Просветительская деятельность Е.Полоцкой и К.Туровского

Ефросинья Полоцкая (1110-1173) родилась в семье князя Святослава-Георгия, ей было дано имя Прадслава. В 12-летнем возрасте княжна постриглась в монахини и всю свою жизнь посвятила служению церкви и просветительской деятельности. Ее деятельность - это чтение и переписывание церковных книг, сочинений византийских богословов-философов Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста, и также трудов создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия. История не сохранила авторских писаний Е.Полоцкой, но логично предположить, что ее религиозно-философские взгляды формировались как на основе Священного Писания, так и на основе богословско-философской литературы. В 1173 г. Е.Полоцкая совершила паломничество в Иерусалим, но заболела и умерла. В 1187 г. ее останки были перенесены из Палестины в Киев, а в 1910 – в Полоцк, где они обрели покой в Спасо-Ефросиньевском монастыре. Это первая в восточнославянских землях женщина-святая, она является покровительницей Беларуси.Кирилл Туровский (1130- ок.1193) – как выходец из княжеско-боярского рода получил хорошее образование, затем постригся в монахи, достиг высокого положения в церковной иерархии – занял должность епископа Турновской епархии, в которую территориально входили Брест, Пинск, Слоним, Новогрудок, Волковыск, Слуцк.К.Туровский оставил богатое богословско-философское наследие, наиболее значительны следующие его сочинения – это «Притча о человеческой душе и теле», «Притча о хромце и слепце». По количеству написанного и известности ему не было равных в XII веке на территории Древней Руси.Основные достижения К.Туровского как мыслителя: 1) довел до совершенства символико-аллегорический метод толкования Священного Писания; 2) его взгляды носили явно выраженный теоцентрический характер; 3) высказал тезис о необходимости гармонии природы и человека, как вытекающей из единой Божественной сущности; 4) отдавал предпочтение вере при рассмотрении ее соотношения с разумом; 5) человек состоит из противоречивого единства тела и души. «Тело без души хромо и не зовется человеком, но трупом». Хромой – тело человека, слепец – его душа. Этот союз хромого и слепого символизирует несовершенство и человека, и общества. Такой двухмерный человек тяготеет к греху, но при добавлении третьего измерения – духовности (посредством молитвы) человек приближается к Всевышнему.

31Социальн-философс идеи в бел философ эпохи возрож и просвешен. В последней трети XVIII в. в Беларуси под влиянием не только французского Просвещения, но и творчества прогрессивных белорусских мыслителей конца XVII — начала XVIII в. получают распространение идеи Просвещения.Последующие события (война 1812 г., а также русификаторская политика царизма) вызвали кризис идеологии и философии Просвещения и вместе с тем их своеобразный ренессанс в Виленском университете. Это выразилось, в частности, в появлении философских работ Яна и Андрея Снядецких, в использовании идей Просвещения в деятельности легальных и тайных обществ шубравцев, филоматов, филаретов, "военных друзей" и др.В 1840—1850-е гг. среди широких слоев местной интеллигенции растет интерес к изучению белорусского фольклора, быта, а также исторического прошлого Беларуси. Постепенно из польскоязычного литературного движения выделяется так называемая белорусская школа. Начинается второе специфически национальное Возрождение, связанное со становлением белорусского языка и литературы. Важное место в нем принадлежало Я. Чечоту, Я. Борщевскому, В. Сырокомле, отдельные произведения которых были написаны на белорусском языке. Вместе с тем этническое самоопределение значительной части белорусской интеллигенции все еще зависело от ее политической ориентации. Только отдельные ее представители понимали, что белорусы "владеют всеми условиями для самостоятельного развития и имеют на то все права, к сожалению, не осознаваемые народом". Одним из них был Константин (Кастусь) Калиновский Калиновский последовательно раскрывал сущность крепостнической эксплуатации во всех ее формах, резко критиковал враждебную народу государственную машину абсолютизма, решительно выступал за отмену в будущем обществе всех классовых, национальных, религиозных привилегий и ограничений. Значительное место он отводил обоснованию демократических форм правления, считая наилучшей из них демократическую республику. До тех пор, пока белорусский народ не станет свободным, подчеркивал революционер-демократ, в обществе не может быть справедливости, богатства и знания. Калиновский был приверженцем всеобщего образования и воспитания, которыми должно заниматься непосредственно государство, подчеркивал необходимость развития науки и культуры на родном, белорусском, языке.Большое влияние на формирование национального самосознания оказало творчество Франтишка Богушевича В предисловии к сборнику "Дудка беларуская" (1891) и других произведениях он изложил свою концепцию относительно истории белорусов.





Наши рекомендации