соответствовать приемы и способы его исследования, то есть методы.
Каковы же методы (философской антропологии'.' Это как общефилософские и общенаучные, так и частнонаучные методы, а также методы, разработанные самой философской антропологией. В .марксизме это течение чаще всего упрекали в том, что человек здесь рассматривается как существо внеисторнческое, но это глубоко неверно. Исторический метод — один из основных в данной дисциплине. Это объясняется тем, что само происхождение человека можно рассмотреть только при помощи исторического метода, путем сравнения различных этапов его развития. В философ-скоп антропологии исторический метод применяется и при анализе культуры. Его содержание здесь — то же, что и в биологии, и в культурологии, и в психологии, поэтому мы не будем характеризовать его подробно.
А вот диалектический метод представлен в изучаемой науке специфично. Напомним, что диалектика как метод познания имеет древнюю историю. Последний этап ее развития, представленный в марксизме, нельзя назвать высшим достижением. Дело в том, что абсолютизация любого научного, тем более философского метода ведет к его схематизации, в обязательности нет места творчеству. И в этом плане в философской антропологии диалектический .метод имеет свою прелесть и новизну. Здесь не только сама постановка исходной проблемы —«человек тождественен животному — человек принципиально противоположен животному» — уже носит ярко выраженный диалектический характер. Но гораздо интереснее другое - та проблема, которая получила в философской антропологии название диалогизма (обратим внимание на один и тот же корень в словах «диалогизм» и «диалектика»),
Диалогизм суть межличностные отношения, отношения типа «Я—ТЫ», которые в данной науке признаются основополагающими, истинным бытием индивида. Естественно, анализ этих отношений воз.можен только в категориальном поле диалектики. Здесь в полной мере действуют законы: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания, отрицания. В философской антропологии они применяются не к анализу объективного мира, а к анализу строго определенной группы отношений: природа и человек, общество и человек, человек и человек. Таким же правом на существование обладают категории диалектики, такие, как возможность и действительность, необходимость и случайность, причина и следствие, содержание и форма, сущность и явление, общее, особенное и единичное. Они хорошо «работают» при рассмотрс-
нии внутреннего мира человека, проблемы активности человеческого духа.
Но сугубо диалектическое постижение человека через отношение «Я—ТЫ» оказывается недостаточным. Человека нужно не просто узнать, а понять, постичь. Это, с точки зрения философской антропологии, нельзя сделать только в рациональных формах. Поэтому большое применение в данной науке имеет интуитивизм как метод постижения личности. Отмстим, что при рассмотрении пространственно-временных форм бытия индивида, его биологической природы и создаваемых им социальных институтов этот метод неприменим. Он используется только при анализе межличностных отношений и при рассмотрении творческой активности человеческого духа. Философская антропология многим обязана интуитивизму как философскому направлению, но, делая акцент на союз с естественными науками, она избавилась от иррационального содержания многих концепций, оставил интуитивизм только как метод анализа в строго ограниченной области.
Интуитивизм как метод применяется довольно широко и в других науках, в частности в медицине, поскольку она имеет дело с индивидуальными сущностями, не подчиняющимися порой рациональному осмыслению. Считается, что это происходит от недостатка знаний, но поскольку этот недостаток будет всегда, то и интуитивизм как метод «обречен» на долгую жизнь.
Особое место в философской антропологии как науке занимает системный подход. Рассмотрение человека как системы— необходимое, но недостаточное условие формирования целостного представления о нем. В то же время, опираясь на методы естественных наук, философская антропология не может подходить к человеку феноменологически.
Так, без знания принципов функциональной системы (Анохин) невозможно рассмотреть онтогенез личности. С другой стороны, человек оказывается включенным в функционирование макросистем (Земля, Космос, ноосфера, биосфера). Сам же он создает системы, охраняющие его биологическую сущность (социальные институты, социум, культура). Вне рамок системного подхода мы просто не поймем, о чем идет речь.
Вообще в методах изучения человека у философской антропологии и медицины много общего. Кроме тех общих методов, о которых мы говорили, и там и там используются методы специальных наук. Так, в философской антропологии, естественно, нельзя обойтись без количественных методов общей антропологии, без экспериментальных методов психологии. Хотя эксперимент, в строгом смысле, не является методом научного познания в философской антропологии, однако она опирается на данные, полученные экспериментальным путем другими науками (физиологией, анатомией, биохимией и т. д.).
Философскую антропологию отличает свой особый язык. Вообще язык науки — это система понятий, адекватных се предмету и методам. Иногда одни и тс же слова в разных науках означают разные вещи. Говоря каждый на своем языке, представители разных дисциплин вряд ли поймут друг друга.
По каким же принципам строится язык философской антропологии ? Как мы уже сказали, она оперирует общими понятиями — такими, как «личность», «бытие», «материя», «сознание», «природа», и теми, которые связаны с применением соответствующих методов.
Кроме того, в философской антропологии используются в их первоначальном значении категории естественных наук, в частности, медико-биологического цикла. Это такие понятия, как «организм», «ствол», «таламус», «психическое». Кроме того, широко используются термины антропологии, этологии, этнологии, культурологии, этики, социологии..
Но философская антропология создает и свой категориальный аппарат. Основной категорией является понятие «человек». Как уже было видно из рассмотрения предмета данной науки, это понятие по содержанию отличается от аналогичных в других науках. Кроме того, существует ряд специальных понятий, пока недостаточно разработанных. Это — незавершенный человек (Ницше), отношение «Я—ТЫ», идеация, диалогизм и т. д. Надо отметить, что не только понятие человек, но и многие другие заимствованные из смежных дисциплин приобретают в философской антропологии самостоятельное значение. Но об этом — в следующих темах.