Шарль Луи Монтескье (1689-1755).

Основной работой Монтескье является “О духе законов”.

Монтескье объяснял, что природная среда, климат, географические условия имеют влияние на формирование общественного развития.

Эти его идеи положили начало географическому детерминизму.

Монтескье ставит за­дачу проследить влияние природных условий на общественную жизнь.

1. Характер народов определяется климатическими условия­ми.

Народы севера энергичны, воинственны, храбры, выносливы, свобо­долюбивы.

Народы, населяющие южные страны, напротив, ленивы, робки, изнежены, покорны и порочны.

Климат, считает Монтескье, оказывает огромное влияние на чувства, воображение и ум, а, следовательно, на нравы, быт, религию и законы народов. Так, есть прямая зависимость индусского учения о нирване от жаркого климата Индии, расслабляюще­го умственные способности и вызывающие желание покоя

2.Монтескье говорит о связи характера почвы с политическим устройством народа.

Управление одного лица (деспотизм, монархия) чаще бывает в землях плодородных, а управление многих (республика, конституционная монархия) – в зем­лях бесплодных.

3.Государственное устройство зависит от размера территории, занима­емой народом. “Небольшие государства по своей природе должны быть республиками, государства средней величины – подчиняться монарху, а обширные империи – состоять под властью деспота”.

4.Имеет место взаимообратная связь. Условия определяют общественное развитие.

Таким образом, чтобы не было противоречий в обществе, законы общества должны находиться в соответствии со свойствами географической среды, условиями жизни народа и характером народа, сформированным под влиянием климатических условий. Законодатель (правитель) должен учитывать изменение географических факторов и характера народа.

Законы должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату, (холодному или умеренному), качествам почвы, ее географическому положению и размерам, образу жизни ее народов (земледель­цев, охотников или пастухов).

При законотворчестве должны учитываться также степени свободы, допускаемой устрой­ством государства, религии населения, его склонностям, богатству, численности, торговле, нравам и обычаям; обстоятельства возникновения, цели законодателя, порядок вещей которым законы утверждаются.

Недостатки географического детерминизма. Пример Японии и США. Обе капиталистические развитые державы.

Л.Н. Гумилев (1908-1992). Разработал теорию этногенеза.

Этногенез – эмпирическое обобщение историко-географических факторов. Основные понятия? Этнос, пассионарность и мутагенез.

Основная работа – “Этногенез и биосфера Земли”.

Этнос – это коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства подсознательного ощущения близости на основе простого противопоставления: “Мы – они”.

После Дарвина считалось, что отдельные расы и этносы образуются вследствие борьбы за существование.

Сегодня эта теория вряд ли кого устраивает, так как множество факторов говорит в пользу иной концепции – теории мутагенеза. В соответствие с ней каждый новый вид возникает как следствие мутации – внезапного изменения генофонда живых существ, выступающего под действием внешних условий в определенном месте и в определенное время. В этом географический детерминизм Гумилева.

Пассионарность – это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Такие люди называются пассионариями.

Пассионарии стремятся изменить окружающую действительность (военные походы, сопротивление захватчикам). Изменить действительность в соответствии со своим стереотипом поведения.

Изменение действительности требует энергии. Энергия берется из биосферы.

Пассионарность – это биохимическая энергия живого вещества биосферы. Академик В.И. Вернадский.

Пассионарность – генетический признак. Пассионарность не отменяет внутривидового процесса эволюции: жизнеспособные признаки закрепляются в процессе эволюции в потомстве на достаточно долгое время.

Начало этногенеза связано с механизмом мутации, в результате которой возникает этнический пассионарный “толчок”, ведущий затем к образованию новых этносов.

Этносы появляются в результате первоначального пассионарного толчка.

Диалектический материализм – материалистическое понимание истории.

Формационный подходбыл предложен основоположниками марксизма – К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895), развит В.И. Лениным.

Ключевое понятие, используемое при формационном подхо­де – общественно-экономическая формация.

Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

Основу истории составляет материальное производство.

Материальное производство первично, а общественное сознание, как и индивидуальное вторично.

Объективные или субъективные причины общественных явлений коренятся в сфере материального производства.

Это принцип социального детерминизма.

1. Без материального производства общество существовать не может. Материальное производство создает необходимые условия материального обеспечения функционирования социальной и духовной сфер жизни общества.

Материальное производство непосредственно обуславливает развитие социальной структуры общества. Это базис, а все социальные институты – надстройка.

2. Что составляет основу материального производства? Основу материального производства составляют средства производства.

Разделение людей на классы и социальные группы. Это разделение общества обусловлено общественным разделением труда. А также экономическими отношениями собственности на средства производства. Собственность на средства производства оказывает влияние на распределение материальных благ. Преобразование отношений собственности на средства производства неизбежно влекут за собой смену отношений в социальной и духовной жизни общества.

По мнению материалистов, существует закономерная связь между развитием материального производства и социальной структурой общества.

Основу составляет взаимосвязь производства и потребления. Производство средств, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей, → порождение новых потребностей → новые общественные отношения (иные потребности) → производство средств, необходимых для удовлетворения потребностей.

Закон соответствия производственных отношений людей характеру и уровню развития их производительных сил. Производственные отношения отстают от развития производительных сил, становятся консервативной стороной производства. Преодоление кризиса возможно путем замены устаревших производственных отношений на новые (социальная революция – переход к новой общественно-экономической формации).

Производственные отношения – это отношения собственности на средства производства, формы организации труда, распределение и обмена созданного продукта, новые стимулы к труду, заинтересованность в его результатах.

Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация яв­ляется более высоким типом организации общества.

Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.

Недостатки – неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, ото­рванность от специфики общества, линейность, неполное под­тверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабо­владельческой, капиталистической формации, нарушение ли­нейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).

Позитивистский подходв несколько измененном виде полу­чил в настоящее время широкое распространение.

Позитивисты (Огюст Конт) выделяли три стадии развития общества:

На базе данной классификации получила широкое распро­странение среди современных западных философов точка зре­ния о том, что человечество в своем историческом развитии про­шло стадии:

• традиционного,

• доиндустриального (аграрного);

• индустриального;

• постиндустриального общества, информационного, техногенного.

Классификация идет по основному используемому ресурсу: земля, энергия, информация.

Подзаголовок. Идеалистическое понимание истории.

Наши рекомендации