Схоластика и ее проблемы. Спор об универсалиях

Для схоластики как философской школы было характерно следующее: сосредоточение внимания мыслителей на том, что представлялось им религиозной ортодоксией с целью обоснова­ния ее правоты; использование для этого трудов Аристотеля как наиболее авторитетного античного автора; выявление факта, что Аристотель и Платон придерживались различных взглядов по вопросу об универсалиях (общих понятиях), и постановка этого вопроса в качестве одной из главных философских проблем; пе­реход от религиозной мистики к "диалектике" и силлогистичес­кому методу рассуждения в философских дискуссия. Схоластика - Ф, преподававшаяся в школах и университетах.Главный вопрос - о соотношении знания и веры. в период ранней(9-12в) схоластики приоритет отдавался вере. в период зрелой схоластики(13в) - консенсус, признается знание, но оно подчиняется вере. поздняя схоластика(14-15в) хар-ся приоритетом знаний над верой. второй вопрос - проблема универсалий.Решения 1.универсалии сущ-ют реально и независ. от человеч. мышления (реализм)2.универсалии не сущ-ют реально(даже в Боге), не зависят от чел-ка, универсалии - только имена, кот обоз. сходие по своим признакам предметы(номинализ)3.концептуализм пыт-ся избежать крайностей и предлаг. разл. вар-ты соглас. вар-ты общего и единичного. ранняя - реализмзрелая – концептуализм закат - номинализм.

Фил Фомы Аквинского

Фома Аквинский. приспосабл. христ. Ф к изменениям, условиям 13 в(противоречия между светск. вл. и церковью, появл. купеч. и ремесл, появл. ересей, заново откр-ся Ф Аристотеля).Именно с Фомы Аквинского начинает отчетливо проявляться двойственность религиозной психологии. Стремление проникнуть в божественную тайну парадоксальным образом сталкивает требования холодного рассудка с личностными чувствами верующего. Однако стена, отделяющая божественный мир творения от человеческого, достаточно высока. он достаточно корректно решает проблемы веры и разума. разум и вера отл-ся друг от друга, но образ. единство. двиг-сь к истине разум может вступить в противоречия с догматами веры. но божеств. откровение не может ошиб-ся, поэтому ошиб-ся разум, а не вера. Ф и религия имеют ряд общих положений, кот раскр-ся разумом и верой. и когда есть выбор, то лучше рук-ся положением разума.те истины разума, кот не противоречат вере наз-ся естественное богословие и явл-ся высшей частью Ф. доказ-во бытия Бога. Фома выводит его сущ-ние из того, что кажд.явл. имеет свою причину, цель, сущность. и двигаясь по лестнице целей, причини сущностей мы подходим к Богу, т.к. Бог - причины всенх ест. процессов. Фома пыт-ся снять противоп-ти номинализма и реализма. общее - продукт ума, но оно имеет отношение к реальности, т.к. реальность сущ. вне ума. общее может сущ. и вне нашего ума., а точнее в уме Бога.Чел. общ-во предназн. для того, чтобы содействовать индивидам в дистижении целей, поставленных в духе католицизма.гос. власть происх. от Богв, форма правления зависит от конкр. обстоятельств. церковь по своему статусу выше гражд. общ-ва, а земная жизнь - приготовление к небесной.

Фил эпохи возрождения

С XIV в. в духовной и социально-экономической жизни Западной Европы происходят существенные изменения, знаменующие начало новой эпохи — эпохи Возрождения. Это своеобразный и довольно длительный период перехода от Средневековья к Новому времени, охватывающий два с половиной столетия (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии XVI—начала XVII вв.).Самостоятельность по отношению к церкви приобретает и философская мысль, которая формировалась в борьбе европейского общества против феодальных порядков и духовного диктата клерикалов. Возрождение определило решающую роль античного философского наследия в формировании воззрений большинства мыслителей. Гуманизм - принцип, требующий рассматривания всей философской проблематики через призму понимания человека. гуманизм возрастает на основе индивидуализма и даже эгоизма. Человек не только выступает в ней важнейшим объектом рассмотрения, но и оказывается центральной фигурой цепи космического бытия. . Для гуманистической мысли Возрождения характерно рассмотрение человека именно в его земном предназначении. Гуманизм концентрирует внимание на внутреннем мире личности и через него по-новому трактует место человека во Вселенной, утверждает его права на счастье и гармоничное развитие. Фундамент гуманизма эпохи Возрождения составили три основополагающих принципа:1. Учение о самодостаточной ценности человеческой жизни.2. Учение об абсолютной духовной свободе человека в его отношении к миру, познанию, творчеству, самому себе.3. Натурализм как универсальный принцип объяснения человека, природной и социальной действительности. ренессансный пантеизм в лице наиболее видных его представителей был весьма своеобразным, сохранившим рели­гиозную форму учением о единстве мира, единстве духовного и материального, единстве противоположностей вообще. Период формирования возрожденческой мысли завершает натурфилософский этап (вторая половина XVI — начало XVII вв) Натурфилософский этап эпохи Возрождения. Представители: Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Иоганн Кеплер, Галилео Галилей. Основные мысли натурфилософии Кузанского: идея взаимосвязи всех природных явлений, идея о бесконечности Вселенной, идея о человеке как о микрокосме, а также принцип совпадения противоположностей. В философии Бруно особенно значимы мысли о всеобщей изменчивости, самодвижении природы, ее бесконечности, а также о совпадении противоположностей. Бруно утверждал, что в многообразном мире происходит непрерывное движение. В результате самодвижения мир изменяется, образуется как множественный из единого. Социально-политические теории. Знаменитый философ Николо Макиавелли (1469-1527) был первым, кто предложил рассматривать государство не через призму теологии, а на основе разума и опыта. Политическая философия Макиавелли пыталась указать средства для достижения намеченных целей независимо от того, хорошие они или плохие. Исключительно важное значение имело создание Н. Коперником гелиоцентрической системы мира. Отказ от признания Земли неподвижным центром движения лишал ее исключительного положения в мироздании. Природа для Галилео Галилея – не собрание неких таинственных сил, а совокупность объективных законов. Их можно познать с помощью эксперимента и математики. Галилей создает принципы нового естествознания: свойства физических тел - это их пространственные признаки.



Наши рекомендации