Философия канта: «критика чистого разума»

Учение Лейбница о «монадах» (монадология). Понимание монады в качестве субстанции. Простые и сложные монады, их основное свойство и отношение к телу. Душа, перцепция и апперцепция. Свойства души в отношении к свертываемости и развертываемости монад. Учение Лейбница о «предустановленной гармонии» и проблема теодицеи.

Основной принцип философии Канта, или «коперникианский переворот» в философии. Учение Канта об опыте и априорных синтетических суждения. Трансцендентальная эстетика Канта как учение о чувственных формах познания. Учение об априорных формах чувственного созерцания. Концепция о пространстве и времени, ее принципиальное отличие от традиционного толкования. Основные свойства пространства и времени. Учение о «вещах в себе» (феноменах) и «вещах для нас» (ноуменах) и его значение для философии Канта. Трансцендентальная аналитика: учение о рассудке, основное отличие рассудка от разума, категории рассудка. Проблема синтеза чувственности и рассудка как основная проблема философии Канта. Трансцендентальное единство самосознания как необходимое условие познания мира и ориентации в мире.

Вопросы

1. Понимание монады в философии Лейбница: ее свойства и отношение к душе и телу.

2. Религиозно-нравственный смысл учения Лейбница о «предустановленной гармонии.

3. Смысл кантовского «коперникианского переворота» в философии в отношении к проблеме познания «вещей».

4. Трансцендентальная эстетика Канта. Учение о чувственных формах познания: что такое ощущения, априорные формы чувственного созерцания. Проблема познания пространства и времени.

5. Трансцендентальная аналитика: учение о рассудке, категориях рассудка, синтезе чувственности и рассудка.

6. Учение Канта о «вещах в себе» (феноменах) и «вещи для нас» (ноуменах) в их отношении к теоретическому познанию, к чувственности и рассудку.

Литература обязательная

Тексты:Антология мировой философии. М., 1970. Т.2. [Лейбниц] С.350-366, 385-398, 450-464;Антология мировой философии. М., 1971. Т.3. [Кант] С. 100-127; Или – Электронная библиотека по философии.Т.9. Антология мировой философии.

Учебная литература:Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973 С.26-52;Соловьев В.С. Кант // Вл. Соловьев. Соч. В 2 т. М., 1988. Т.2. С. 441-479.

Дополнительная литература:

Для подготовки к семинарским занятиям могут быть использованы:

1) в качестве учебного пособия следующие книги: Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2-х т. Т.2. От Канта к Ницше. М., 2000.

2) статьи из Энциклопедий и Словарей:Лейбниц // Философская Энциклопедия. В 5 Т. М., 1964. Т.3. С.161-165;Кант // Философская Энциклопедия. В 5 Т. М., 1962. Т.2. С.419-427.

3) дополнительные тексты: Лейбниц Г.В. Рассуждение о метафизике // он же. Собр. соч. В. 4 Т. М., 1982. Т.1. С.125-163; Кант И.

4) специальные исследования:Майоров Г.Г. Теоретическая философия Лейбница. М., 1973. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.Кассирер Э. Жизнь и учение Канта; М., 1998. С.129-198.

Контрольные вопросы по Теме X. для самостоятельной проверки знаний.

Объясните следующие положения:

Лейбниц

Монадология

«1. Монада… есть не что иное, как простая субстанция, которая входит в состав сложных; проста - значит не имеющая частей».

2. «А где нет частей, там нет ни протяжения, ни фигуры и невозможна делимость. Эти-то монады и суть истинные атомы природы… элементы вещей».

6. «… начало или конец монады могут произойти лишь с одного раза , т.е. монады могут получить начало только путем творения и погибнуть только через уничтожение».

11. «… естественные изменения монад исходят из внутреннего начала, так как внешняя причина не может иметь влияния внутри монады».

14. «Преходящее состояние, которое обнимает и представляет собой множество в едином или в простой субстанции, есть не что иное, как то, что называется восприятием (перцепцией), которое нужно отличать от апперцепции или сознания …».

19. «… душами можно называть только такие монады, восприятия которых более отчетливы и сопровождаются памятью».

33. «Есть … два рода истин: истины разума и истины факта. Истины разума необхожимы и противовоположное им невозможно; истины факта - случайны, противоположное им возможно…»

42. «… творения имеют свои совершенства от воздействия Бога, но … несовершенства свои они имеют от своей собственной природы, которая не способна быть без границ. Ибо именно этим они отличаются от Бога».

43 «… разум Бога есть область вечных истин, или идей, от которых эти истины зависят».

47. «… один только Бог есть первичное единство или изначальная простая субстанция. Все монады сотворенные или производные составляют его создания и рождаются… из беспрерывных, от момента до момента, излучений Божества».

48. «В Боге заключается могущество, которое есть источник всего, потом знание, которое содержит в себе все разнообразие идей, и, наконец, воля…»

71. «… не бывает метемпсихозы или переселения души. Не бывает ни душ, совершенно отдаленных от тела, ни бестелесных гениев. Один только Бог всецело свободен от тела».

78. «Душа следует своим законам, тело – также своим; и они сообразуются в силу гармонии, предустановленнной между всеми субстанциями, так как они все суть выражения одной и той же Вселенной».

85. … совокупность всех духов должна составлять град Божий.

86. «Этот град Божий, эта поистине вселенская монархия есть мир нравственный в мире естественном…»

«… монада является постоянным живым зеркалом Вселенной».

«Каждая монада необходимо должна быть отлична от другой. Ибо никогда не бывает в природе двух существ, которые были бы совершенно одно как другое, и в которых нельзя было бы найти различия внутреннего, или же основанного на внутреннем определении»

«В природе вещей нет ничего случайного, но все определено к существованию и действию по известному образу из необходимости божественной природы».

«Если бы мы могли в достаточной мере понять порядок Вселенной, то мы нашли бы, что он превосходит все пожелания наимудрейших...».

Кант

Общие принципы философии

«До сих пор считали, что всякие наши знания должны сообразоваться с предметами. Следовало бы попытаться выяснить, не разрешим ли мы задачи метафизики более успешно, если будем исходить из предположения, что предметы должны сообразоваться с нашим познанием, а это лучше согласуется с требованием возможности априорного знания о них, которое должно установить нечто о предметах раньше, чем они даны».

«Я не могу, следовательно, даже допустить существование Бога, свободы, и бессмертия для целей необходимого практического применения разума, если не отниму у спекулятивного разума также его притязаний на трансцендентные притязания. Поэтому мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере».

«Истинная же задача чистого разума заключается в следующем вопросе: как возможны априорные синтетические суждения?»

Наши рекомендации