Тема 2.2. Философия Средних веков и Возрождения

Характерные черты: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, эсхатологизм. Патристика и схоластика основные этапы развития философии средних веков. Учения Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Проблема соотношения знания и веры. Спор реалистов и номиналистов о природе общих понятий.

Основные идеи философии Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм. Направления: 1) гуманистическое (Ф. Петрарка, Л. Валла); 2) натурфилософское (Н. Коперник, Дж. Бруно); 3) утопическо-социалистическое (Т. Мор, Т. Кампанелла).

Основная литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2009.

2. Алексеев, П.В. История философии: учебник / П.В. Алексеев – М.: Проспект, 2009.

3. Философия: учебник / В.Д. Губин [ и др. ]. – М.: Гардарики, 2008.

4. Философия: учебник / А Ф. Зотов [ и др. ]. – М.: Проспект, 2009.

5. Философия: учебник / В Н. Лавриненко [ и др. ]. – М.: Юристъ, 2008.

Дополнительная литература

1. Августин, Б. Исповедь / Б. Августин. – М.: АСТ, 1991.

2. Грядовой, Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Кн. 2 / Д.И. Грядовой. – М.: Юнита – Дана, 2009.

3. Соколов, В.В. Средневековая философия: учебник / В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1979

4. Чанышев, Л.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: учебник / Л.Н. Чанышев. – М.: Книга, 1991.

5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000 - 2001.

Вопросы для самопроверки

1. Какие новые идеи привнесло христианство в философию?

2. Что характеризует Августина как виднейшего философа патристики?

3. Что означает «схоластика»?

4. Каким образом средневековье решает проблему соотношения веры и разума?

5. В чем суть спора номиналистов и реалистов?

6. Теоцентризм и антропологизм: в чем состоит смена философской проблематики?

7. В чем специфика гуманизма эпохи Возрождения?

8. Что такое пантеизм? В работах каких философов встречается это понятие?

9. Какие философские направления возникли в эпоху Возрождения?

10. Каковы основные правила поведения абсолютного правителя? («Государь» Н. Макиавелли).

План семинарского занятия

Тема 2.2. Философия Средних веков и Возрождения

1. Своеобразие Средневековой христианской философии. Основные этапы ее развития: патристика (А. Блаженный); схоластика (Ф. Аквинский).

2. Проблема универсалий и спор реалистов и номиналистов. Соотношение веры и разума в схоластической философии.

3. Средневековая арабская философия, ее влияние на развитие схоластики (Аль-Фараби, Ибн-Рушд, Ибн-Сина).

4. Идеи и пути развития философии Возрождения.

5. Вселенная глазами Н. Кузанского, Н. Коперника, Дж. Бруно.

6. Социально-политическая философия Н. Макиавелли.

Темы докладов и рефератов

1. Философия истории Августина Блаженного.

2. Университетская традиция.

3. Доказательства бытия Бога в философии Ф. Аквинского.

4. Философия суфизма.

5. Возрождение античной диалектики – совпадение противоположностей (Н. Кузанский «Об ученом незнании»).

6. Пантеизм Н. Кузанского.

7. Сущность коперниканского переворота. (Н. Коперник «Об обращении небесных сфер»).

8. Утопические идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы.

Основные понятия и термины

Философия Средних веков

Аверроизм − Аверроэс Ибн-Рушд создал учение о двойственности истины, согласно которому истина философии и истина религии не противоречат друг другу.

Концептуализм − направление в схоластике, основоположник – П. Абеляр полагал, что универсалии, общие понятия существуют не в умах, а в вещах.

Номинализм – направление в схоластике. У. Оккам считал, что универсалии существуют после вещей, т. е. в головах людей. Это всего лишь имена, слова.

Реализм – направление в схоластике. Ф. Аквинский видит в универсалиях (общих понятиях) идеи, реально существующие.

Томизм – учение Ф. Аквинского.

Универсалии − общие понятия, такие как необходимость, причина, цель.

Философия Возрождения

Антропоцентризм – философское воззрение, согласно которому человек – центр и высшая цель мироздания.

Гилозоизм – воззрение, согласно которому материя (природа) одушевлена.

Гуманизм – воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие.

Пантеизм – учение, обожествляющее мир.

Упражнения

1. В чем, по-вашему, состоит смена философской проблематики Средневековья и Возрождения?

2. Сравните: «Я знаю, что я ничего не знаю» (Сократ) и «Ученое незнание» (Н. Кузанский).

3. В чем смысл названия эпохи «Возрождение»?

4. Какие произведения великих художников Возрождения вам известны?

5. Как называется философское течение, утверждающее тождество мира и Бога?

Тест

1. Характерной чертой средневековой философии является

1) космоцентризм;

2) антропоцентризм;

3) теоцентризм;

4) скептицизм.

2. Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворен Богом из ничего, называется

1) креационизм;

2) диалектика;

3) дуализм;

4) монотеизм.

3. Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека −

1) фидеизм;

2) провиденциализм;

3) креационизм;

4) монотеизм.

4. Теоцентризм − мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве

1) Бога;

2) человека;

3) природы;

4) космоса.

5. Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества

1) аскетизм;

2) гедонизм;

3) рационализм;

4) эпикурейство.

6. Характерной чертой философии эпохи Возрождения является

1) антропоцентризм;

2) теоцентризм;

3) космоцентризм;

4) природоцентризм.

7. Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения −

1) человек;

2) Бог;

3) природа;

4) космос.

8. Учение, развившееся в эпоху Возрождения и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах» −

1) пантеизм;

2) деизм;

3) провиденциализм;

4) теизм.

9. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви −

1) гуманизм;

2) природоцентризм;

3) теоцентризм;

4) идеализм.

10. Характерной чертой философии эпохи Возрождения является

1) ностальгия по античной культуре;

2) комментирование текстов Св. Писания;

3) вера в скорый конец света;

4) отрицание значимости науки.

Тема 2.3. Философия XVII − XIX веков

Исторические условия, материальные факторы и духовные предпосылки становления и развития философии Нового времени.

Эмпиризм (сенсуализм) английской философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк). Индуктивный метод, учение Ф. Бэкона об «идолах». Т. Гоббс и Дж. Локк о естественном состоянии общества. Сенсуализм субъективного идеализма нового времени (Дж. Беркли, Д. Юм).

Рационализм философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза). Дуализм теории «врожденных идей» и дедуктивный метод Декарта. Пантеизм и монизм философии Б. Спинозы.

Французское Просвещение (Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Ламетри). Ш. Монтескье: социально-философские идеи – философия права и теория географического детерминизма. Ф. Вольтер: деизм, социально-философские идеи, просветительская направленность творчества. Ж.-Ж. Руссо: философская критика цивилизации и науки, проблема социального и имущественного неравенства, причины падения нравов, теория общественного договора, общественно-политический радикализм. Энциклопедисты (Д. Дидро и Ж. Ламетри): механистический материализм и естественнонаучная направленность проблематики философии

Исторические условия, объективные и духовные предпосылки возникновения и развития немецкой классической философии. Философская система И. Канта: онтология, гносеология, этика, эстетика. Определение границ познания, эмпирический и априорный источники познания, понятие «вещи в себе» и «вещи для нас»; агностицизм. Рассудок и разум; антиномии последнего как диалектическое противоречие. Этика Канта. Категорический императив.

Г.В. Ф. Гегель: объективный идеалист, диалектик, создатель системы «абсолютного идеализма».

Антропологический материализм Л. Фейербаха. Учение Л. Фейербаха о единстве сущности человека и Бога. «Религия любви» Л. Фейербаха.

Марксизм и марксистская философия – диалектический материализм. Диалектико-материалистическое учение о бытии и познании. Исторический материализм – диалектико-материалистическая теория общества.

Основная литература

1. Алексеев, П.В. История философии: учебник / П.В. Алексеев – М.: Проспект, 2009.

2. Философия: учебник / В.Д. Губин [ и др. ]. – М.: Гардарики, 2008.

3. Философия: учебник / А.Ф. Зотов [ и др. ]. – М.: Проспект, 2009.

4. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко [ и др. ]. – М.: Юристъ, 2008.

Дополнительная литература

1. Бэкон, Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 2. Новый органон /
Ф. Бэкон. – М.: Мысль, 1972.

2. Вольтер, А. Философские сочинения / А. Вольтер.– М.: Наука 1988.

3. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М.: Мысль, 1986.

4. Декарт, Р. Сочинения. В 2 т. Т. 2. Правила для руководства ума. Рассуждения о методе. Первоначала философии / Р. Декарт. – М.: Мысль, 1989.

5. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов. – М.: Инфра − М, 2009.

6. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой филосо­фии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. Т. 21, 1961.

Вопросы для самопроверки

1. Какие главные проблемы решали философы Нового времени?

2. Что такое эмпиризм и рационализм?

3. В чем заключаются идеи теории общественного договора и теории естествен­ного права? Что такое «война всех против всех»?

4. Сенсуализм Дж. Локка: в чем его смысл?

5. Каковы особенности французского материализмаXVIII в.?

6. Как И. Кант обосновал идею непознаваемости мира?

7. Что такое «вещь в себе», априорность, антиномии чистого разума?

8. В чем заключаются главные идеи философской системы Г. Гегеля?

9. Как оценивал К. Маркс философию Г. Гегеля?

10. В чем состоит суть материалистического понимания истории?

11. Что новое внес К. Маркс в теорию познания?

План семинарского занятия

Наши рекомендации