Раздел 3. Философская онтология

Тема 3.1. Бытие и круг его проблем

Философское учение о бытии – онтология включает в себя вопросы о происхождении мира, его универсальных связях и законах развития. Через проблему бытия проходит раздел между монизмом и плюрализмом, материализмом и идеализмом. Материальное бытие и идеальное бытие конкретизируются в категориях «материя» и «сознание».

Тема 3.2. Фундаментальные основы бытия

Естественно-научное и философское определение материи. Формами бытия материи являются пространство и время, которые лежат в основе различных моделей Вселенной, картины мира. Движение как атрибут материи выражает способ ее бытия. Движение и покой, изменение и сохранение, хаос и упорядоченность. Движение и развитие. Законы, закономерности и границы применимости диалектики – учения о развитии. Диалектика и синергетика.

Тема 3. 3. Сознание как идеальная форма бытия

В философском понимании категория «материя» противопоставляется категории «сознание». Проблема сознания в философии. Сознание и самосознание.

Сознание и бессознательное. Язык и мышление.

Основная литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2009.

2. Кузнецов, В.Г. Философия: учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова. – М.: Высшее образование, 2009.

3. Философия: учебник / В.Д. Губин [ и др. ]. – М.: Гардарики, 2008.

4. Философия: учебник / А.Ф. Зотов [ и др. ]. – М.: Проспект, 2009.

5. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко [ и др. ]. – М.: Юристъ, 2008.

Дополнительная литература

1. Каган, М.С. Метаморфозы бытия и небытия: онтология в системно-синергетическом осмыслении / М.С. Каган. – СПб.: Питер, 2006.

2. Основы онтологии: учеб. пособие / Ф.Ф. Вяккерев [ и др.]. – СПб: СПбГУ, 1997.

3. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М.: СПб.: Наука, 2006.

4. Дубровский, Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект / Д.И. Дубровский. – М.: Стратегия − Центр, 2007.

5. Ильенков, Э.В. Диалектика идеального / Э.В. Ильенков // Философия и культура. – М.: ИПЛ, 1991.

6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл; Академия, 2004.

7. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов / В.Г. Кузнецов. – М.: Инфра-М, 2009.

8. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000 − 2001.

План семинарского занятия

Тема 3.1. Бытие и круг его проблем

1. Бытие как исходная философская категория. Эволюция представлений о бытии в истории философских учений.

2. Формы бытия: бытие природы, бытие социального, бытие духовного.

3. Проблема единства мира (монистические и плюралистические концепции бытия).

Вопросы для самопроверки

1. Что значит «бытие мира» и «бытие в мире»?

2. Возможно ли небытие?

3. В чем суть философской проблемы бытия?

4. В какой форме проблема бытия существовала в Средние века?

5. Какие особенности основных форм бытия были выявлены философией и наукой ХХ в.?

Темы докладов и рефератов

1. Философское осмысление модели расширяющейся Вселенной.

2. Понятие материи в истории философии.

3. Понимание материи в истории науки.

4. Материальное единство мира.

5. Понятие духа. Проблема соотношения материального и духовного.

Основные понятия и термины

Дуализм – учение, признающее наличие в мире двух противоположных начал, составляющих основу бытия.

Диалектика – учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания.

Монизм – направление, считающее, что все многообразие предметов и явлений образуется из одной единственной субстанции.

Плюрализм – направление, признающее несколько или множество субстанций, создающих все многообразие мира.

План семинарского занятия

Тема 3.2. Фундаментальные основы бытия

1. История эволюции понятия материя. Системная и структурная организация материи. Типы материальных систем.

2. Пространство и время как философские категории (субстанциальная и реляционная концепции).

3. Проблема движения в философии и науке.

4. Идея развития в философии: а) принципы диалектики; б) законы диалектики; в) категории диалектики. Диалектика и синергетика.

Вопросы для самопроверки

1. В чем суть неисчерпаемости материи?

2. Что такое движение? В чем его источник?

3. Можно ли рассматривать покой как неотъемлемую часть движения?

4. Дайте определение пространства и времени. Можно ли их рассматривать как самостоятельные реальности бытия?

5. Что такое развитие, каковы его основные характеристики?

6. Раскройте содержание всеобщих законов развития, определите их методологическое значение?

7. Можно ли строго доказать тезис о бесконечности пространства и времени?

Темы докладов и рефератов

1. Материальное единство мира: современная наука о материальном единстве и многообразии мира.

2. Пространство и время в современной физике и космологии.

3. Движение и развитие, их единство и различие.

4. Системно-структурный характер организации материального мира.

5. Синергетика – теория самоорганизации.

Основные понятия и термины

Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта.

Время – всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем в мире.

Диалектика – учение о развитии и взаимосвязи всех явлений действительности. В основе лежит учение о единстве и борьбе противоположностей.

Диалектика объективная – царящие в действительности (природе и обществе) объективные законы развития.

Диалектика субъективная – отражение в сознании субъекта объективных закономерностей.

Движение – способ существования (бытия) материи, изменение вообще.

Материя – «философская категория, для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, копируется, фотографируется, отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин).

Пространство – всеобщая форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие во всех материальных системах.

Развитие – необратимое, направленное закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его.

Самоорганизация – способность систем осуществлять приспособление к среде за счет внутренних механизмов управления.

План семинарского занятия

Наши рекомендации