Тематика контрольных работ по философии

1. Даосизм – древнее философское учение Китая.

2. Основные идеи буддизма.

3. Античная философия: первые философские школы Древней Греции.

4. Философия софистов и Сократа.

5. Философские взгляды Платона.

6. Древнегреческий атомизм (Левкипп, Демокрит).

7. Философия Аристотеля.

8. Теоцентрический характер Средневековой философии (Августин Блаженный, Фома Аквинский).

9. Основные черты и направления философии Возрождения.

10. Эмпиризм и рационализм Нового времени.

11. Проблема метода познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта.

12. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика.

13. Деистическое направление философии Просвещения XVIII в.

14. Атеистическо-материалистическое направление Философии Просвещения XVIII в. (Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах).

15. Проблемы познания и их решение в философском учении И. Канта.

16. Этическое учение И. Канта.

17. Философская система и метод философии Г. Гегеля.

18. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

19. Марксистская философия. Учение К. Маркса о человеке и обществе.

20. Русская философия XIX в. Основные идеи и направления.

21. Славянофильство и западничество в русской философии.

22. Русская религиозная философия.

23. Современная зарубежная философия (на выбор одно из направлений).

24. Восток − Запад: диалог культур.

25. Предмет философии, ее функции и методы.

Образовательные технологии

Защита проектов – 2 ч.

«Анализ учебного пособия»

Просмотрите все рекомендованные и доступные в научной библиотеке учебники, учебные пособия и лекционные курсы по дисциплине «Философия». Сравните их для себя по следующим характеристикам: а) какие тематики в каких учебниках представлены наиболее, а какие наименее подробно и наименее объемно; б) какая тематика и где раскрыта для Вас наиболее неясно, запутанно и избыточно многословно; в) где изложение наиболее популярное, с максимально доступным объяснением терминов; г) где имеется в достаточном количестве и качестве иллюстративный материал, а где он отсутствует. Используйте полученные знания для подготовки проекта.

Дискуссия (конференция) – 2 ч.

Цели дискуссии: целенаправленный, упорядоченный обмен идеями, мнениями не столько ради поиска единственной истины, сколько множественных истин, предстающих как ряд обосновываемых точек зрения, позиций. Обмен информацией, поощрение разных подходов к решению проблемы, сосуществование различных, несовпадающих мнений и предложений, возможность критиковать любое из высказываемых мнений, побуждение к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения:

а) выступление представителей всех групп поочередно;

б) переход к общей дискуссии.

Основные правила дискуссии.

1. Все открыто выражают свои мысли.

2. Все точки зрения должны уважаться.

3. Слушайте других, не перебивая.

4. Не говорите слишком долго и слишком часто.

5. Вместе говорит лишь один человек.

6. Следуйте позитивных идей и отношений.

7. Не критикуйте себя и других.

8. Несогласия и конфликты относительно идей не должны быть направлены на конкретное лицо.

Подведение итогов:

а) краткое обобщение, сделанное преподавателем;

б) анализ дискуссии:

- выполнила ли групповая дискуссия намеченные задачи?

- отклонялись ли от темы?

- все ли принимали участие в обсуждении?

Учебный спор-диалог – 2 ч.

Для данной формы необходима тема с двумя противоположными точками зрения. На подготовительном этапе группа делится на четверки, в каждой четверке определяются два пары: одна будет отстаивать первую точку зрения, другая – вторую. После этого группа готовится к дискуссии – читает литературу по теме, подбирает примеры и т.д. На основном этапе группа сразу садится по четверкам и одновременно происходят дискуссии между парами в четверках.

Когда дискуссии почти закончены, преподаватель дает задание парам поменяться ролями – те, кто отстаивал первую точку зрения, должны отстаивать вторую и наоборот. При этом аргументы, которые уже высказаны противоположной парой, повторяться не должны. Дискуссия продолжается.

Тренинг «Дебаты».

1. Студенты разбиваются на две группы: 1 - представляет позитивную точку зрения по обсуждаемому вопросу; 2 – негативную точку зрения. Назначается ведущий, его помощник, судьи.

2. Преподаватель формулирует тему для обсуждения.

3. Участникам групп представляется время для совместного обсуждения проблемы (10 мин.).

4. Аргументация приводится по очереди, продолжительность выступления – 5 мин.

5. Критика противоположных тезисов – 5 мин.

6. Подведение итогов судьями.

7. Преподаватель проводит разбор занятия: соблюдались ли правила аргументации, проводился ли анализ спорной мысли, были ли сформулированы тезисы аргументации. Оцениваются аспекты аргументации: общеметодологический, логический, психологический, риторический, нравственный.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………………3

Тематическое планирование дисциплины……………………………………….4

Раздел 1. Философия, ее предмет и место в культуре…………………………..7

Раздел 2. Исторические типы философии……………………………………...12

Раздел 3. Философская онтология………………………………………………31

Раздел 4. Теория познания………………………………………………………38

Раздел 5. Философия и методология науки…………………………………….43

Раздел 6. Социальная философия и философия истории……………………...49

Раздел 7. Философская антропология…………………………………………..54

Вопросы к экзамену…………………………………………………………… 60

Тематика контрольных работ……………………………………………………61

Образовательные технологии……………………………………………………62

Наши рекомендации