Понятие общества как особой сферы материального мира. Специфика социальных законов.
Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных эпохой, территорией, культурой, это объективная реальность. Общество обладает внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития и т.д.
Обществу исторически предшествовало «сообщество», характерное для первобытных форм единения людей. Данная форма общности уходит в глубь тысячелетий, во времена стадного существования наших предков.
Человеческое общество — это высшая ступень развития живых систем, главные элементы общества — люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд и его продукты, сферы человеческого духа, различные формы собственности, политика и государство и т.д. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения людей и их взаимоотношений друг с другом и с природой.
Когда же мы говорим о человеческом обществе в целом (мир, все общество), то имеем в виду такое объединение, которое включает в себя всех людей. Без этого общество было бы лишь известным количеством отдельных, разрозненных лиц, порознь живущих на данной территории и не связанных нитями общности интересов, целей, деяний, трудовой активности, традиций, экономики, культуры и т.п.
Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов. В человеческое общество никто не зачисляется по заявлению: естественный факт рождения с неизбежностью включает человека в общественную жизнь.
Общество — это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя социально-групповые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества — наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.
Специфика социальных законов:
1) они возникли вместе с возникновением общества и потому не вечны.
2) законы природы происходят, а законы развития общества делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей.
3) носят более сложный характер
4) так же, как и в природе в обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним.
На каждом этапе развития действуют и общие законы, характеризующие устойчивое в
истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом
времени или пространстве.
- Основные сферы общественного бытия и главные сферы жизни общества.
Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных эпохой, территорией, культурой, это объективная реальность. Общество обладает внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития и т.д. Главными сферами жизни общества являются: экономическая, социальная, политическая, духовная.
Две стороны общественного бытия: субъективная (основана на сознании, воле), объективная (не зависит от сознания).
Экономическая сфера. Ее составляющие: производство, распределение, обмен, потребление материальных благ. По способу производства материальных благ общество распадается на: производственные силы, производственные отношения. Экономическая сфера создает материальную базу для существования, способствует решению проблем, непосредственно влияет на социальную структуру, регулирует политический процесс.
Социальная сфера – система внутреннего устройства общества (социальные группы, общности). Два подхода по отношению к социальной сфере: классовый (общество делится на большие группы) и стратификационный (общество состоит из разнообразия социальных групп – страт) – распространен в Западной философии. Элементами социальной структуры являются: классы, страты, демографические группы, мужчины, женщины, дети, старики, национальные общности. Необходимый компонент социальной сферы – социальная мобильность, основа самореализации каждого человека. Гражданское общество – высший уровень объединения социальных групп, его члены осознают общие цели и задачи.
Политическая сфера. Главный элемент – система органов, осуществляющих гос. власть. Функции государства: представительская (различные партии представляют интересы граждан), регулятивная (государство управляет общественными процессами), охранительная, внешнеполитическая, интеграционная. Элементы политической жизни: политические партии, общественные организации.
Основной вопрос – вопрос о власти.
Духовная сфера. Основной элемент – духовная деятельность, т.е. деятельность сознания. Существуют духовные ценности, духовные потребности, духовные отношения и индивидуальное сознание.
Элементами общественного сознания являются обыденное сознание и теоретическое, общественная идеология и общественная психология. Формы общественного сознания: политическое, правовое, моральное, научное, религиозное.
- Формационная и цивилизационная концепции развития общества. Современные дискуссии в этой области.
Формация - это исторически конкретный тип общества и этап всемирной истории, представляющий собой социальную систему, детерминированную способом производства. Формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
Первым этапом взаимодействия становящегося человека и природы было присвоение готовых продуктов, когда орудия служат вспомогательными средствами для обеспечения жизнедеятельности. Эта присваивающая или "подбирающая" экономика заняла, видимо, не одно тысячелетие и сменилась производящей экономикой, прежде всего, в формах земледелия и скотоводства. В этот период происходит первое крупное разделение труда - отделение земледелия от скотоводства. Далее последовали еще два разделения труда - отделение ремесла от земледелия и выделение торговли в самостоятельную сферу.
Под собственностью понимается способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов. Собственность имеет вещное воплощение, но суть ее в общественных отношениях
При общинном типе устройства и таком же отношении к собственности вполне оправдано стремление к максимальной замкнутости этого мира, к постоянной переделке природы и человека и их "покорению". Следствием такого отношения к собственности является разделение общества на два антагонистических класса, борьба между которыми и является движущей силой исторических процессов. Отсюда выводится концепция уничтожения частной собственности, которая порабощает и закабаляет человека, допускает эксплуатацию в массовых масштабах.
В узком смысле слова эксплуатацию можно определить как форму социального паразитизма, когда человек (или группа людей) живет за счет другого (других).
Развитие рыночного хозяйства позволило расширить производство, создать новые общественные отношения. Ф. Энгельс в свое время отметил, что без античного рабства как классической формы эксплуатации не было бы современной Европы и социализма. Рыночная экономика, развиваясь в течение ряда столетий, проходя различные фазы, приобрела в конечном итоге форму классического капитализма с высоким уровнем эксплуатации человека человеком.
Развитие истории, равно как и обществоведческой мысли в XX в. выявило определенную ограниченность формационного подхода. Во-первых, достаточно очевидно, что во всемирной истории можно выделить по крайней мере 3 основные формации: примитивные общества с добывающей экономикой, традиционные аграрные и индустриальные общества. С другой стороны, не менее очевидно, что традиционная схема (первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм) неприложима ко многим обществам. Во-вторых, во второй половине XX в. набирал силу процесс глобализации экономики, что получило название "мир-экономика", главным товаром современного типа производства стала информация и все, что с ней связано. Это меняет представление о линейном типе прогресса, это характерно для формационного подхода к истории человечества.
В философской мысли, пытающейся охватить всю сложность исторического процесса, получил развитие иной подход, названный цивилизационным. В философской мысли XIX-XX вв. наибольшим признанием пользуется концепция так называемых "локальных цивилизаций", созданная усилиями Шпенглера. Все народы в этой концепции делятся на первобытные и цивилизованные, а последние - на определенные культурно-исторические типы (от 8 до 21). Особый интерес здесь представляет феномен "Вызов - и - Ответ", когда спокойное развитие сменяется критической ситуацией. Она в свою очередь побуждает цивилизацию к росту, вплоть до "надлома" и "смутных времен".
Другой идеей цивилизационного подхода было то, что не существует единого процесса развития человеческой истории, жесткой взаимосвязи между цивилизациями нет.
- Структура общественного сознания: общественная идеология и психология.
Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных эпохой, территорией, культурой, это объективная реальность. Общество обладает внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития и т.д.
Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво. Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.
Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т. д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий «сознание» и «общественное».
Общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы.
Общественное сознание — возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия. Сложную структуру имеет общественное сознание, где соответственно различают сферы общественной идеологии и социальной психологии. Различают также формы общественного сознания (политическое, правовое, философское, научное, религиозное, моральное, художественное), уровни (теоретическое и обыденное).
Общественная психология - частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором
представлены научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла.
Идеология - частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии дается систематизированная оценка соц. действительности. Часто проявляется факт "отставания" идеологии от общественной психологии, особенно при тоталитарных режимах. Общественная психология и идеология могут одни и те же явления действительности отражать по-разному. Факт противостояния идеологии и общественной психологии приводит не только к ее отставанию от обыденного сознания, но и к дестабилизации самой общественной психологии.
Для стабилизации отношений большую роль играет изучение общественного мнения. Но для того чтобы его можно было изучать необходимы соответствующие условия, в первую очередь гласность, демократия и др.
Проблемы общественной психологии и идеологии. Психология и идеология имеют разные институты, психология - лечебные и научно исследовательские учреждения, идеология в основном политика и гос. аппарат. Главная задача - выявление законов поведения: у идеологии задача подчинить (пропаганда), у психологии объяснить (раскрыть). Направления психологии: психотерапевтическое, педагогическая деятельность, напр. идеологии: социология, наука управления.