Конецформыначалоформы Проблема человека в философских учениях софистов и Сократа.

Во второй половине 5 в. до н.э. в Греции появились софисты. "Софистэс" (др.гр.) - мудрость. Их цель - обучить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и спрорах. Они мало занимались вопросами мироздания. Учили побеждать противника в спорах. В фил. софисты привлекали внимание к проблеме чел. , об-ва, знания. Софисты учили, что объективный мир непознаваем, т.е. были первыми агностиками. Однако агностицизм софистов ограничен их релятивизмом (все в мире относительно). Софистов принято делить на старших (Протогор, Горгий, Продик) и младших (Алкидам, Трасимах, Критий, Калликл). Протагор(родился в 80-тых годах 5 в.до н э). Материалист: В основе мира - материя. Она изменчива на столько, что на месте утрат возникают новые эл-ты. Все меняется ничего нет постоянного. Горгий (5 в до н э) Сторонник релятивизма "О природе", "О несуществующем". 1)Ничего не существует, 2)а если и существует, то непостижимо, 3)а если постижимо, то не высказываемо и необъяснимо. Т.е. нельзя показать что (не)существует бытие. Если сущее вечно, оно не имеет никакого начала, а следовательно, беспредельно, а если оно беспредельно, то его нигде нет, а если его нигде нет, то его вообще нет. Младшие софисты стояли на стороне рабовл. демократии. Большинство материалисты и атеисты. Сторонники естественного возникновения общества (люди равны по природе - несогласие с принципами раб. об-ва). релятивизм: добро и зло понятия относительные. Способств. формированию языкознания (Протагор разделил речь на 4 вида : просьбу, вопрос, ответ, предписание - корни речи). Говорили о том , что каждая власть устанав. законы полезные ей самой.(Ликофрон, Алкидамант)
Сократ был из Афин (470-399). Отец ремесленник, мать - повив. бабка Не стрем. к активной общ. жизни. Не считал себя "мудрым", а только философом - любящем мудрость. Центр фил. С. - чел., отношение к общине, об-ву, з-нам, идеалист. Добродетели человек приобрет. путем позн. и самопозн. против выбора гос. чиновников по жребию ( а надо по способн. и по знаниям) . Ценил земледелие, а счит., что ремесло и торговля разр. порядок общины и губят души. Все время посвящал фил. беседам и спорам. Имел много учеников. За обучение денег не брал. Обвинен в безбожии. В другой речи заявил, что уже стар и не боится смерти, т.к. она дает ему возможность встретиться с Гомером и др. Большинством голосов приговорен к казни. Отказался от возможности бежать. Принял растительный яд. С. любил задумчивую созерцательность. Нередко он настолько уходил в себя, что становился неподвижным и отключался от внешнего мира. В центре внимания – человек. "Познай самого себя". Для чего? Чтобы постоянно самосовершенствоваться. Поднимал вопросы совести, добродетели, нравственностиГл. в речах С. были вопросы этики - вопр. о том как следует жить. конецформыначалоформыСчитал, что знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и потому не так долговечно, как продукт собственного мышления.Этот способ Сократ называл "майевтикой" - "повивальным искусством" . "Сократический" метод - это последовательно и систематически задаваемые вопросы, их цель- приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества и последующему формированию непротиворечивого ответа, следуя путем, указываемым вопросами Сократа. В центре сократовской беседы - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества.

конецформыначалоформыВ дискуссиях Сократ обращал внимание на познание сути добродетели.Сократ отождествляет мораль со знанием. Нравственность -- знание того, что есть благо, полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают. Для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как "всеобщее", служащее основной всех частных добродетелей.

О гос-ве Сократ говорил,что воля народа и его законы священны.Выполнять законы власти-поступать несправедливо.Сократ ставит в пример древнее Персидское гос-во " самые образовынные ,самые набожные" народы.Он также,как и Перс.царь считает ,что

конецформыначалоформыЗемля (земледелие)и военное искусство - исконная принадлежность "благородных господ.Сельс/хоз- мать и кормилица всех искусств,лучшая наука для красоты и силы тела.конецформыначалоформыПри этом сельское хозяйство противополагается городским занятиям, ремеслам как вредящим делу и разрушающим душу.конецформыначалоформыСократ говорит о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности-конецформыначалоформыгражданин должен верить в Бога,и,даже, приносить им жертвы, быть смирным, богобоязненным, послушным орудием в руках "благородных господ".

Государственные формы: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия. Монархия, с т.з.Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании. Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам.

конецформыначалоформыСократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного знания и безбожия

Наши рекомендации