Культура в философском понимании.
В прошлом даже в исследовательских работах понятие культуры нередко трактовалось весьма упрощенно, что отражало положение и общий уровень философского анализа культуры в стране. Необходимость изменения такого подхода продиктовала сама жизнь. Подходами к определению понятия культуры были: эмпирический (описательный подход, представляющий культуру как сумму, результат всей деятельности человека, то есть как совокупность предметов и ценностей, из которых складывается этот результат), оценочный (при котором "культурность" и "некультурность", равно как и степень культурности, определяются путем соотнесения оцениваемого с тем, что избрано в качестве эталона), деятельностный (рассматривающий культуру как внебиологический, специфически человеческий способ деятельности).
Исследование культуры имеет глубокие философские традиции (философия истории, философия культуры) и привлекает внимание представителей других наук. Каждая из конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования.
Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее «культивирование», то есть изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил очень важную особенность культуры – заложенное в ней человеческое начало, акцентировав внимание на единстве культуры, человека и его деятельности. Культура исторически сформировалась как способ духовного освоения действительности, как духовное производство. Культура характеризуется прежде всего способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов. Главная функция культуры – сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его.
Культура постепенно гармонизирует многообразные ценности и создает целостное пространство духовного богатства человечества. Она осуществляет нормативизацию действий, средств и целей человеческой жизнедеятельности. Культура подразделяет действия человека на положительные и отрицательные, изящные и нет. Следующая функция культуры – познавательная. Культура осуществляет различные формы познавательной деятельности.
Основным результатом познавательного отношения к миру в культуре является установление смысла и значения явлений природы, являющихся объектом природы.
Культура осуществляет социализацию человека, постоянно предлагая ему нормы, образцы и алгоритмы жизнедеятельности, отличающиеся от поведения животных. Таким образом, культура выводит человека из мира животного в мир человека разумного, осознающего свое общественно-социальное предназначение.
Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является продуктом материального, а другая духовного производства, очевидно. К материальной культуре относят технический уровень производства, навыки и умения людей пользоваться техникой, научную организацию труда. К духовной культуре относятся достижения науки, произведения литературы и искусства, общественные теории и идеи, язык, нравственные качества и навыки общественного поведения, правовые отношения, религиозные воззрения, формы приобщения людей к достижениям науки, литературы, искусства. Духовная культура содержит в себе наряду с духовными, идеальными элементами и материальную основу своего существования (книгоиздательскую базу, печать, театры, музеи, библиотеки, школы, научно-исследовательские учреждения)
Исторически самым ранним объектом культуропреобразующего воздействия стала природа, причем, природа не только как объективная реальность, но и природная сущность самого человека. Человек обладает внутренней принадлежностью к природе и культуре, внутренней принадлежностью к естественной и творческой эволюции. Культура все более сложно и более глубоко опосредует отношение человека к природе. Как следствие этого – нарастает степень отчужденности природы и человека. Рост и развитие культуры сопровождается тем, что исчезает и уменьшается органичность единства человека и природы.
Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Она организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
Культура укрепляет солидарность между людьми, формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.