Раздел 7. Философская антропология

Тема 7.1. Человек: его природа, сущность

Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер.

Тема 7.2. Человек и смысл его существования

Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса.

Основная литература

1. Марков, Б.В. Философия: учебник / Б.В. Марков. – СПб.: Питер, 2009.

2. Налетов, И.З. Философия: учебник / И.З. Налетов. − М.: Инфра − М, 2007.

3. Философия: учебник / В.Д. Губин [ и др. ]. – М.: Гардарики, 2008.

4. Философия: учебник / А.Ф. Зотов [ и др. ]. – М.: Проспект, 2009.

5. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко [ и др. ]. – М.: Юристъ, 2008.

Дополнительная литература:

1. Марков, Б.В. Философская антропология: учебное пособие / Б.В. Марков. – Питер, 2008.

2. Дубровский, Д.И. Человек в антропологическом измерении / Д.И. Дубровский, И.П. Аносов. – М.: Скрипторий, 2002.

3. Козлова, М.С. Эволюция человека: прошлое, настоящее, будущее / М.С. Козлова. – М.: Наука, 2006.

4. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов / В.Г. Кузнецов. – М.: Инфра − М, 2009.

5. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990.

6. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М.: Наука, 2002.

План семинарского занятия

Тема 7.1. Человек: его природа, сущность

1. Проблема человека в истории философии, ее основные аспекты.

2. Философские концепции антропосоциогенеза.

3. Человек как единство природного и социального.

4. Человек, индивид, индивидуальность, личность: соотношение понятий. Типология личности.

Вопросы для самопроверки

1. Какие образы человека существовали в истории философской мысли?

2. Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике?

3. Что такое антропогенез? Как современная наука решает вопрос о происхождении человека?

4. В чем основные проблемы соотношения биологического и социального в человеке?

5. Что изучает социобиология?

6. Объясните понятие «личность». В чем его отличие от понятия «индивид»?

7. Как связаны между собой социальные ценности и социализация личности?

Темы докладов и рефератов

1. Человек: проблема соотношения биологического и социального.

2. Отличие философского подхода к человеку от частнонаучных трактовок.

3. Социальная сущность человека, его социальные достоинства.

4. Гуманизм, индивидуализм, коллективизм.

5. Проблема отчуждения в философии.

6. Эволюция представлений о человеке в философии.

7. Социальная типология личностей.

План семинарского занятия

Тема 7.2. Человек и смысл его существования

1. Сущность проблемы смысла, цели и назначения человеческой жизни: положительный (оптимистический) и отрицательный (пессимистический) ответы в истории философии.

2. Специфика переживания человеком конечности своего существования и представления о бессмертии: в мифологии; в религии; в философии; в науке.

3. Необходимость и свобода в жизни человека:

а) полное отрицание свободы выбора (фатализм);

б) абсолютизация свободы (волюнтаризм);

в) взаимосвязь свободы и ответственности;

г) свобода как познанная необходимость.

4. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса.

Вопросы для самопроверки

1. Как вы для себя отвечаете на вопрос о цели и смысле жизни?

2. Может ли человек наполнить жизнь смыслом, если он не свободен?

3. Как свобода сочетается с ответственностью?

4. Что такое свобода совести?

5. Перечислите факторы, влияющие на формирование и изменение ценносных ориентаций.

6. Основополагающие ценности человеческого бытия.

7. Что такое счастье?

Темы докладов и рефератов

1. Личность в поисках смысла жизни.

2. Необходимость, свобода и ответственность в жизни человека.

3. Человек и человечество, проблемы их выживания в современном мире.

4. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

5. Проблема эвтаназии: философско-нравственный смысл.

6. Изменение роли человека в информационном мире.

7. Кризис личности в современном мире и пути его преодоления.

Основные понятия и термины

Альтруизм – готовность бескорыстно действовать ради блага других даже в ущерб собственных интересам, если это велит моральный долг или сострадание.

Гедонизм – этическая система, считающая наслаждение смыслом человеческой жизни.

Индивидуальность – совокупность специфических свойств человека, позволяющая отличать его от других людей.

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Ответственность – социальное отношение человека к общественным ценностям.

Свобода – способность и возможность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Утилитаризм – этика пользы, этическая система, основанная на представлении о полезности как основной ценности.

Фатализм – философское учение о предопределенности и неотвратимости судьбы.

Ценность – социально и культурно значимые для человека явления и предметы окружающей действительности.

Человек − понятие, которое характеризует качества и способности, присущие всему человеческому роду (как биологические, так и социальные).

Эгоизм – установка на обеспечение собственных интересов за счет пренебрежения чужими.

Упражнения

1. Что такое «социобиология»? Какие доводы вы можете привести в пользу позиции социобиологии или против нее?

2. Почему проблема антропогенеза – это философская проблема?

3. Установите, каким концепциям смысла жизни соответствуют следующие принципы:

а) живи наслаждаясь; 1) эвдемонизм;

б) из всего извлекай пользу; 2) утилитаризм;

в) следуй своему идеалу и долгу; 3) этика долга;

г) будь смиренен, живи во искупление 4) прагматизм;

своих грехов;

д) счастье – предназначение человека; 5) гедонизм;

е) цель оправдывает средства; 6) аскетизм.

4. Человек стоит в середине между бесконечностью в великом и бесконечностью в малом. Он – средоточие обоих миров – великого и малого, он – первенец и венец природы. Для чего же возникло это удивительное существо? Какова цель человеческого существования? В чем состоит задача или загадка человеческой жизни?

5. На рубеже ХХ − ХХI веков в России был «в моде» человек спортивного типа, без обязанностей, но с правами, раскрепощенный, «умеющий жить». А что значит «уметь жить»? Каковы ваши жизненные ценности, в чем их смысл?

6. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». (Новый завет. Матф., 5:44). Определите свою точку зрения. Совпадает ли она с традиционным христианством? Нужно ли любить врагов своих? Прощать ли тех, кто вас проклинает и обижает?

7. Существует ли проблема раскрытия сущности русского национального характера? Или это миф, созданный русскими писателями и деятелями культуры?

8. Согласны ли вы с мнением о «загадочности русской души»? Если да, то что является его содержанием?

9. Какие функции выполняет религия в обществе?

10. В романе «Тошнота» Ж.-П. Сартр писал: «Ад – это другие…» Как, по-вашему, французский философ относится к проблеме взаимоотношения общества и индивида?

Тест

1. Что имел в виду К. Маркс, когда писал: «Сущность человека есть абстракт, присущий отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений»:

1) человек – это марионетка в руках общества;

2) сущность человека социальна, а не биологична;

3) оригинальность личности не более чем иллюзия;

4) изменение общественных отношений меняет личность.

2. Свобода – это

1) возможность человека делать то, что он хочет;

2) умение действовать на основе познанной необходимости;

3) умение подчинять все своей воле;

4) осознанная необходимость.

3. Каково, по вашему мнению, правильное понимание сущности человека:

1) сущность человека закодирована в генах и передается по наследству при рождении человека;

2) сущность человека есть «ансамбль» всех общественных отношений;

3) сущность человека творится самим индивидом в процессе его жизнедеятельности;

4) сущность человека зависит от божественной благодати.

4. Философская антропология – это

1) философское направление, занимающееся проблемами природы (сущности) человека;

2) теория антропогенеза;

3) то же, что антропоморфизм;

4) антимарксизм.

5. Человек с точки зрения философии – это

1) субъект культуры;

2) продукт обстоятельств;

3) образ и подобие Бога;

4) ступень развития «царства природы».

Личность – это

1) личность – врожденное качество каждого индивида;

2) личностью является не каждый человек, а только выдающийся;

3) поскольку понятие «личность» неотделимо от понятия «общество» − каждый человек потенциальная личность;

4) личность есть стабильное, неизменное свойство каждого индивида.

7. Совокупность неповторимых черт, отличающих данного индивида от всех других

1) индивидуальность;

2) персона;

3) человек;

4) личность.

Наши рекомендации