Синергетика и философия: проблемы взаимоотношения.
Проблема самоорганизации материальных систем в XX веке становится одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный подходы. Терминология, выработанная в этих областях исследования, приобрела общенаучный характер в описании и объяснении процессов самоорганизации. Но обе эти области исследования имеют дело в основном с материальными системами уже достаточно высокого уровня организованности: биологические системы, социальные, технические и т.д. Процессы самоорганизации в неживой природе остаются вне интересов этих подходов.
Решение этой задачи берет на себя научная дисциплина, именуемая синергетикой. Ее основоположниками считаются Г. Хакен и И. Пригожин. Закономерности явлений самоорганизации, открываемые синергетикой, не ограничиваются областью неживой природы: они распространяются на все материальные системы. Все процессы, протекающие в различных материальных системах, могут быть подразделены на два типа: во-первых, это процессы, протекающие в замкнутых системах, ведущие к установлению равновесного состояния, которое при определенных условиях стремится к максимальной степени неупорядоченности или хаоса, и, во-вторых, это процессы, протекающие в открытых системах, в которых при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации. Основными характеристиками первого типа процессов является равновесность и линейность, главными характеристиками второго типа процессов является неравновесность и нелинейность. Природные процессы принципиально неравновесны и нелинейны; именно такие процессы синергетика рассматривает в качестве предмета своего изучения. Постулирование универсальности неравновесных и нелинейных процессов позволяет ей претендовать на статус общеметодологической дисциплины, сопоставимой с теорией систем и кибернетикой.
По мнению ряда ученых, возникновение синергетики, возможно, знаменует начало новой научной революции, поскольку она не просто вводит новую систему понятий, но меняет стратегию научного познания, способствует выработке принципиально новой научной картины мира и ведет к новой интерпретации многих фундаментальных принципов естествознания. Суть предлагаемых изменений в стратегии научного познания заключается в следующем. Традиционная наука в изучении мира делала акцент на замкнутых системах, обращая особое внимание на устойчивость, порядок, однородность. Синергетический подход акцентирует внимание ученых на открытых системах, неупорядоченности, неустойчивости, неравновесности, нелинейных отношениях.
Нельзя забывать о собственном содержании синергетики как новой натурфилософской концепции. Именно философское содержание, получившее подпитку фактическим материалом, придает особую значимость любым используемым в ней понятиям и определениям. Другое дело, соответствуют ли они той функции которую призваны выполнять, адекватны ли тому содержанию которое пытаются отразить, и тем целям которые преследуются при формулировании этих понятий. То есть соответствуют ли они именно теоретическому идеалу философской научности. На этот вопрос пожалуй можно ответить отрицательно, но это отрицательность иного рода, она скорее техническая, чем содержательная.
Все понятия синергетики – это не философские по форме и по содержанию понятия. То есть, их почти невозможно правильно использовать, так как они являются лишь своего рода эмпирическими обобщениями, несущими на себе отпечаток своей функциональной принадлежности к той области научных интересов их создателей, в которой они впервые были применены в целях обобщения собственного научного материала. Иными словами на данной стадии синергетика не является ни наукой, ни философией. И это основное обстоятельство, которое является главным фактором определяющим ее недостаточность и не соответствие той функции, которую она старается выполнять. Но это проблема не только синергетики, но и в целом всей философии, не достигшей стадии реального самоопределения.