Тема 2.2. Философия Средних веков и Возрождения
Характерные черты: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, эсхатологизм. Патристика и схоластика основные этапы развития философии средних веков. Учения Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Проблема соотношения знания и веры. Спор реалистов и номиналистов о природе общих понятий.
Основные идеи философии Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм. Направления: 1) гуманистическое (Ф. Петрарка, Л. Валла); 2) натурфилософское (Н. Коперник, Дж. Бруно); 3) утопическо-социалистическое (Т. Мор, Т. Кампанелла).
Основная литература
1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2009.
2. Алексеев, П.В. История философии: учебник / П.В. Алексеев – М.: Проспект, 2009.
3. Философия: учебник / В.Д. Губин [ и др. ]. – М.: Гардарики, 2008.
4. Философия: учебник / А Ф. Зотов [ и др. ]. – М.: Проспект, 2009.
5. Философия: учебник / В Н. Лавриненко [ и др. ]. – М.: Юристъ, 2008.
Дополнительная литература
1. Августин, Б. Исповедь / Б. Августин. – М.: АСТ, 1991.
2. Грядовой, Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Кн. 2 / Д.И. Грядовой. – М.: Юнита – Дана, 2009.
3. Соколов, В.В. Средневековая философия: учебник / В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1979
4. Чанышев, Л.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: учебник / Л.Н. Чанышев. – М.: Книга, 1991.
5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000 - 2001.
Вопросы для самопроверки
1. Какие новые идеи привнесло христианство в философию?
2. Что характеризует Августина как виднейшего философа патристики?
3. Что означает «схоластика»?
4. Каким образом средневековье решает проблему соотношения веры и разума?
5. В чем суть спора номиналистов и реалистов?
6. Теоцентризм и антропологизм: в чем состоит смена философской проблематики?
7. В чем специфика гуманизма эпохи Возрождения?
8. Что такое пантеизм? В работах каких философов встречается это понятие?
9. Какие философские направления возникли в эпоху Возрождения?
10. Каковы основные правила поведения абсолютного правителя? («Государь» Н. Макиавелли).
План семинарского занятия
Тема 2.2. Философия Средних веков и Возрождения
1. Своеобразие Средневековой христианской философии. Основные этапы ее развития: патристика (А. Блаженный); схоластика (Ф. Аквинский).
2. Проблема универсалий и спор реалистов и номиналистов. Соотношение веры и разума в схоластической философии.
3. Средневековая арабская философия, ее влияние на развитие схоластики (Аль-Фараби, Ибн-Рушд, Ибн-Сина).
4. Идеи и пути развития философии Возрождения.
5. Вселенная глазами Н. Кузанского, Н. Коперника, Дж. Бруно.
6. Социально-политическая философия Н. Макиавелли.
Темы докладов и рефератов
1. Философия истории Августина Блаженного.
2. Университетская традиция.
3. Доказательства бытия Бога в философии Ф. Аквинского.
4. Философия суфизма.
5. Возрождение античной диалектики – совпадение противоположностей (Н. Кузанский «Об ученом незнании»).
6. Пантеизм Н. Кузанского.
7. Сущность коперниканского переворота. (Н. Коперник «Об обращении небесных сфер»).
8. Утопические идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы.
Основные понятия и термины
Философия Средних веков
Аверроизм − Аверроэс Ибн-Рушд создал учение о двойственности истины, согласно которому истина философии и истина религии не противоречат друг другу.
Концептуализм − направление в схоластике, основоположник – П. Абеляр полагал, что универсалии, общие понятия существуют не в умах, а в вещах.
Номинализм – направление в схоластике. У. Оккам считал, что универсалии существуют после вещей, т. е. в головах людей. Это всего лишь имена, слова.
Реализм – направление в схоластике. Ф. Аквинский видит в универсалиях (общих понятиях) идеи, реально существующие.
Томизм – учение Ф. Аквинского.
Универсалии − общие понятия, такие как необходимость, причина, цель.
Философия Возрождения
Антропоцентризм – философское воззрение, согласно которому человек – центр и высшая цель мироздания.
Гилозоизм – воззрение, согласно которому материя (природа) одушевлена.
Гуманизм – воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие.
Пантеизм – учение, обожествляющее мир.
Упражнения
1. В чем, по-вашему, состоит смена философской проблематики Средневековья и Возрождения?
2. Сравните: «Я знаю, что я ничего не знаю» (Сократ) и «Ученое незнание» (Н. Кузанский).
3. В чем смысл названия эпохи «Возрождение»?
4. Какие произведения великих художников Возрождения вам известны?
5. Как называется философское течение, утверждающее тождество мира и Бога?
Тест
1. Характерной чертой средневековой философии является
1) космоцентризм;
2) антропоцентризм;
3) теоцентризм;
4) скептицизм.
2. Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворен Богом из ничего, называется
1) креационизм;
2) диалектика;
3) дуализм;
4) монотеизм.
3. Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека −
1) фидеизм;
2) провиденциализм;
3) креационизм;
4) монотеизм.
4. Теоцентризм − мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве
1) Бога;
2) человека;
3) природы;
4) космоса.
5. Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества
1) аскетизм;
2) гедонизм;
3) рационализм;
4) эпикурейство.
6. Характерной чертой философии эпохи Возрождения является
1) антропоцентризм;
2) теоцентризм;
3) космоцентризм;
4) природоцентризм.
7. Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения −
1) человек;
2) Бог;
3) природа;
4) космос.
8. Учение, развившееся в эпоху Возрождения и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах» −
1) пантеизм;
2) деизм;
3) провиденциализм;
4) теизм.
9. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви −
1) гуманизм;
2) природоцентризм;
3) теоцентризм;
4) идеализм.
10. Характерной чертой философии эпохи Возрождения является
1) ностальгия по античной культуре;
2) комментирование текстов Св. Писания;
3) вера в скорый конец света;
4) отрицание значимости науки.
Тема 2.3. Философия XVII − XIX веков
Исторические условия, материальные факторы и духовные предпосылки становления и развития философии Нового времени.
Эмпиризм (сенсуализм) английской философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк). Индуктивный метод, учение Ф. Бэкона об «идолах». Т. Гоббс и Дж. Локк о естественном состоянии общества. Сенсуализм субъективного идеализма нового времени (Дж. Беркли, Д. Юм).
Рационализм философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза). Дуализм теории «врожденных идей» и дедуктивный метод Декарта. Пантеизм и монизм философии Б. Спинозы.
Французское Просвещение (Ш. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Ламетри). Ш. Монтескье: социально-философские идеи – философия права и теория географического детерминизма. Ф. Вольтер: деизм, социально-философские идеи, просветительская направленность творчества. Ж.-Ж. Руссо: философская критика цивилизации и науки, проблема социального и имущественного неравенства, причины падения нравов, теория общественного договора, общественно-политический радикализм. Энциклопедисты (Д. Дидро и Ж. Ламетри): механистический материализм и естественнонаучная направленность проблематики философии
Исторические условия, объективные и духовные предпосылки возникновения и развития немецкой классической философии. Философская система И. Канта: онтология, гносеология, этика, эстетика. Определение границ познания, эмпирический и априорный источники познания, понятие «вещи в себе» и «вещи для нас»; агностицизм. Рассудок и разум; антиномии последнего как диалектическое противоречие. Этика Канта. Категорический императив.
Г.В. Ф. Гегель: объективный идеалист, диалектик, создатель системы «абсолютного идеализма».
Антропологический материализм Л. Фейербаха. Учение Л. Фейербаха о единстве сущности человека и Бога. «Религия любви» Л. Фейербаха.
Марксизм и марксистская философия – диалектический материализм. Диалектико-материалистическое учение о бытии и познании. Исторический материализм – диалектико-материалистическая теория общества.
Основная литература
1. Алексеев, П.В. История философии: учебник / П.В. Алексеев – М.: Проспект, 2009.
2. Философия: учебник / В.Д. Губин [ и др. ]. – М.: Гардарики, 2008.
3. Философия: учебник / А.Ф. Зотов [ и др. ]. – М.: Проспект, 2009.
4. Философия: учебник / В.Н. Лавриненко [ и др. ]. – М.: Юристъ, 2008.
Дополнительная литература
1. Бэкон, Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 2. Новый органон /
Ф. Бэкон. – М.: Мысль, 1972.
2. Вольтер, А. Философские сочинения / А. Вольтер.– М.: Наука 1988.
3. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М.: Мысль, 1986.
4. Декарт, Р. Сочинения. В 2 т. Т. 2. Правила для руководства ума. Рассуждения о методе. Первоначала философии / Р. Декарт. – М.: Мысль, 1989.
5. Кузнецов, В.Г. Словарь философских терминов. – М.: Инфра − М, 2009.
6. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. Т. 21, 1961.
Вопросы для самопроверки
1. Какие главные проблемы решали философы Нового времени?
2. Что такое эмпиризм и рационализм?
3. В чем заключаются идеи теории общественного договора и теории естественного права? Что такое «война всех против всех»?
4. Сенсуализм Дж. Локка: в чем его смысл?
5. Каковы особенности французского материализмаXVIII в.?
6. Как И. Кант обосновал идею непознаваемости мира?
7. Что такое «вещь в себе», априорность, антиномии чистого разума?
8. В чем заключаются главные идеи философской системы Г. Гегеля?
9. Как оценивал К. Маркс философию Г. Гегеля?
10. В чем состоит суть материалистического понимания истории?
11. Что новое внес К. Маркс в теорию познания?
План семинарского занятия