Статус философии и проблемы философских дискуссий в Новое время

Новым временем называется исторический период с 17 века. В это время в наиболее развитых странах (Англии, Голландии , Франции):

быстро развиваются капиталистич. отношения.

Происходи переоценка сложившихся представлений о мире, человеке, знаниях.

В «обиходе» образ человека предпринимателя

Знания нужны для пользы.

Наука должна делать открытия, открывает законы природы и изобретать то, что может быть использовано на практике.

Статус философии выражается в следующих чертах:

беспретендентная потребность человека в науке:

- для производства (чем больше благоденствие тем счастливее человек)

- для нового класса – буржуазия наряду с дворянством и церковью

2. ослабление диктатуры церкви и власти дворянства

3. наука и разум инструменты преобразования и созидания мира

4. Солипсизм - теорет. Установка, согласно которой весь мир видится как произведение сознания «Я» Если мир воспринимается, т. е. существует, если наоборот, если его нет!

В силу этого в философии выдвигаются проблемы теории познания ( в разделе гносеологии), в частности:

что значит знать?

что пролагает дорогу к истине - ощущения или разум, интуиция или логика?

В философии для ответа на многие вопросы выделяли субъект и объект: Субъект-носитель познавательной деятельности, объект-то на что направлена эта деятельность.

Гносеология в этом случае должна опираться на онтологию, выдвинувшую следующие постулаты

1. Бог-творец Мира объективного и создатель человека

2. он вложил в человека естественный свет разума.

Существовали врожденные идеи: идея Бога, чисел, фигур.Мыслителейинтересовала проблема определения источника человеческих знаний (чувства/разум). Расхождения в оценке роли этих форм познания породили основные направления новоевропейской философии: рационализм и эмпиризм.

Родоначальником эмпиризма (направление, в гносеологии основанное на чувственном опыте) является Бэкон. Поставил задачу создания научного метода, дающего истинное и полезное знание. Он отвергает традиционные формы знания: магию, аристотелевскую логику .Его основная работа «Новый Органон».

Цель: изучения природы и овладения ею.

Наука должна приносить практическую пользу: «Знание – сила». Основным источником познания Ф. Бэкон считает чувственный опыт.

1.Бог(непознаваем)

2.природа(должны изучать).

Он исследует основные возможные ошибки на пути опытного познания. Он предостерегает как от крайностей эмпиризма («путь муравья»), так и догматизма («путь паука»), отдавая предпочтение сбалансированному «пути пчелы», которая собирает из цветов сладкие соки, но не оставляет их в том виде, в каком высасывает, а перерабатывает их в мед собственной деятельностью.

Успешному познанию природы мешают заблуждения в нашем сознании (идолы). Он выделяет 4 рода «идолов»: 1) «идолы рода» – общие заблуждения, порожденные самой человеческой природой; 2) «идолы пещеры» – искаженные представления о действительности, характерные для отдельных людей; 3) «идолы площади», или «рынка» - связанные с общением людей и неправильным использованием языка; 4) «идолы театра» - ложные представления о мире, некритически позаимствованные людьми из различных философских систем.

Путь познания индукция(к общему)

Совсем иначе подошёл к проблеме истины Р. Декар). «Рассуждения о методе» Задача философии достигать истинное знание. Истина (совпадение действительности опыта практики и мысли) - достоверное знание и всеобщее.

Декарт начал с сомнения в истинности всех знаний, которыми располагает человечество. Ничего не принимать на веру. Декарт формулирует знаменитый тезис « я мыслю, следовательно, существую». Я сомневаюсь, я существую. Основная черта философского мировоззрения – дуализм. две равноправные субстанции(то что лежит в основе мироздания): материальную и духовную. Атрибут духовной – мышление, материальной – протяженность(пространство). Материя однородна, а потому количественно измерима. Материальный мир сложная машина, результат механического взаимодействия бесконечно делимых частиц и их вихрей. Разрабатывает механистическую картину природы. человек как единство материальной и духовной субстанций. Т. о.

1.выводит рационалистический метод- филос. осмысление и обобщение приёмов открытия истин.

2. Интеллектуальная интуиция- здравый разум без сомнения

3 дедукция(к частному)-позволяет вывести неизвестное из ранее известного и определит это.

Наши рекомендации