Рационализм – учение о рациональной ступени познания (Р. Декарт).

Рациональное познание в основном сводится к понятийному абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношения вещей. Основные формы рационального познания: понятия, умозаключения, гипотезы, теории.

1. понятие – мысленное образование, вкот обобщаются предметы некоторого класса по определению совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.

2. суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается.

3. умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.

4. гипотеза – выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом теория трансформируется в теорию.

5. теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

Рационализм (представители – Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали:

• Только разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию, отделять в ней существенное от несущественного, закономерное от случайного. Только мышление может преодолевать ограниченность чувственного опыта и устанавливать знание всеобщее и необходимое.

• Восприятия одного и того же предмета в разное время и разными лицами не совпадают.

• Чувства нас нередко обманывают.

• Хотя разум и имеет своим источником ощущения и восприятия, он способен выходить за их пределы и получать знания о таких объектах, кот недоступны нашим органам чувств.

• Разум обладает креативной способностью, т.е. возможностью идеально конструировать разные предметы, которые составляю основу человеческой деятельности.

• Критерием истинности знания вполне может служить его логическая непротиворечивость, т.е. следование правилам логического вывода при условии верного выбора исходных аксиом.

Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума.

С целью научиться правильно применять разум он и разработал свой метод состоящий из четырех правил.

Первое правило - правило очевидности. Никогда не принимать за истинное ничего, что я не признавал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется разуму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению. Очевидность в смысле ясности и отчетливости является не только отправным, но и конечным пунктом познания. Умственное действие, посредством которого достигается очевидность, есть интуитивное действие, интеллектуальная интуиция.

Второе правило - это правило анализа: "Делить каждую из рассматриваемых ... трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить". Расчленяя сложное на простое, "на элементарные части до пределов возможного", анализ светом разума изгоняет двусмысленность, способствует освобождению истинного от плевел лжи.

Третье правило - правило синтеза, заключающееся в том, чтобы "располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу". Синтез восстанавливает исчезнувшую в аналитических расчленениях целостность предмета, делая прозрачными его содержательные связи и зависимости.

Правило четвертое - правило контроля, которое Декарт определяет так: "Делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено". На этом этапе проверяется полнота анализа и корректность синтеза.

15. Коперниканский поворот в гносеологии (учение И. Канта).

Кант осуществляет своего рода «коперниканский переворот» в философии, утверждая в своей работе «Критика чистого разума», что не наши представления сообразуются с познаваемыми вещами, миром, а мир сообразуется с нашими представлениями. Это означает, что человек всегда смотрит на мир сквозь призму своих субъективных состояний и законов мышления. Соответственно главной задачей философии является разработка вопроса о границах познавательных возможностей человека. Приступая к анализу процесса познания, Кант исходил из того, что существует независимый от сознания людей внешний мир, мир «вещей в себе», который является источником наших ощущений. Наряду с ним, по Канту, существует мир явлений, который он называет природой, - это тот мир, который мы видим, воспринимаем, в котором мы живём и действуем. Мир явлений, или природа не обладает самостоятельным, независимым от человеческого сознания существованием, а возникает в результате воздействия «вещи в себе» на органы чувств и представляет собой не что иное, как совокупность человеческих представлений. Мир явлений, создаваемых человеком, согласно учению Канта, совершенно не похож на мир «вещей в себе». Человек же имеет дело лишь с миром явлений. А если это так, то мир «вещей в себе» абсолютно не доступен ему. Человек о нём ничего не знает и не может знать, он не познаваем. Все, что человек знает, по Канту, относится лишь к миру явлений, т.е. к его собственным представлениям.

И. Кант разработал сложную гносеологическую конструкцию, включив в процесс познания три этапа, три ступени. Первым идет этап чувственного познания. Он характеризуется способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи их субъективных форм – пространства и времени. Таким путем образуется предмет чувственности, мир явлений. Вторая ступень – это область рассудка. Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия. Третья ступень – разум, обладающий, по мнению И. Канта, способностью руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. Разум в отличие от рассудка порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта. Они выражают стремление разума к постижению «вещей в себе». Однако разум здесь бессилен. Как только он пытается выйти за границы опыта, вещи «бегут от него».

Семинары:

1.Платон – Пир.

2.Альбер Камю – Миф о Сизифе.

3.Ф.М. Достоевский – Братья Карамазовы – Легенда о великом инквизиторе.

4.М.Шелер – Философское мировоззрение.

5.И.Кант – Основы метафизики нравственности.

6.Аристотель – Метафизика.

7.Фуко - Концепция власти в философии(Надзирать и наказывать).

8.Сартр – Экзистенциализм.

9. С. Жеребкин - Гендерная проблематика в философии.

10. Психология морали на примере произведения Э.Фромма «Человек для себя».
11.Учение Платона о государстве и праве

Платон – Пир

1) Что такое любовь? Мнения.Любовь высшее благо т.к она источник всех благ. Эрот источник всех благ т.к он первый. Федр считал, что нет ничего лучше, чем достойные партнеры. Любовь учит стыдиться постыдного и стремиться к прекрасному- от сюда великие, добрые дела. Павсаний считал, что любовь разная, например прекрасная любовь это любить правильно т.к любить мужчину( он сильнее и ближе). У тех кем движет разум любовь вечна. Любить надо достойных, открыто, за нравственные законы. Аристофан полагал, что любовь однополая. Чувство близости, привязанности. Любовь- жажда целостности и стремления к ней. Сократ и Диотима- любовь это благо. А благо может быть разным. Любовь- стремление к бессмертию( оставлять вместо старого- новое).

Что означает любовь к мудрости.В результате женский субъект исключается у Платона из сферы философского знания, а в качестве субъекта философствования Платоном признается только мужской субъект — “мудрый муж”, идеализированным воплощением которого выступает знаменитый Сократ. Он говорил:» Если бы мудрость имела свойство перетекать, как только мы прикоснемся друг к другу, из того, кто полон ею, к тому, кто пуст, как перетекает вода по шерстяной нитке из полного сосуда в пустой»,» Да и вообще тот, кто мудр, к мудрости не стремится». То есть любовь к мудрости- это постоянное развитие своих способностей, мировоззрения, личности, нравственности и т.д , всегда есть к чему стремиться. Только мужчина может познавать и развиваться. Быть мудрым. Женщина это грязное, бессознательное, ей управляют эмоции. Мужчиной же разум и холодный рассудок. Считалось, что тот кто не занимается философией и не желают стать мудрыми невежды. Ведь мудрость –одно из самых прекрасных на свете благ.

2) Почему Эрот не прекрасный не безобразный.Эрот может быть разный, смотря какая любовь « прекрасная» или «безобразная», в каких людях, как они к ней относятся и как ее делают. Если чувственность не подчинена разуму и в ней доминируют случайные эгоистические влечения, то она по Платону, представляет низкий род чувственности — “пошлый”, женский эрос. Эрот не бог, он не может быть прекрасным, он родился от простой женщины, но его отец Порос( бог), то есть в нем есть и прекрасные воплощения(отец) и безобразные( мать). Он находится по середине между благ( ни богат, ни беден).Платон квалифицирует “высший” тип чувственности как “духовный” или “небесный” мужской эрос.

Альбер Камю – Миф о Сизифе.

Наши рекомендации