Уровни и формы познавательной деятельности.

В процесс познания включается вся психическая деятельность человека. Однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание.

Формы чувственного познания:

-ощущения;

-восприятие;

-представления.

Познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах их свойствах и протекает в 3-ех формах.

ОЩУЩЕНИЕ – чувственный образ, определяющий предмет, свойства. Человеческий организм – самонастраивающаяся система.

Целостный образ предметов, возникающий в результате непосредственного воздействия органов чувств, называется ВОСПРИЯТИЕМ. Оно формируется на основе ощущений, представляет их комбинацию.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – высшая форма чувственного познания, сохранившая в сознании образ отдельного предмета, воспринимавшегося человеком ранее.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Абстрактное мышление, опосредованно знаниями, полученными с помощью органов чувств и выражается в основном в логических формах:

-понятие;

-суждение;

-умозаключение.

В ПОНЯТИЯХ отображаются существенные признаки предметов, выступающие как абстракции, существующее в нашем сознании. Более высокими ступенями логического мышления являются суждения и умозаключения.

СУЖДЕНИЯ – мысль, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо и дается оценка. При наличии суждений раскрывается какие-то стороны предмета, явления, выражающие наличие, отсутствие у этого предмета какого-то признака. Данный признак – существенен, не сущесвеннен.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – логический процесс, когда из 2-х или большего числа суждений, выводится заключение. Отделить суждение от умозаключения можно лишь с большой долей условности. Однако необходимо отличать его от псевдосуждения и от псевдоумозаключения.

Чувственное и рациональное познание составляет стороны, моменты процесса познания данного, отражая объект с внешней поверхностной стороны. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но также восприятиям и ощущениям. Они составляют предпосылку перехода к рациональному познанию. В свою очередь рациональное познание включает в себя момент чувственного, ориентирует и обуславливает его. Хотя чувственное познание первично по отношению к мышлению, оно выступает в неразрывной связи с рациональным, составляя единый позновательный процесс.

ИСТИНА – КАК ПРОЦЕСС И ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ. ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕВ ИСТИНЫ.

Цель познания – достижение истины.

Познание – сложный, противоречивый процесс, несвободный от заблуждений и ошибок.

Аристотель: истина – соответствие мысли объекту, т.е. соответствие знания действительности.

Эта концепция признана классической, признается большинством философов (мысль – объект). Различия между ними состоят в понимании действительности.

Для Беркли и Маха – действительность комбинация отношений.

Для Платона – познание идей.

Для Гегеля – развивающийся Мировой разум.

В материалистических учениях действительность рассматривается как объективная реальность, существующая вне человека и его сознания. При таком понимании истина– адекватное отражение объективной реальности, познающим субъектом.

Характеристика истины:

  1. Объективность – истина далеко не произвольна, в ней отражается реальный, вне нас существующий мир
  2. Постоянное развитие – характеризуется понятием абсолютной и относительной истин. Относительная истина – это знание, которое приближенно и неполно воспроизводит объективный мир. Абсолютная истина– знание которое содержит в себе элементы, которые никогда не отбрасываются, выступая предпосылкой дальнейшего познания. В абсолютной истине содержится элемент относительной и наоборот.

ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.

Заблуждение– искаженное представление о действительности. Естественный этап в освоении новых неизвестных сфер бытия. Например: история алхимии Востока.

ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕ ИСТИНЫ

Стремление к истине связано с ее критериями. Агностики отрицали такой критерий…, другие считали, что им может быть…

Понятие истины не является строго научным и следовало бы изменить это (Поппер).

Установить сколько истинного в той или иной системе взглядов, особенно если она занимает передовой край науки крайне трудно. Лишь дополнительные исследования позволяют обнаружить моменты ложного. Выявить качественные моменты между истиной и заблуждениями позволяет практика. Далеко не каждое утверждение может быть проверено на практике, например данные в астрономии. И далеко не все нуждается в практической проверке. Практика будучи критерием истины не является абсолютным критерием. Важное значение играют вторичные категории: принципы ясности, предопределенность, эффективность.

ПРАКТИКА

- это специфический способ бытия в мире, представляющий собой деятельность со следующей организацией.

Она включает:

  1. Реальное преобразование данной человеческой деятельности.
  2. Общение людей в процессе и по поводу этого преобразования.
  3. Совместимость норм и ценностей, которые существуют в виде образов и обеспечивают целенаправленной характер деятельности.

В содержание понятия «практика» должны входить виды человеческой деятельности, направленные на изменение и развитие реальных условий существования человека.

Значение практики: практика – это точка, на которой оттачивается эффективность способа деятельности.

Специфика и уровни научного познания.

Познание и соответственно знание можно разделить на «научное» и «ненаучное», а последнее в свою очередь на «донаучное», «обыденное» и «вненаучное».

Познание:

1.научное

2.ненаучное – донаучное

- обыденное

- вненаучное

Донаучное познание: Это исторический этап в развитии знания, предшествующий научному, на котором складываются некоторые познавательные приемы, функции рационального и чувственного познания, а затем большинство развернутых видов деятельности.

Обыденное (житейское) познание: это познание, основанное на наблюдении, практичном освоении природы, накопительном поколениями жизненном опыте.

Особенности: не отрицает науку, она не использует ее средства (методы, категории, понятия…) Особую группу обыденных знаний составляют народные науки. Овладение этими знаниями требует обучения и опыта, в них содержатся практические полезные советы, но они не являются науками в строгом значении слова.

Вненаучное (паранаучное познание): претендует на научность, использует научную терминологию но в действительности не совмещено с наукой (оккультные науки) – учения в основе которых лежит представления о существовании в человеке и космосе сверхъестественных, активных сил, действующих лишь для посвященных, т.е. прошедших специальную тренировку (алхимия, астрология, магия). К вненаучному знанию относятся эзотерические учения ( это знания предназначенные только для избранных и понятные только им).

Возникшие в позднюю античность и получившее развитие в средние века, они не исчезли в настоящее время, несмотря на развитие научных знаний. Более того, в переломные этапы развития, когда общий кризис сопровождался духовным кризисом, происходит оживление оккультизма, возрождается вера в хиромантию, астрологию, распространяются религиозно-мистические учения.

Научное знание: Возникло в результате отделения от мифологии, религии. Опирается на рациональное объяснение действительности.

Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке.

Знание Обыденное Научное
объект Все окружающие предметы и явления Наблюдаемая и ненаблюдаемая объективная последовательность, систематизация знания, обоснование специальными способами, в пробирке
цель Ограничена непосредственными практическими задачами, не способно проникнуть в сущность явления Ставит и решает коренные проблемы, выдвигает обоснование гипотез, его цель – открытие законов, производства и общества. Познание сущности явлений
средства Ограничены естественными способностями человека (органы чувств) Используют научную аппаратуру, спец. методы исследования, создают и используют искусственные языки и спец. терминологию.

Уровни научного познания: наука отличается от обыденного познания не только по объекту, целям, средствам, но и по уровням познавательной деятельности.

2 уровня :

1. эмпирический

2. теоретический

Они разделены по объекту, виду знаний, методам познания.

  Эмпирический уровень Теоретический уровень
Объект Исследуются со стороны доступной наблюдению и эксперименту. Важную роль играет чувствительное познание и рациональная мыслительная деятельность, без которой не возможна обработка экспериментальных данных. Представляет собой мысленную реконструкцию эмпирического объекта, т.е. это абстракция или модель реального объекта, выраженного на специальном языке науки – используются термины и другие искусственные символы.
Виды знания Содержит явления, научные факты и сформулированные на этой основе эмпирические законы. Содержит явления, научные понятия, категории, законы науки.
Методы знания Это наблюдения, описания, сравнения, измерения. С их помощью происходит накопление, обобщение и систематизация полученных данных. Аналогия, моделирование, формализация, идеализация. С их помощью формируются законы науки и теории.

Формы развития научных знаний.

Осваивая действительность разнообразными методами научные познания проходят разнообразные этапы. Каждому из них соответствует определённая форма развития знаний. Основными формами являются:

  1. факт
  2. теория
  3. проблема
  4. гипотеза
  5. программа

В обычном смысле слова ФАКТ является синонимом истины, события, результата. Однако, как категория методологии, ФАКТ – это достоверное знание о единичном, например, вода закипает при Т = 100 град. Можно утверждать, что наука начинается с фактов. Каждая научная дисциплина проходит достаточно длительный период их накопления. Фактом признаётся не всякий научный результат. ФАКТ – это знания, в истинности которого можно убедиться, используя научные методы.

ТЕОРИЯ – это более развитая организация научного знания, которая даёт целостное представление о закономерностях некоторой области действительности. Положения о теории отображают определённые существенные связи действительности, но в отличие от фактов, представляют эти связи в обобщённом виде. Каждое положение теории является истиной для множества обстоятельств, в которых проявляется эта связь, поэтому оно выражается с помощью общего высказывания; в тоже время как факт – с помощью единичного. Обобщая факты и опираясь на них, теория самореализуется с господствующим мировоззрением.

ПРОБЛЕММА – фиксирует недостаточность познаваемых средств для достижения поставленных в науке целей (любая проблема или противоречия между знанием и незнанием).

ГИПОТЕЗА – это предположительное решение некой научной проблемы. Важнейшее требование к гипотезе – это принципиальная проверяемость материала, это возможность соотношения гипотезы с данными экспериментов и наблюдений. ГИПОТЕЗА – это научно обоснованные предположения.

Между разными формами научных знаний не существует жёстких границ. Для них характерны взаимопереходы и взаимопроникновения.

Наши рекомендации