Вопрос№19. Философия ХХ века. Экзистенциализм. Психоанализ.
Философия ХХ века отразила все процессы, связанные с потрясением общества, государства, личности, изменениями в статусе науки. К этим потрясениям следует отнести и социально-экономические явления, появление массового общества, слом старых отношений и сословных перегородок, внедрение компьютерного производства, революция в естествознании, научно- техническая революция, развитие средств массовой информации, заменяющих старые средства коммуникации, выход на арену «нового среднего класса». Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, и не могли не отразиться на философии современности.
Культура ХХ века под воздействием научно-технического прогресса как бы разделяется на тех, кто за научно-технический прогресс, и на тех, кто против. Одними из ведущих и развивающихся на-правлений того времени были экзистенциализм и психоанализ.
Экзистенциализм(фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия сущест-вования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основ-ным атрибутом экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего вы-бора.
Содержание учения: Идейные истоки экзистенциализма — философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора. Различают экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Бубер) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю). В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувст-во страха, отчаяния, безысходности.
Экзистенциализм — это иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. Подлинная философия с точки зре-ния экзистенциализма должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности. Согласно экзистенциалистскому учению, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации», например перед лицом смерти. Значительное место в экзистенциализме занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как самостроящий себя «проект». В конечном итоге идеальная свобода человека это свобода личности от общества.
Психоанализ (нем. Psychoanalyse) — семейство психологических теорий и методов, направлен-ных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс. Один из методов психотерапии, получивший широкое распространение в Европе (начало ХХ века) и США (середина-конец ХХ века). Психоанализ создан в конце XIX в. австрийским ученым З. Фрейдом.
Сущность психоанализа.Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых сексуальных расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых или бессознательных барьеров переноса и сопротивления, то есть, от оставшихся шаблонов отношений, более не пригодных или подавляющих свободу.
Основные идеи психоанализа
Структура человеческой психики — выделяют две сферы: сознательное и бессознательное про-явление психики (теория Зигмунда Фрейда)
Бессознательное — представляет собой биологическую природу человека и управляется инстинктами, которые регулируют чувственную сферу естественных потребностей.
Сознательное — контролирует бессознательное, определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело т.к. сам выбор поведения, может инициироваться бессознательным. Бывает, что меж-ду сознательным и бессознательным возникает конфликт, тогда равновесие между двумя сферами пси-хики нарушается. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия который модифици-руется в принцип реальности и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.
Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики: Эго («Я»), Суперэго («Сверх-Я»), Ид («Оно»)
Зигмунд Фрейд выделил несколько защитных механизмов психики: Замещение, Вымещение, Обратная реакция, Вытеснение, Проекция, Сублимация, Запечатление, Катарсис, Регрессия
Комплексы: Эдипов комплекс, Кастрационный комплекс, Комплекс Электры, Комплекс неполноценно-сти.
Вопрос №24. Бытие и небытие как исходные философские категории. Становления философского понятия бытия. Проблемы материального единства мира.
Любое философское рассуждение начинается с понятия «бытие». Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Бытие - одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования ее в общем виде. Слово «бытие» происходит от глагола «быть». Философия стремиться выяснить вопрос о бытии мира и бытии чел. В современной философской литературе указывается два зн-ия слова «бытие». В узком смысле слова- это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком- это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином «материя». Т.о, бытие - это все то, что существует (чел, животное, природа, общ-во, фантазия, религия, з-ны и т.д.). Антитезой бытия явл небытие (ничто). Небытие - это все, чего нет. Бытие и небытие не могут сущ друг без друга: если их разделить так, чтобы они не могли переходить друг в друга, то все исчезло бы, потому что бы перестало бы двигаться. Переход не в бытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Первое осознание категории бытия принадлежит Пармениду (504-501 до н.э). Он говорит «есть бытие, а небытия вовсе нету». Платон(427-347 до н.э.) выделяет след виды бытия: 1)мир вечных неизменных идеальных сущностей, мир идей; 2) мир окружающих нас вещей (полубытие); 3) материя. В мире бытия Плотина(203-269 гг.)сущ 4 вида бытия: самый низший - это неопределенная материя, вещ-во как таковое, из которого образуются вещи (мир вещей). Второй вид бытия - мир вещей, мир наблюдаемой нами природы. Он представляет собой копии несовершенных идей. Третий вид бытия - мир идей. Идеи- это умопостигаемые сущности, которые доступны уму чел. Четвертый вид бытия - особая материя, которая составляет субстрат идей. Она есть вместилище и источник всего. Конкретизация понятия «бытие» осуществляется в понятии «материя». Проблема материи разрабатывались, прежде всего, философами материалистами. В материалистической философии«материя» выступает как наиболее общее фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира, разнообразие формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития.