Трансцендентальная эстетика. Учение о чувственности

«В основе всех понятий о пространстве лежит априорное (не эмпирическое) созерцание».

«Время следует считать действительным не как объект, а как способ представлять меня самого как объект».

«… время есть условие только явлений, а не вещей в себе».

«Каковы предметы в себе и обособленно от этой восприимчивости нашей чувственности нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их, который к тому же необязателен для всякого существа, хотя и должен быть присущ человеку. Мы имеем дело только с этим способом восприятия. Пространство и время суть чистые формы, а ощущение вообще есть его материал. Пространство и время мы можем познавать только a priori, т. е. до всякого действительного восприятия, и потому они называются чистым созерцанием, ощущения же суть то в нашем познании, благодаря чему оно называется апостериорным познанием, т.е. эмпирическим созерцанием».

Трансцендентальной логики часть первая - аналитика. Учение о рассудке

«Все действия рассудка мы можем свести к суждениям, следовательно, рассудок можно вообще представить как способность составлять суждения».

«Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы».

«Однако не предмет заключает в себе связь, которую можно заимствовать из него путем восприятия,… а сама связь есть функция рассудка, и сам рассудок есть не что иное, как способность a priori связыватъ и подводить многообразное [содержание] данных представлений под единство апперцепции. Этот принцип есть высшее основоположение во всем человеческом знании».

«Что бы и сколько бы ни содержало наше понятие предмета, мы во всяком случае должны выйти за его пределы, чтобы приписать предмету существование. Для предмета чувств это достигается посредством связи с каким-нибудь из моих восприятий по эмпирическим законам, но что касается объектов чистого мышления, то у нас нет никакого средства познать их существование….»

Вещь в себе (вещи сами по себе)

«Понятие ноумена – проблематическое понятие: оно есть представление о вещи, о которой мы не можем сказать ни то, что она возможна, ни то, что она невозможна, так как мы не знаем иного способа созерцания, кроме своего чувственного созерцания, и не знаем иного вида понятий, кроме категорий; между тем ни наши категории, ни наши созерцания не подходят ни к какому внечувственному предмету».

«Каковы предметы в себе и обособленно от этой воспримчивости нашей чувственности, нам совершенно неизвестно».

Тема XI

Философия Канта: учение о теоретическом и практическом разуме, нравственности и вере.

Трансцендентальной логики часть вторая – диалектика. Как возможны рациональная психология, рациональная космология и рациональная теология по Канту. Учение о душе как «вещи в себе». Анализ космологических антиномий и выводов, следующих из них. Учение Канта о невозможности доказать или опровергнуть бытие Бога. Рассудок и разум. Конститутивное и регулятивное применение теоретического разума в «Критике чистого разума». Этика Канта, основные принципы построения «автономной этики». Учения Канта о нравственном законе, «легальности» и «моральности» поступков, антиномии практического разума, совести. Учение о долге и концепция личности. Переход от нравственности к религии. Нравственное богословие («этикотеология») Канта Существование нравственности как достоверное доказательство бытия Божиего. Вера в философии Канта.

Вопросы

1. Учение Канта о теоретическом разуме. Космологические антиномии разума. Кант о конститутивном и регулятивном применении теоретического разума.

2. Доказательства существования Бога и учение о Боге в философии Канта.

3. Автономная этика Канта (учение о свободной воле, легальных и моральных поступках, категорическом императиве и долге).

4. Проблема личности в философии Канта

5. Философская вера Канта.

Литература обязательная

Тексты:Антология мировой философии. М., 1971. Т.3. С. 130-147, 155-169; Или - Электронная библиотека по философии.Т.9. Антология мировой философии.

Учебная литература:Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973 С.52-73; Соловьев В.С. Кант // Вл. Соловьев. Соч. В 2 т. М., 1988. Т.2. С. 441-479.

Дополнительная литература:

Для подготовки к семинарским занятиям могут быть использованы:

1) в качестве учебного пособия следующие книги: Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2-х т. Т.2. От Канта к Ницше. СПб., 1905 (М., 2000.).

2) статьи из Энциклопедий и Словарей:Кант // Философская Энциклопедия. В 5 Т. М., 1962. Т.2. С.419-427.

3) дополнительные тексты: Кант И. Лекции по этике. М., 2000.

4) специальные исследования:Кассирер Э. Жизнь и учение Канта; М., 1998. С.245-325.

Контрольные вопросы по Теме XI. для самостоятельной проверки знаний.

Объясните следующие положения:

Наши рекомендации