Тема 4.2. Проблема истины в философии и науке

1. Познание и деятельность Философское понимание практики. Виды практики и ее гносеологические функции.

2. Философские концепции истины: классическая; прагматическая; конвенциалистская; когерентная.

3. Критерии истины.

4. Истина, оценка, ценность.

Вопросы для самопроверки

1. Существует ли абсолютная истина?

2. В чем различие между истиной и заблуждением?

3. Истина и правда.

4. Истина и польза.

5. Что такое «практика», и какую роль она играет в процессе познания?

6. В чем смысл принципа конкретности истины?

7. Ценность: ее основные характеристики?

Темы докладов и рефератов

1. Истина, ложь, заблуждение.

2. Истина, правда, полуправда, ложь.

3. Истина и польза. Реализация знаний.

4. Взаимодействие познавательной и практической деятельности.

5. Критерии истины.

Основные понятия и термины

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование. В структуре деятельности традиционно выделяются субъектная (целеполагающий субъект) и объектная (предмет Д., орудия Д. и ее продукт) компоненты.

Заблуждение − непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

Знание – информация, упорядоченная, полученная определенным способом (методом), оформленная в соответствии с какими-либо критериями (нормами), имеющая социальное значение и признаваемая в качестве именно знания определенными социальными субъектами и обществом в целом.

Истина −адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе.

Конвенциализм − (лат. − соглашение) направление в философии науки, согласно которому в основе научных теорий лежат произвольные соглашения (конвенции), и их выбор регулируется соображениями удобства, простоты, полезности.

Практика – сторона предметной деятельности, характеризующаяся изменением и преобразованием природы и общества.

Упражнения

1. Каковы аргументы рационалистов и эмпириков в споре об основе познания? Кто прав, по-вашему?

2. Правильно ли утверждать, что мышление – простое суммирование чувственных восприятий?

3. Как соотносятся понятия: представление, воображение, фантазия?

4. Возможно ли творчество без вдохновения? Обоснуйте свое мнение.

5. Установите последовательность возникновения следующих гносеологических установок:

а) Я верю, чтобы знать;

б) Я знаю, что ничего не знаю;

в) Я мыслю, следовательно, я существую;

г) Мы живем внутри языка.

6. Рассудите:

1) «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро);

2) «Поменьше читать! Те, кто много читают, отвыкают самостоятельно мыслить» (Д. Гранин).

Дайте развернутый ответ.

7. Приведите примеры каждого из этих состояний знания и незнания:

а) не знаю, что не знаю;

б) не знаю, что знаю;

в) знаю, что не знаю;

г) знаю, что не знаю;

д) не знаю, но думаю, что знаю (Д.И. Дубровский).

8. Что такое глупость? Приведите примеры глупости в словах и поступках.

9. Одни считают интуицию высшей формой познания, другие – атавизмом, доставшимся от животных. А как думаете вы?

10. Рассудите:

а) меньше знаешь - лучше спишь;

б) не зная броду – не суйся в воду.

Эти поговорки по-разному оценивают значение знания в жизни человека. Дайте обоснованный ответ.

Тест

1. Познание в современной философии преимуществен­но рассматривается как

1) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

2) значимая информация в аспекте деятельности;

3) объективная реальность, данная в сознании действую­щего человека;

4) обусловленный практикой процесс приобретения и раз­вития знаний.

2. В философии «агностицизм» понимается как:

1) рассмотрение процесса познания;

2) рассмотрение объектов познания;

3) полное или частичное отрицание принципиальной воз­можности познания;

4) сомнение в возможности познания.

3. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельно­сти субъекта, но не обладающий доказательной силой, назы­вается

1) абстрактным;

2) теоретическим;

3) обыденным;

4) научным.

4. Поскольку истина не зависит от познающего субъ­екта, она

1) абстрактна;

2) объективна;

3) субъективна;

4) абсолютна.

5. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии − 1) ложь;

2) заблуждение;

3) суждение;

4) предрассудок.

6. Практика по своим функциям в процессе познания не является 1) основой познания и его движущей силой;

2) целью познания;

3) критерием истины;

4) успешной заменой теоретических исследований и науч­ного творчества.

7. К основным формам живого созерцания и теории познания как отражения не относятся

1) представление;

2) восприятие;

3) идея;

4) ощущение.

8. Абсолютизация роли и значения чувственных дан­ных в философии связана с направлением: 1) рационализма;

2) реализма;

3) скептицизма;

4) сенсуализма.

9. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, признаки явлений, закрепляе­мые в определениях (словах) −

1) понятие;

2) категория;

3) дефиниция;

4) термин.

10. Теория истины, рассматривающая истину как результат соглашения −

1) корреспондентская;

2) прагматистская;

3) когерентная;

4) конвенциалистская.

Наши рекомендации