Дополнительно из др источника
Человек, его природа, сущность. Смысл человеческой жизни
Ч-к - это индивид. Индивид (от лат. individuum - неделимое), первонач. - лат. перевод греч. понятия “атом” (впервые у Цицерона), в дальнейш. - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, соц. группы, общества в целом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие к-л. явления, отд. существа, ч-ка. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Личность - общежитейск. и науч. термин, обознач.: 1) чел. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойч. систему социально-значимых черт, хар-щих индивида как члена того или иного о-ва или общности. Ч-ка ф. понимает как целостность. Сущность ч-ка связана с обществ. условиями его функционирования и развития, с деят-стью, в ходе кот. он оказывается и предпосылкой, и продуктом истории. Ч-к - совокупность всех обществ. отношений. 1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч. 2) Натуралистич. (биологич.) понимание ч. 3) Сущностное понимание ч. 4) Целостное понимание ч. - развитая индивидуальность -многообразие соц. качеств. Индивидуальность не только обладает разл. способностями, но еще и представляет их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность ч-ка под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерж. в ней сознательно-волевое начало. Ч-к как индивидуальность выраж. себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение обществ. нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определ. смысла жизни. Сократ сч., что ч-к более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения. Для С. смысл чел. жизни заключается в философствовании, в пост. самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности. Фома Акв. считал, что в ч-ке нет никакой другой субстанциальной формы, кроме одной лишь мыслительн. души, и что она как виртуально содержит в себе чувствующую и питательную души, и содержит в себе все неизменные формы, и одна производит все, что производят в других видах более несовершенные формы. Маккиавели сч., что желания ч-ка ненасытны, и т.к. природа наделила человека способностью все мочь и ко всему стремится, а фортуна позволяет ему достигать лишь немногого, то следствием оказывается постоянная духовная неудовлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют. Именно это заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно стремится к будущему даже тогда, когда у них нет для этого разумного основания.
Вопрос 32. Термин «аксиология» происходит от греч. axios — «ценность» и logos — «слово», «понятие». Им обозначается направление в философии, которое изучает
основания ценностного отношения человека к миру, ценностное сознание и
ценностное действие. Ценностное отношение это положительная, нейтральная
или отрицательная значимость любых объектов, при отвлечении от их экзистенциальных и качественных характеристик.
Вопрос о соотношении знания и ценности имеет важное значение. Знание
является связующей нитью между человеческим духом, природой и практической деятельностью. Долгое время считалось, что знать можно только истину. Но уже в XIX веке, стало очевидным, что
человек — активное существо. Он не способен жить вне практической деятельности по преобразованию мира. Поэтому к знанию были отнесены также ценности. Они говорят не о том, что есть, а о том, что должно быть. Знать можно не
только истину, но и добро, и прекрасное, несводимые к истине.
Человек не только познает мир, но и действует на основе полученного знания. Это означает, что знание в широком смысле включает не одни лишь представления о том, что имеет место, но и планы на будущее, оценки, нормы, обещания, предостережения, идеалы, образцы и т. п. У человека есть достаточно ясные, обоснованные представления о добре и его противоположности — зле. Но
добро — не разновидность истины, как считалось когда-то. Утверждения о хорошем и плохом, достойном и недостойном не являются истинными или ложными.
Истина не меняется со временем, понятие же добра имеет разные значения в
разные эпохи и в разных обществах.
Человек самим своим существованием выделен из животного мира. Это вынуждает человека дифференцированно относиться к фактам своего бытия. Человек едва ли не постоянно находится в состоянии напряженности, которое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа «Что есть благо?».
Человека интересует не просто истина, которая представляла бы объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. Индивид дифференцирует факты своей жизни по их значимости, дает им оценку, реализует ценностное отношение к миру. Таким образом, общепризнанным фактом является различная оценка людьми, казалось бы, одних и тех же ситуаций.
Ценность - это то, что чувства людей диктуют поставить над всем и заставить стремиться к этому.
Ценностным является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Количественной характеристикой этого смысла является оценка.
Оценка выражается в так называемых лингвистических переменных, т.е. без задания числовых функций. Ценностное отношение человека к миру и себе приводит к ценностным ориентациям личности.
Для зрелой личности обычно характерны довольно устойчивые ценностные ориентации.
В силу этого пожилые люди часто медленно перестраиваются даже тогда, когда этого требуют исторические обстоятельства. Устойчивые ценностные ориентации становятся нормами, они определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. Философское учение о ценностях называется аксиологией.
Учение о ценностях (аксиология) не сразу стало достоянием философов, а лишь после того, как удалось разграничить понятия бытия и блага. Это произошло в философии И.Канта, который противопоставил сферу нравственности сфере природы, а практический разум - теоретическому разуму.
Некоторые философы видели источник ценности в субъекте, в воле, в чувстве, в особенностях трансцендентального субъекта.
Неокантианцы обнаружили источник ценностей в разумной воле, обеспечивающей акты выбора.
Ф. Брентано обвинял неокантианцев в подчинении разуму понятия ценностей и считал, что источником ценностей являются эмоциональные акты любви и ненависти.
Философы материалистического направления видели источник ценностей в не зависящих от субъекта реалиях, в материальных благах. Марксизм выдвинул на первый план ценности общественного порядка. Часто проблему ценностей понимают в самом общем плане, тогда в качестве ценностей выступают истина, добро и красота. При большей детализации выделяют экономические, политические, эстетические, нравственные, религиозные ценности. М. Шелер считал, что ранг ценности тем выше, чем она долговечнее и чем большее удовлетворение она вызывает.
В этой связи он ставил на первое место ценность приятного, связанного с удовлетворением чувственных наклонностей человека.
Вопрос 33. Мир ценностей (аксиосфера) многообразен, ведь речь лежу о ценностях не только индивида, но и социальных групп, общества в целом. В связи со сложностью аксиосферы и в интересах познания прибегают к классификации ценностей.
Первая группа (выделение по субъекту-носителю)-это группа ценности индивидуальные (личностные) и надындивидуальные(групповые). В некоторых философских течениях например, в экзистенциализме подчеркивается способность индивида самостоятельно формировать мир своих ценностей без оглядки на общество. С точки зрения экзистенциальной философии, ценностные ориентации происходят изнутри, из духовного мира.
Вторая группа ценностей (выделение их по социальному содержанию) включает те из них, которые выявляются в ходе деятельности человека в конкретных сферах общественной жизни. Это ценности экономические (деньги, товар, рынок), социальные (дружба, солидарность, милосердие), политические (диалог, свобода, ненасилие), духовные (знания, образы, теории), правовые (закон, правопорядок, закопопослушание). Особым разнообразием отличаются ценности духовные — в силу своей предельной сложности и многогранности данной сферы жизни общества (религия, наука, искусство, мораль и иные сферы духовной деятельности). Духовные ценности выполняют функцию ориентиров и образцов целей в жизни индивида, группы или же общества, играют весьма важную роль в социализации человека, в становлении и развитии его сознания, социальных качеств. Известно, например, сколь велика роль диалога в политической жизни, особенно если речь идет об острых конфликтных ситуациях. Рынок, как система экономических отношений, соединяет части страны в единый хозяйственный организм. Напротив, антиценности (вражда, агрессия и т.п.) разрушают общественный организм, вымывают из него культурное начало.
Третья группа (выделение ценностей по способу их существовования) - ценности материальные («предметно воплощенные») и духовные («идеальные», или «постматериальныс»). К числу материальных ценностей (иногда их назыв благами) принято относить вещи, которые необходимы для повседневного существования человека (пища, одежда, жилье), поэтому эти ценности называют еще утилитарными. Они помогают удовлетворять базовые потребности людей и поэтому имеют особо важное значение для каждого человека. К этой же группе ценностей относятся и предметы, выполняющие роль орудий труда. Их призвание состоит в том, чтобы обеспечивать цивилизованный способ существования человека в мире, удовлетворять его нарастающие культурные и социальные потребности, осуществлять многогранную практическую деятельность. Заметим еще раз, что вещи сами по себе еще не представляют ценности. Они проявляют такое значение лишь в рамках социокультурной жизни, номере вовлеченности в деятельность человека. Что же касается духовных ценностей, то на их специфике и особой роли в общественной жизни более подробно мы остановимся ниже.
Четвертая группа (выделение по длительности существования) вбирает в себя ценности преходящие (обусловленные конкретным историческим временем) и непреходящие (имеющие значение во все времена). Известно, что времена и люди меняются, но «вечные» ценности не умирают. Так, сохраняет свою ценность Природа как первейшее условие нашего существования. Непреходящее значение имеет Жизнь. К числу непреходящих ценностей относится и Труд, который создал не только человека, но и богатейший Мир культуры. Преходящее (например, мода, музыкальные жанры) приходит и уходит, а вечное - остается.
Пятая группа (выделение по своему значению) включает в себя так называемые утилитарные («инструментальные») и фундаментальные («высшие») ценности, существующие в обществе. Они отличаются по своему «весу» и функциональному предназначению.
Предложенная нами классификация носит, разумеется, приблизительный характер и не претендует на завершенность. Ее назначение состоит в том, чтобы показать единство и многообразие аксиосферы, богатство форм существования ценностей.
Что же касается духовных ценностей, то все они являются продуктами особого рода деятельности, осуществляемой с помощью органов чувств, ума и сердца человека. (О сердце здесь идет речь, разумеется, не в прямом, а в переносном смысле. Сердце в философии - это метафора, символизирующая глубинный центр духовных сил человека, орган, посредством которого переживается окружающий мир). Они определяют цели и смысл деятельности человека, содержание его жизненного пути. Их формирование происходит в рамках духовного производства (наука, религия, искусство, устное народное творчество). Эти ценности обретают различные формы существования - идея, истица, общественный идеал, художественный образ, фантастическое представление, мечта, традиция, ритуал. Они несут в себе образцы и правила поведения, социальные нормы, представления о совершенном и несовершенном, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом. Духовные ценности существуют как на уровне специализированного («элитарного»), так и массового сознания (например, оценочные суждения в рамках общественного мнения). Они имеются во всех формах общественного сознания - нравственного, религиозного, художественного и тд. Следует иметь в виду, что в сфере Духа тоже существуют антиценности, например, низкопробные произведения искусства и пошлые вкусы, примитивные формы нравственности, реакционные идеи и лозунги. В конце XX в. широкое распространение получила массовая культура, которая в значительной мере являет собой так называемый «ширпотреб», призванный удовлетворить невзыскательные вкусы потребителей.
Производство духовных ценностей осуществляется как отдельными людьми (например, учеными, идеологами класса), так и всем обществом (язык, фольклор, традиции). В ходе духовного творчества создаются (формируются) нормы, оценки и вкусы, правила поведения и их своды (каноны), общественное мнение и идеалы, знания и системы знании, художественные и иные образы, цели, отношение человека к окружающему миру.
Особую роль в системе духовных ценностей играет идеал. По Далю - это «мысленный образец совершенства чего-либо в каком-либо роде; первообраз, прообраз, началообраз; представитель, образ-мечта». Идеал является мысленной моделью желаемого, искомого. Он вырабатывается сознанием человека и несет в себе представления осовершенном, выражая стремление человека к изменению мира своего бытия. Как и всё абсолютное, он недостижим на практике, но ведь без него невозможно самоопределение человека на своем жизненном пути. По словам Канта, идеал необходим разуму для того, чтобы измерять степень и недостатки несовершенного в мире, и поэтому он имеет практическое значение. Идеал являет собой ту дельную цель в жизни человека, которая энергично устремляет его к полноте собственного бытия и совершенству своей индивидуальности. Без идеала как вектора движения, человек не сможет состояться как личность, сущ-во творческое и всегда «незавершенное», ищущее и деятельное. В этом и состоит великая ценность идеала, который придает нашей жизни смысл и стройность, дарит импульсы неиссякаемой творческой энергии. У каждого времени - свой идеал, цели и устремления. Идеал рождается на почве вечного несовершенства бытия и желания устроить жизнь по-человечески, более разумно и справедливо.
Надо также иметь ввиду что идеалы отлич друг от друга. Есть истинный идеал, свидетельствующий о высокой духовности и богатстве души чел-ка. Но сущ и ложные идеалы, которые говорят о деформации духовного мира и антигуманных ориентирах чел-ка.
В философской аксиологии затрагивается также и вопрос о духовности человека как его высокой ценности. Известно, что в русской философской культуре и художественной литературе ей всегда отдавался безусловный приоритет. Духовность - это свет и культура, а бездуховность — это тьма и -невежество, торжество воинствующего варварства и зверя в человеке. Своим источником духовность (одухотворенность) человека имеет общечеловеческие ценности, а не только лишь религию, как нередко принято считать. Она рождается на почве всего духовного опыта человечества, который представлен во всех формах его духовной культуры (мораль, религия, искусство и другие).
В культурно-антропологическом смысле под духовностью понимается высокий уровень развития во внутреннем мире человека так называемой «вертикальной» линии, которая символизирует подъем и восхождение к высокому, высшему. Духовность означает способность человека вести глубоко осмысленный и нравственно безупречный образ жизни, умение размышлять о смысле своей жизни и призвании в мире («Кто я? Для чего я живу?»).
Духовность — это подлинно человеческое в человеке, устремляющее его к совершенному состоянию.
Без нее гаснет творческая искра в человеке, наступает застой и деградация. Духовная жизнь человека предполагает осмысление и определение им своих идеалов и иных ценностей, размышление над собственным жизненным опытом и переживание его, раздумья о жизненном пути и судьбе. Проблема духовности - это проблема выхода человека за рамки достигнутого, проблема восхождения к высоким идеалам-ценностям - к Истине, Добру и Красоте. Это также и проблема универсализма (всесторонности) развития человека, ведь в нем все должно быть прекрасно, как заметил однажды русский писатель АП.Чехов. Становление и развитие духовного начала в человеке означает также его движение по пути определения им собственного смысла жизни (чем, как и во имя чего жить?).
Оч большую роль в формировании духовности чел-ка играет философия как особого рода знание о чел-ке и смысле его бытия в мире. Она помогает осознать феномен самого чел-ка.
Знакомство с аксиологической проблематикой помогает так же лучше представить себе социально-культурную сущность воспитания чел-ка. Воспитанность – это умение самостотельно управлять своим поведением, правильно строить отношения с др людьми. Воспитание – это процесс осознания смысла своей жизни как ценности, ее переживание, ее осмысление, определение своих ориентиров. Без этого невозможно формирование ядра личности – его сознания. Говоря языком аксиологии воспитание – это формирование ценностной культуры.
Дополнительно:
Л Е К Ц И Я № 24. Истина как процесс
Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпа-дающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности в живом созерцании или в мышлении. Поэтому первый и исходный признак (свойство) истины — объектив-ность: конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей. Истина это не свойство материаль-ных объектов, а характеристика знаний о них.
Будучи объективной по своему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержа-нию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т. п.).
Истина — это процесс, а не какой-то одноразовый акт изуче-ния объекта сразу, целиком и в полном объеме. К характеристи-ке объективной истины как процессу применяются категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающего изменчивое, преходящее). Абсолютная и относительная истина — это два необходимых момента одной объективной истины. Они выражают разные ступени и стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноты его отражения. Между ними нет границы. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждое из них имеет свою специфику.
Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему, во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.
Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми, либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, истина о су-ществовании вечного двигателя). Относительность истины за-ключается в ее неполноте, условности, приблизительности, неза-вершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов.
Существуют две позиции в отношении абсолютного и относительного моментов истины. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм — изменчивой стороны каждой истины.
В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абстракт-ной истины нет, истина всегда конкретна. Это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и при-менении условиями места, времени и многими другими специ-фическими обстоятельствами, которые познание должно стре-миться учесть как можно точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы объективной действительности неминуемо превращает истину в антипод — в заблуждение.
Л Е К Ц И Я № 25. Критерии истины
Вопрос о возможности разграничения истины и заблуждения всегда интересовал познающую мысль. Собственно в этом и за-ключается вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на сей счет. Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность и отчетливость. Л. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но оказалось, что ясность и отчетливость мышления — вопрос крайне субъективный, а чувства нередко нас обманывают.
В качестве критерия истины выдвигались общезначимость (то, что признается многими людьми); то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху — прагматизм; то, что соответствует условному соглашению — конвенционализм; то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов, и т. д.
В каждой из приведенных точек зрения о критерии истины со-держались отдельные рациональные идеи: важная роль чувственности в постижении истины, требование ясности, простоты и красоты при построении тех или иных форм знания и др. Однако указанные концепции не смогли удовлетворительно решить проблему критерия истины, ибо в его поисках не выходили за пределы самого знания.
Критерий истины (от греч. kriterion — «мерило для оценки чего-либо») — средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Критерием истины является общественная практика. На-учные теории получают свою окончательную проверку в практике: в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству общества. Если теория успешно применяется на практике, то это означает, что она является истинной. Способы проверки той или иной мысли на практике могут быть различными.
Часто практическая проверка осуществляется опосредованным путем. Так, установление истинности того или иного утверждения проходит путь логического доказательства и в результате опирается на практическую проверку некоторых исходных положений теории, которые в ее рамках специально не доказываются. Однако проверка на практике научных теорий не означает пре-вращения их в абсолют, научные теории развиваются, обогаща-ются, уточняются, некоторые их положения заменяются новыми. Это связано с тем, что сама общественная практика и способы сопоставления через практику научных теорий с действительно-стью постоянно развиваются, совершенствуются. Поэтому лишь развивающаяся общественная практика может полностью под-твердить или опровергнуть то или иное человеческое представ-ление.
Проверка знания «на истину» практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или «зеркальное сличение», а она есть процесс, т. е. носит исторический, диалектический характер. Это значит, что критерий практики одновременно определенен и неопределенен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения.
Л Е К Ц И Я № 26. Красота и ценность истины (единство красоты, истины и добра)
Бесспорно, признание таких вечных ценностей, как истина, красота и добро (и каждая ценность по отдельности), является отличительным признаком гуманного в человеке. Известные разногласия дают себя знать, когда рассматривается связь ценностей друг с другом. Часть мыслителей серьезно сближает ценности. «Прекрасное — это законченное выражение Добра. Добро же — законченное выражение Прекрасного», — считал Р. Тагор. По Сократу, знание, истина есть добро. Категоричен и Г. Флобер: «Все, что прекрасно, — нравственно». Другие авторы настроены менее оптимистично: «Понятие красоты не только не совпадает с добром, но, скорее, противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий» (Л. Н. Толстой). Выясняется, что полное сведение одной ценности к другой несостоятельно. Б. Паскаль замечает, что «у сердца есть свой разум, который нашему разуму неизвестен». Иногда нельзя свести одну ценность к другой, но есть возможность представить их взаимосвязь.
Не счесть утверждений, в которых в той или иной форме под-черкивается взаимодополнительность истины, красоты и добра, а так же равных им: ума, сердца и воли. В. Гюго писал: «Великая любовь неразлучна с глубоким умом, широта ума равняется глу-бине сердца; оттого крайних вершин гуманности достигают великие сердца, они же умы. Высота чувств — в прямом соотношении с глубиной мысли. Сердце и ум — две конечности баланса». Философ видит в этом рассуждении концепцию прямой пропорциональности (В. Гюго говорит о прямом соотношении) истины и красоты.
Истина, красота и добро, дополняя друг друга, образуют нечто вроде положительного единства (В. С. Соловьев). Истина не есть красота, а красота не сводится к добру, но тем не менее каждая из трех ценностей в определенном смысле указывает на другую. И. Кант однажды определил прекрасное как символ морального добра. Категория символа здесь, на наш взгляд, появилась далеко не случайно. Рассматриваемые три ценности связаны друг с дру-гом отнюдь не простой, а весьма сложной символической связью.
В них выражена вся полнота жизни человека. При всем жела-нии человек никак не может ограничить свое бытие одной из трех сфер: познания, чувства, поступка. В силу этого человек объединяет истину, красоту и добро. Тому, кто утверждает, что истина превыше всего, тут же укажут на достоинства красоты и добра. Кто считает красоту вершиной человека, упускает из виду истину и добро. А настаивающий на приоритете добра не до конца оценил достоинства истины и красоты. Человек достигает полноты жизни в единстве всех ценностей, добиваясь их гармонии, взаимоусиления, резонанса.
Разумеется, истина (правда), красота (прекрасное) и добро — это идеалы, рядом с которыми постоянно находятся их антиподы: заблуждение (и ложь), безобразное и зло. К какому полюсу будет стремиться человек — это, естественно, дело его философского выбора, его свободы, его ответственности перед собой лично и перед другими.
Вопрос.
Понятие сознания выражает внутренний мир человека, духовные аспекты его существования в мире. Сознание – это философское понятие для обозначения и исследования всех форм и проявлений духовного, имеющих место в деятельности человека. Сознание представляет собой специфический и сверхсложный объект философского исследования. Ему не присущи характеристики чувственно воспринимаемой действительности, но оно есть существует и имеет смысл говорить о бытии сознания. Кроме материального мира существует мир сознания.
В истории философской мысли явление сознания трактовалось по разному. В философском идеализме (линия Платона) сознание – это некая изначальная данность, присутствующая в мире и являющаяся основой всего сущего. Дух первичен. Материализм (линия Демокрита) и естественные науки исходят из того, что сознание не есть дар бога. Оно закономерно следствием эволюции, постоянного усложнения материального мира. В ясно тощие сознание вторично.
Для решения вопроса о сущности сознания (что это такое?) философия и ввела в оборот понятие отражения. Оно помогает объяснить, как материя, неощущающая и неодушевленная стала то временем и материаей ощущающей и одушевленной. Понятие отражения – ключ к решению проблемы происхождения сознания, раскрытию сущности и содержания. Наука считает, что отражение – это универсальное свойство материи и состоит в следующем.
Отражение представляет собой свойство материальных предметов, заключающееся в способности воспроизводить в ходе взаимодействия внешние признаки, содержание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки. Оно проявляется только в ходе взаимодействия материальных предметов.
Отражение существует в "неживой природе. Здееь оно носит пассивный характер и проявляется в виде изменений механических, физических и химических свойств, состояний предметов в результате их взаимодействия. Иначе говоря, на взаимодействующих предметах остаются следы друг друга. Напротив, отражение в живой природе обрело активный, а со временем - избирательный и даже целенаправленный характер. Это позволяет организмам не только получать сведения о внешнем мире, но и приспосабливаться к его воздействиям и даже изменять среду своего обитания. '
Элементарное (механическое, физическое и химическое) отражение существует в неорганическом мире. Это, например, следы животных на снегу, нагревание электропроводника и его свечение, изменение цвета листьев в связи с наступлением осени, фотография и т.п.
Раздражимость как форма биологического отражения возникла вместе с появлением жизни в ее простых формах на уровне растений и одноклеточных животных. На основе этих предпосылок у животных развилась чувствительность как способность ощущать окружающий мир. Вот почему можно сказать, что раздражимость - это подход и переход к психике как качественно иной форме отражения материального мира.
-Психическое отражение (психика) сформировалось вместе с появлением центральной нервной системы и мозга как ее отдела, с помощью которых и происходит это отражение. Здесь особую роль играет ощущение, которое позволяет фиксировать отдельные стороны и свойства предметов, жизненно важные для существования животных - форму, цвет, запах и другие. Ощущения возникают с помощью специальных органов чувств - зрения," слуха, осязания, обоняния и вкуса. На основе ощущений у высших животных появляются и более сложные формы психического отражения - восприятие и представление. С их помощью психика уже способна сформировать целостный образ предмета и долгое время сохранять этот образ в памяти.
В рамках психического отражения возникает и так называемое опережающее отражение - способность предвосхитить, предугадать будущее на основе отражения настоящего, логики и тенденций его развития. Так, животные умеют предчувствовать грядущие события - наступление холода, приближение землетрясения. У человека это проявляется в форме гаданий и прогнозов, фантазий, «вещих» (пророческих) снов.
Психика животных есть их, говоря словами ИП Павлова, «первая сигнальная система». Она является основой так называемого «элементарного мышления» высших животных. Разумеется, слово «элементарный» в данном случае отнюдь не означает нечто простое, примитивное. Напротив, у некоторых высших животных (например, у дельфинов) имеется большой и совершенный мозг, свой язык и весьма «продуманные» реакции на конкретные ситуации. (Ф. Энгельс еще в прошлом веке отмечал, что животным, как и людям, присущи такие формы рассудочной деятельности, как индукция и дедукция). Это мышление («низший разум») и есть генетическая (слово «генезис» означает происхождение чего-либо) предпосылка возникновения сознания человека как социальной формы отражения. Ведь уже у высших животных формируются идеальные образы мира, и тем самым окружающая действительность как бы раздваивается на мир вещей и мир «духа». Однако по-настоящему это становится возможным лишь у человека как «мыслящей вещи» (РДекарт), который ведет активный образ жизни и относится к миру предметно-практически, т.е. преобразует его в своих интересах.
Что касается значения отражения, то оно состоит, прежде всего, в том, что данное явление и процесс представляет собой способ, механизм для получения, сохранения и передачи информации, а также энергии от одних предметов к другим. Тем самым отражение на уровне живого мира является важным условием приспособления к изменяющейся внешней среде с помощью получаемых извне сведений и информации. Без информации невозможен выход из-под угнетающей власти окружающего мира и обретение свободы действий в нем.
35.Сознание – социальное явление, высшая форма отражения мира. Сознание и мозг человека. Сознание и творчество. Понятие искусственного интеллекта.
В древней философии для постижения внутреннего мира стало применяться понятие души, которая воспринималась как некое животворное начало божественного происхождения. Большое внимание духовному миру человека было уделено в индийском буддизме, где в центре внимания была тема страданий человека. В Средние века господствовала религиозная картина мира и человека в нем. Поскольку человек считался сотворенным Богом по образу и подобию его, то и сознание воспринималось, соответственно - как дар и искра Божья, частица вечного божественного разума. Задача души состоит в познании Бога и общении с ним. В Новое время сознание человека рассматривалось как некое вместилище знаний, инструмент познания природы и власти над ней. Мир природы и мир духа равноправны. Разум – основное качество, атрибут человека как «мыслящей вещи». Французские философы – материалисты отстаивали представление о том, что сознание – это особого рода функция мозга, с помощью которой человек отражает внешний мир. Мозг – носитель функции и с его утратой погибает и сама душа. В философском идеализме Гегеля сознание предстало в ином качестве – как некое вечное мировое первоначало, которое лежит в основе всего сущего и творит все сущее из самого себя, из своего содержания. Во второй половине XIX века получил распространение вульгарный материализм. Сознание отождествлялось с физиологическими процессами, который протекает в мозгу человека. К концу XIX века сознание рассматривалось как «воля к власти». В философском течении как экзистенциализм, была выделена и осмыслена экзистенция – особое душевное состояние человека, связанное с переживанием им своего бытия в отчужденном мире. С точки зрения современной философии и науки, сознание – это высшая форма отражения мира, присущая человеку как социальному существу. Оно является свойством мозга, которое заключается в чувственно-эмоциональном и понятийно-рациональном отражении объективной действительности. Это отражение носит целенаправленный, активный, оценочный, систематический и обобщенный характер. Источником сознания является окружающий человека мир, собственный жизненно – практический и духовный опыт, а также деятельность мозга как материальной структуры. Сознание – это субъективный образ объективного мира, достояние мыслящего индивида. Ядром сознания является знание, которое несет в себе разнообразные научные и иные сведения. Сознание предполагает и бессознательное, которое образует психические процессы и состояния, не представленные в сознании человека, не осознаются им, находясь как бы в «тени» психического мира. Бессознательное – инстинкты, мотивы, влечения, комплексы человека. Сознание – это всегда и самосознание