Роль философии в жизни общества

Еще один источник возникновения философии – социально-исторический. Но его анализ приводит нас к ответу на другие вопросы: где исторически, когда и почему возникает философия. Поняв социальные причины возникновения философии, мы одновременно получим представление о месте и времени ее появления.

1. Радикальное изменение отношений человека с природой вследствие роста производительных сил. (Переход от бронзы к железу.) И то и другое потребовало адекватных форм миропонимания.

2. Появление товарно-денежных отношений. Они раскрепостили дух предприимчивости и свободы, подняли роль человека; привели к расширению горизонта видения других миров и культур и на этой основе возможности взаимообогащения культур.

3. Возникновение новых общественных сил, для которых старое мироощущение, мифологизированное мировоззрение уже мало что объясняло и упорядочивало в этом мире. Сложная социальная структура общества и потребность в осознании характера отношений между ними породили потребность в новом уровне мировоззрения – философии.

4. Рост научных знаний, что изменило дух эпохи.

Когда и где начали действовать эти причины? Ответ на этот вопрос не следует упрощать, т.к. возникновение философии – это процесс. Попытка осмыслить этот процесс приводит к неолитической революции, к такому событию в истории человечества, которое впервые обнаруживало возможности, приведшие в конечном счете к возникновению философии. Ее сущность составляет революция в средствах труда; переход от присваивающего хозяйства к производящему.

Неолитическая революция завершилась возникновением первых цивилизаций в истории человечества в конце III тысячелетия до н.э., в начале и середине II тысячелетия до н.э.: в Китае, Индии, Египте, Греции. Но здесь пока нет философии, есть предфилософия переходной формы от мифологии к философии. Что значит развитая мифология? Это та ее часть, где активно ставились мировоззренческие проблемы. В рамках предфилософии на протяжении многих веков решалось противоречие между мифологией, основанной на чувственно-образном, нерациональном воображении и начатками научного мышления, между фантазирующим мифотворчеством и научным методом. Это противоречие окончательно было разрешено к середине I тысячелетия до н.э. В Индии, Китае, Греции возникла философия. Это время, примерно, между 700-200 г. до н.э. Немецкий философ К. Ясперс назвал его "осевой эпохой", "осевым временем". "Осевая эпоха" – время рождения и мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию. Идея К. Ясперса об "осевом времени" очень популярна сегодня среди философов, размышляющих о единстве и многообразии мировой истории.

Ясперс подчеркивает факт, что почти одновременно, независимо друг от друга, образовалось несколько духовных центров, внутренне друг другу родственных. Основное, что их сближало и являлось основной характеристикой "осевой эпохи", – это прорыв мифологического миросозерцания, составлявшего духовную основу "доосевых культур". Человек здесь как бы пробудился впервые к ясному, отчетливому мышлению; возникла рефлексия, недоверие к жизненному опыту и знанию – то есть та почва, на которой вырастает философское мышление. Общим для этой эпохи, считает К. Ясперс, является то, что в человеческих пограничных ситуациях встают самые острые вопросы, именно в это время человек осознает хрупкость своего бытия и в то же время создает идеи и образы, с помощью которых может жить дольше. "Завершилась эпоха мифологическая с ее самоуспокоенностью, с само-собой-понятностью. Началась борьба против мифа со стороны рациональности и рационально проясненного опыта; борьба за трансцендентного единого Бога против демонов. Это общее изменение человеческого бытия можно назвать одухотворением... Человек больше не замкнут в себе. Он неведом для самого себя, а потому открыт для новых безграничных возможностей", – писал К. Ясперс в книге "Смысл и назначение истории".

Пробуждение духа и есть, по Ясперсу, начало общей истории человечества, которое до того было разделено на несвязанные между собой культуры. Нам важна эта идея потому, что знаменует собой "общую судьбу", "общую ситуацию", общеисторическое бытие, так ощутимые и требующие философского анализа сегодняшние проблемы.

Заключение. Философия становилась как новая духовная ориентация человека в мире, в которой происходит как осмысление мира в целом, человека в мире, так и "отбрасывание" человека к самому себе. Ибо только тот, кто есть он сам, и способен подтвердить это в одиночестве. Философия изначально решает вечную задачу: обрести разум в самом существовании; вносит беспокойство в ложную успокоенность жизни.

Сегодня специфику философского знания определяют три признака:

Это знание всеобщего. Необходимость таких знаний обусловливается тем, что чистому разуму, науке не подменить жизнь, а придать разуму жизненность может только философия.

Философское знание рефлективно. Философская рефлексия – это самоосмысление, борьба мнений, взаимовлияние, взаимоотражение идей, поиск путей к истине. Это вопрошание. Сегодня необходимо занимать философскую позицию при рассмотрении любой проблемы. Действительность парадоксальна, помочь осмыслить ее – задача философии.

Философия плюралистична, она ничейная земля, по выражению английского философа-логика Б. Рассела. Со времени ее возникновения она существует как множество школ, течений, направлений, как диалоговое мышление. Сегодняшняя действительность может быть "схвачена" только диалоговым мышлением.

Философия изначально выводила сознание человека из обыденности, из повседневного опыта, помогала освобождаться от поверхностного и стереотипного видения действительности.

Сегодня как никогда существует необходимость в жизненном факте философствования. Необходимость – это не полезность. С точки зрения полезности для чего-то философия не необходима. Истинная необходимость – это необходимость для каждого человека быть самим собой и ответить на вопрос, каким должен быть человек, чтобы слыть человеком.

Чтобы понять, что такое настоящее (а нам только кажется, что мы можем ответить на этот вопрос), необходимо самостоятельное мышление, разумное мышление. Путь разумного мышления ведет в глубины, к предельным вопросам бытия, заставляет размышлять, искать смысл и жизненные ориентиры.

ТЕМА 4. МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Понятие мировоззрения

Человеческая история доказывает, что человеку мало знания о конкретном, узком, "микромире". Ему нужен целостный мир как арена самоутверждения, саморазвития. Эта потребность выходит за пределы поиска только "точки опоры" своего существования. И уже в культуре Древнего Востока и Античности была поставлена проблема человека как проблема "человек – судьба – космос".

Исходя из такого подхода к миру и человеку шел процесс становления человеческого сознания, осознания сути целостного мира, отдельных его частей; определялось место и предназначение каждого конкретного знания в общей системе духовной культуры человечества.

С самого своего начала, с самих своих истоков сознание возникает как мировоззрение, самосознание, то есть осознание себя в мире людей, вещей, явлений и процессов.

Каждый мыслящий человек обладает определенным мировоззрением, то есть определенными представлениями о мире, о месте в нем человека, о смысле человеческого бытия и т.д.

Мировоззрение формируется всей системой понятий и представлений, сложившихся в данном обществе и отражающих определенный способ жизни людей. На этой основе складывается определенное воззрение на мир. Мировоззрение, таким образом, это – общественное самосознание человека, в котором действительность отражается сквозь призму его (человека) целей и интересов.

Особенностью мировоззрения является то, что оно возникает из практического отношения к миру и является способом духовно-практического освоения мира, в котором определяющим принципом является ценностный подход к его изучению. В мировоззрении мир удваивается на мир сущего и мир должного, преобразованного соответственно интересам и потребностям человека. Это удвоение есть в любом типе мировоззрения: и в мифологии, где в воображении и при помощи воображения реальный мир преобразуется в мир желаемого, мир мечты; и в религии, где мир тоже удваивается на мир "лежащего" и мир должного; и в коммунистическом мировоззрении, где есть мир существующего и идеал, и т.д.

Как в любом интегральном образовании, в мировоззрении принципиально важна связь его компонентов. В состав мировоззрения входят: 1) общенаучные знания, 2) специальные знания, 3) повседневные или жизненно-практические знания. Науки о природе и обществе дают общие представления о различных сторонах объективного целостного мира. Искусство, мораль, право отражают в своеобразном преломлении всеобщие законы и сущность природной и социальной действительности. Жизненно-практические взгляды о мире и человеке формируются мифологией и религией.

И тем не менее мировоззрение – не механическая сумма обособленных элементов знания. Только теоретически можно выделить из мировоззрения различные элементы, а в реальном процессе они орга­нически соединены и составляют целостное отраженное содержание бытия. Взаимоотношение мировоззрения и различных форм сознания – это взаимоотношение целого и части, общего и единичного. В каждой отдельной форме специфически проявляется общее. И если мировоззрение не существует вне конкретных форм сознания, то и они, в свою очередь, органически связаны с мировоззрением как общим объединяющим началом.

Мировоззрение, его структура и содержание не являются чем-то раз и навсегда данным, статичным, неизменным. На разных этапах исторического развития изменялась роль отдельных компонентов в системе мировоззрения, со временем обновлялось и обогащалось его содержание. В зависимости от того, какие формы сознания, какие взгляды преобладают в той или иной совокупности представлений о мире в целом, в зависимости от способа вхождения тех или иных знаний в структуру мировоззрения и способа их обоснования, а также, в зависимости от субъекта мировоззрения, необходимо видеть разные уровни, формы и типы мировоззрения.

То или иное мировоззрение различается прежде всего тем, что в нем по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный "опыт" людей.

Первый уровень мировоззрения можно определить как эмоционально-психологический, существующий как мироощущение. Он формирует настроение и чувства. Второй, более высокий уровень – мировосприятие – формирует более или менее четкий образ мира. Он выражается наличием у субъекта представлений о себе, о мире и о своем месте в нем. И, наконец, третий, познавательно-интеллекту­альный уровень – миропонимание.

Разум и чувства входят в ткань мировоззрения не обособлено, а во взаимопроникновении друг в друга, особенно, когда они сочетаются с волей. Тогда мировоззрение тяготеет к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений, ведущих к целенаправленному познанию и активному поведению человека. И важнейшим условием этого процесса являются такие атрибуты человеческого сознания, духовности, как вера, надежда и любовь. Феномены эти нужны не только религиозному сознанию. Чтобы действовать, даже на уровне житейской практики, человеку необходима вера. Вера – психологическая установка на восприятие и переживание воображаемого как действительного, вероятностно-истин­ного знания как достоверного. Вера не противостоит знанию, как пытаются доказать сторонники религиозного мировоззрения и религиозной философии, особенно средневековой. Это только внешне дело обстоит так, что, якобы, где достаточно знания вере нечего делать. В действительности же, рожденная человеком идея, простая или даже самая "сумасшедшая" для других, требует для себя обоснования, энергии, а может быть и жизни. Но для этого человек должен иметь установку на восприятие этой идеи как достоверно-необходимого знания. Тогда, как показывает история науки, он взойдет за нее и на костер.

Но восприятие и переживание реалий, созданных в сознании, в воображении предполагает надежду. Надежда – мечта, опосредованная верой. Без мечты (и как цели, и как идеала) человек не может жить. Только там, где мечта человека, там и его вера.

И еще один психологический феномен мировоззрения – любовь. Любовь, как мировоззренческую категорию, впервые в истории философии ввел Л. Фейербах в сер. ХIХ в. (в истории религии – Ф. Аквинский в ХIII в.), понимая под любовью положительный аспект всех человеческих чувств: любовь к Родине, родительская любовь, любовь к делу, половая любовь и т.п., то есть какое бы человеческое чувство не было взято, положительный момент его выступает как любовь. В чем особенность этого чувства и значимость для человеческого мировосприятия? Ответ обязательно предполагает рассмотрение объекта этого чувства. Если осмыслить объект, то становится очевидным, что он есть единство материального и идеального: так, "любимая Родина" – это не просто территория и народ. Для чувственного восприятия необходимо это понятие персонифицировать. Или, половая любовь: как ни кощунственно это звучит, она есть единство идеального и материального, но как высокое чувство, в философско-мировоззрен­ческом смысле, оно формируется через платоническую любовь. Если этого момента в восприятии любимого или любимой не было, нет и любви. За спиной любимой должен стоять идеал. И только совпадение реальности (реального человека) и идеала и есть счастье.

Следовательно, чувства тоже удваивают мир. Наряду с множеством человеческих эмоций и чувств, вера, надежда и любовь вы­полняют функцию силы воображаемого как действительного. На этих чувствах и формируется содержание мира должного: нет надежды без любви, нет веры без надежды. Поэтому-то в своей практической жизни человек всеми своими чувствами утверждает себя в этом мире. И формирование позитивного, жизнеутверждающего мировоззрения невозможно без вышеизложенных категорий. В противном случае человек движется к нигилизму, который и есть не что иное, как отсутствие веры, то есть состояния человека, опасного и в духе, и в деле.

Уровни мировоззрения позволяют выделить его основные формы. Первой из них является стихийное мировоззрение. Стихийное мировоззрение формируется у субъекта под воздействием непосредственной сферы жизнедеятельности и действующих в ней явлений и процессов. Отражаясь в сознании человека, они и формируют его мировоззрение на первой ступени в виде мироощущений и мировосприятий. Здесь больше присутствуют индивидуальные потребности, интересы, мотивы, даже если они возникают в процессе научного, художественного, политического или другого творчества. Стихийное мировоззрение в его массовых повседневных проявлениях не отличается глубокой продуманностью, систематичностью и обоснованностью. Здесь не всегда выдерживается логика, порой "не сходятся концы с концами", эмоции могут в критической ситуации захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Наконец, стихийное мировоззрение, как правило, пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности.

Эти черты присущи научному мировоззрению, более объективной форме миропонимания. Научное мировоззрение – это теоретическое миропонимание. Оно отличается от стихийной формы тем, что в нем, во-первых, сознательно поставлены вопросы о сущности мира в его отношении с человеком; во-вторых, ответы даны в систематизированной форме; в-третьих, ядром его является философия.

Философское мировоззрение

Философия возникла из познавательного отношения к миру, и на ранних этапах мало чем отличалась от науки, ибо и для той, и для другой познание было относительно самостоятельной сферой человеческой деятельности.

И философия, и наука нацелены на истинное, отвечающее действительности, познание мира. Они вырабатывают специальные методы познания и обоснования истинности знаний, превращая познание в сознательную целенаправленную деятельность.

Через философию и науку осуществлялся переход от познания непосредственных эмпирических связей и отношений к постижению сущности закономерных связей развития мира.

Поскольку философия ставила перед собой задачу достижения истинного объективного знания, она не отличалась от науки и в этом отношении выступала как ее своеобразная отрасль. В свою очередь, и наука в определенных своих частях первоначально развивалась как отрасль философии. Однако путь философии и ее определяющее влияние на формирование научного мировоззрения были значительно сложнее, противоречивее и в общем длиннее, чем путь науки. Причина этого кроется в особенностях философского познания.

Философия выделилась как особая форма сознания на основе того, что она сделала своим предметом познания мировоззренческую проблематику, а именно, отношение "человек и мир". Эта большая многоплановая проблема имеет множество "лиц", выражений: "субъект – объект", "материальное – духовное" и т.п., и, по сути, выступает как универсальная формула любой философской проблемы. Среди них: разделен ли мир на дух и материю, а если да, то, что такое дух и что есть материя; подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми возможностями; имеет ли вселенная какое-либо единство и цель; развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели; является ли человек тем, чем он кажется биологу и астроному, или же тем, чем он представляется Гамлету; а может быть он является и тем и другим одновременно; существуют ли возвышенные или низменные образы жизни, в чем они состоят и как достичь возвышенного?... Исследовать эти вопросы – дело философии. Решить их – значит помочь человеку и обществу выработать научное мировоззрение.

Этим философия отличается от других форм знания. При этом философия не просто абстрактно-теоретически решает проблемы, возникающие в практике. Как теоретическая деятельность, философия обгоняет стихийное мировоззрение, обыденное сознание и ставит мировоззренческие проблемы на уровень общества.

Философия, будучи теоретической формой освоения мира, воздействуя на мировоззрение субъекта, сама, в свою очередь, определяет не форму, а содержание этого мировоззрения, которое может быть либо материалистическим, либо идеалистическим.

Коренное различие материализма и идеализма в том, как они понимают и решают вопрос: "что есть материальное и что есть идеальное", и как они решают проблему взаимоотношения материального и идеального, а на этой основе – проблему сущности бытия и вытекающие из нее или определяющиеся ею другие философские проблемы. В самом общем плане для материализма бытие есть материальное, независимое от идеального. Идеализм утверждает, что духовное, идеальное основоположно, "первично", а материя, природа, физическое – производно, зависимо, обусловлено.

Идеализм и его формы

Возможности, основы идеализма обусловлены, во-первых, сложным и противоречивым характером самого мира и конкретных его объектов. Человек, в конкретной исторической ситуации часто ограничивается случайной, порой обманчивой видимостью явлений. А будучи не в состоянии объяснить и научно истолковать явления материального или духовного порядка, он может прийти к упрощению сложных явлений. Он может построить произвольные гипотезы и выводы как выход из научных затруднений. Так, например, ньютоновская теория тяготения послужила в свое время основой богословских лекций Бентлея; законы термодинамики используются для доказательства религиозной догмы "о грядущем конце мира"; учение о многомерности пространства – к спиритизму и т.д.

Во-вторых, возможности идеализма заложены в ходе самого процесса познания. Путь познания – сложный и противоречивый процесс движения мысли от единичного к общему, от явления к сущности, от чувственного восприятия вещей и явлений мира к абстрактно-логическим обобщениям; от ощущений, восприятий к понятиям, суждениям, умозаключениям, законам. Сложность, неполнота, неадекватность, а возможно, и ошибочность отражения сути познаваемого объекта могут возникнуть на любой ступени познания как чувственно-эмпирической, так и абстрактно-логической.

Источником заблуждений в познании на чувственно-эмпири­ческой ступени может быть узость, неполнота, недостаточная глубина восприятий или несовершенство (возможно, заданное уже природой), человеческих ощущений. На основе индивидуальных ощущений об окружающем мире рождается одна из форм идеализма – субъективный идеализм.

Логика субъективных идеалистов такова: поскольку ощущения дают нам знание о предметах, постольку ощущения и сами предметы тождественны. Следовательно, предметы также "субъективны" как и ощущения, и между ними нет разницы. "Мир и вещи в нем – комплекс ощущений"; "Существовать – значит быть воспринимаемым" и т.п. – вот те принципы, на которых стоит субъективный идеализм. Ощущение вместо звена, связующего сознание человека с внешним миром, абсолютизируется и превращается в перегородку между ними.

Основой объективного идеализма является абстрактное мышление, а точнее его логические ошибки, возникающие нередко из-за недостоверных понятий и необоснованности исходных посылок в рассуждениях. Каждый предмет имеет бесчисленное множество сторон, особенностей, отношений, связей и в соответствии с этим каждый познаваемый предмет может иметь бесконечное множество определений. Проблема состоит в том, чтобы найти истинное, учитывающее не только взаимосвязь главных сторон, но и условие, место и время, в которых находится предмет.

Но познавательную (гносеологическую) основу идеализма не следует отождествлять с причинами ("корнями") идеализма. Таковых несколько. Первая из них кроется в субъективизме. Проблема субъективного момента в знании – это особая проблема в философии. В аспекте становления философского мировоззрения необходимо иметь в виду следующее. Философия исследует мир и все в нем сквозь призму человеческих отношений к нему. Но результаты этих исследований, как и в науке, должны иметь объективный характер. Казалось бы эти два положения взаимно исключают друг друга. На деле они имеют объективные основы: необходимость получения истины и учет индивидуального бытия человека. И если первая основа не требует доказательств, то вторая требует, по крайней мере, анализа.

Фактически человек живет как бы в двух мирах: в мире повседневной реальности (дел, социальных и бытовых отношений и т.п.) и во "внутреннем мире", мире мечты, воображений, идеалов. Как правило, этот второй мир оттеснен на задний план у подавляющей части людей. Часто он просто атрофирован, а социум поглощает почти без остатка "интимную" личность. И каждый из людей играет ту роль, которая досталась ему в пьесе общественной жизни. И, как правило, только жизненная катастрофа выбивает человека из колеи социального автоматизма, разворачивает его к внутреннему миру и заставляет смотреть и на мир, и на себя с других позиций, с других установок. Вот этот-то внутренний, интимный мир личности и формирует философское, субъективно-идеалистическое мировоззрение, создавая над данной нам социальной, эмпирической действительностью, над миром строгой науки и логики, другую надэмпирическую, субъективную действительность.

Двойственность духовной жизни человека ставит его лицом к лицу с миром и определяет его отношение к миру и его понимание мира. Возникает как бы два среза отношения и понимания мира, и себя в этом мире, то есть того, какое место занимаю "Я".

Такой подход позволяет вполне правомерно считать философское идеалистическое мировоззрение исповедью индивидуального "Я", принявшего форму повествования о мире, о вселенной, обо всем. И, следовательно, свести индивидуальное видение мира к одной универсальной философской системе невозможно. Так же, как, например, невозможно в литературе слить в какое-то одно, высшее поэтическое прозрение великих поэтов и прийти к однозначному определению "любви", как высшего объекта эстетического познания. Этот парадокс философского знания и обеспечивает право на жизнь различных философских систем. И в этом отношении их можно сравнить с теми многочисленными неэвклидовыми геометриями, которые создала наука ХIХ в. Вопрос о том, какова из них истиннее, теряет смысл, ибо все они правильны относительно своих посылок. Выбор же той или другой из них на практике определяется соображениями целесообразности.

Но при всей неизбежности и значимости субъективного момента в процессе познания, он не может и не должен быть преувеличен и в процессе исследования сущности мира, и при доказательстве его бытия. Субъективизм – это вольное или невольное подчинение мысли личным интересам, переживаниям. Пользуясь личным видением, субъективизм может возмещать неизвестные факты вымышленными, устанавливать произвольные связи между ними, приходить порой к внешне достоверным выводам. Корни субъективного идеализма как раз и лежат в преувеличении, абсолютизации, а возможно, и в отрыве сознания человека от внешнего мира. Субъективизм, утверждая субъективно-идеалистическое миропонимание, может принять самую ортодоксальную форму, какой является солипсизм (солюс – единственный, ипсе – сам).

Объективный идеализм идет дальше, отделяя сознание не только от внешнего мира, который оно мыслит, но и от человека, и от человечества. Якобы преодолевая субъективный идеализм, особенно солипсизм, объективный идеализм развивает "Я" до абсолюта. В нем ставится на место человеческого разума безличный разум, или мировой дух, или абсолютная идея, или мистифицированное сверхъестественное сознание, или мировая воля, или космический разум и т.п.

Вторая причина появления идеализма заложена в процессах становления и функционирования духовной культуры общества. Мир духовной культуры коллективно созидается людьми. Внутри себя он организован и расчленен. Это мир исторически складывающихся и социально зафиксированных всеобщих понятий людей о реально существующих вещах. Иногда он согласуется с реальностью, а иногда нет. Духовный мир, каким он представлен в исторически сложившемся и изменяющемся общественном ("коллектив­ном") сознании людей, существует в определенных абстрактных формах логического познания, и прежде всего в понятиях. Например, в математике – "1"; в этике – "добро"; в эстетике – "красота"; в религии – "бог", "божья любовь" и т.д. И, если с точки зрения материализма эти понятия есть ни что иное как "материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней" (Маркс), то в идеализме они имеют другой смысл и предназначение. Гегель пишет: "Все предметы по своему существованию, по своему "налич­ному бытию" вещественны, материальны, но по сущности своей, по происхождению идеальны, ибо в них воплощено коллективное мышление людей, "всеобщий" дух человечества". Философы идеалисты ХХ в. обозначили это как "социально-организованный" опыт, с его устойчивыми, исторически откристаллизовавшимися стандартами, стереотипами, "алгоритмами". Общим для всех этих мыслителей является представление, что этот мир "социально-орга­низованного опыта" и есть для субъекта тот единственный предметный мир, который этим субъектом познается. А вот мир, существующий до, вне и независимо от сознания вообще, сам по себе, этой концепцией принимается в расчет лишь постольку, поскольку он уже нашел свое выражение во всеобщих "формах сознания и воли".

Этим поворотом мысли, характеризующим идеализм вообще и объективный идеализм в частности, какие бы варианты его не рассматривались, реальный мир материи устраняется вообще. Под названием "реальный мир" начинает фигурировать уже освоенный мир, каким его знают люди, каким он представлен в наличных формах их духовной культуры. Он-то и объявляется тем единственным миром, который достоен быть и познаваться.

Третья причина идеализма имеет социальную природу. Под социальными причинами идеализма понимается как общая объективная социально-экономическая основа данного общества, так и специфические социальные корни, которые выделяются из-за особого значения для формирования различных философских взглядов у различных социальных групп одного и того же общества.

При всей сложности определения социальных причин идеалистического миропонимания крайне важно в этом процессе не сместить акцент на идеологический аспект противоположности между идеализмом и материализмом, что сплошь и рядом приводит к утверждениям, противоречащим фактам о том, что философы идеа­листы являются идеологами реакционных классов. При этом явно упускается из виду, что прогрессивность или реакционность того или иного учения определяется не просто его теоретическим содержанием, а местом и ролью этого учения в общественном развитии. История дает немало примеров, когда прогрессивные идеи принимали форму идеализма. Примером тому является философия французского Просвещения ХVIII в. или идеалистическое направление классической немецкой философии, которую считают идеологией буржуазно-демократической революции в Германии. Эти примеры могут быть продолжены философскими идеалистическими системами России ХIХ в. и современными европейскими философскими течениями.

Учет социальных корней заставляет посмотреть на идеалистическое мировоззрение шире, чем на простое желание определенных мыслителей подчеркнуть факт относительной самостоятельности человеческого сознания от бытия, которое оно мыслит; глубже, чем на желание возвеличить творческий характер человеческого сознания, что само по себе уже положительно; и тем более увидеть в идеализме только классовый заказ, особенно это касается решения идеализмом проблем социального бытия.

История философии, становление и распространение того или иного типа философского мировоззрения показывает, что идеалистическое мировоззрение, как правило, рождается и востребуется в критические кризисные эпохи. В этих условиях великие мыслители типа Платона, Ф. Аквинского, Г. Гегеля, К. Маркса, В. Соловьева и др. обращаются к низменности и абсолютности социальных, в том числе философско-этических ценностей, имеющих общечеловеческий характер, таких как Благо, Красота, Справедливость, Истина, Закон. Их, по мнению этих мыслителей, и необходимо положить в основание жизни человека, общества, бытия вообще. С другой стороны, их не только непозволительно, но и чрезвычайно опасно растворять в субъективных мнениях и желаниях, ибо они в таком случае чреваты превращением в свою противоположность.

Отсюда, философы идеалисты считают, что оценивать, критиковать, преобразовывать действительность, и особенно социальную жизнь, такую изменчивую, противоречиво-конфликтную можно лишь на основании вечных образов, истин, идей, превращенных в идеалы.

Таким образом, логика социально-философского идеализма рождается представлениями о высочайшей и непреходящей ценности и объединяющей силе социального идеала. Это есть логика двойного движения: от несовершенной, "дурной", по выражению Платона, действительности к идеалу и от идеала к необходимости преобразования действительности и воспитания людей на основе идеалов, Добра, Красоты, Справедливости, Истины.

Материализм и его формы

При всей неизбежности плюрализма мнений в решении основных философских проблем, установка человека такова, что он хотел бы видеть во мнении достаточную достоверность.

История познавательной деятельности убеждает в том, что наибольшую степень научности философского мировоззрения обе­спечивает философский материализм. Это такое мировоззрение, которое признает объективное существование мира, единство мира в его материальности, его несотворимость и неуничтожимость. Идеальное здесь рассматривается как отраженное материальное. Способность человека отражать мир позволяет ему познавать сущность бытия и закономерности его развития.

Материализм имеет довольно сложную историю становления и развития, обусловленную связью его и с практикой, и с различными формами общественного сознания, и взаимоотношениями с идеализмом.

На разных этапах истории материализм существовал в различных формах, отличался более или менее полным, научным содержанием, активно или пассивно был включен в социальную практику.

Соответственно трем восходящим ступеням развития познания выделяются основные виды (формы) материализма: 1) наивный (стихийный) материализм древних; 2) метафизический (или механистический) материализм ХVII-ХVIII вв.; 3) диалектический материализм. Различаются они не только уровнем, но больше глубиной решения основных философских проблем. Первые две формы материализма характеризуются: непоследовательностью, что выражается в материалистическом понимании природы, но в идеалистическом понимании общества; вульгаризацией концепции происхождения и сущности сознания; больше идеалистическим, чем материалистическим подходом к решению вопросов познания; зарождением диалектических идей при преобладании метафизики, стихийностью и созерцательностью и т.п.

Эти черты по-разному проявились в разные исторические эпохи и сказались на содержании основных линий развития материализма. Среди них – материализм Древнего Востока и Античности. Здесь главным в развитии наивного материализма был процесс восхождения от весьма наглядных представлений о мире, природе, бытии к обобщенным и абстрактным представлениям о свойствах и строении материи. Вершиной этих представлений была атомистическая концепция.

Материализм Средневековья. В условиях господства религиозной идеологии в Западной Европе материализм был вытеснен идеализмом, но сохранен в странах арабского Востока, в Средней Азии и Закавказье.

В эпоху Возрождения и начале Нового времени (ХV-ХVI вв.) в центре внимания философии были вопросы материалистической теории познания, что было обусловлено и социальной практикой, и уровнем развития естествознания.

В ХIХ-ХХ вв. материализм обогащается диалектикой, осуществляется процесс слияния материалистической системы взглядов на мир с диалектическим методом. Это позволило говорить о философии как о науке, о философском мировоззрении как основе научного мировоззрения.

Материализм на всем протяжении своего существования доказывал несотворимость и неуничтожимость материи, предвосхищая естественно-научные открытия Нового времени. Принцип неуничтожимости материи и движения как способа существования материи также был сформулирован материализмом задолго до того, как естествознание приступило к его экспериментальному исследованию. В Новое время материализм предвосхитил закон превращения энергии, принцип самодвижения материи и т.д.

В противовес идеалистической мистике жизни материализм обосновал тезис о единстве живой и неживой природы; высказал гипотезу об эволюции живого; материалистическое понимание мышления проложило дорогу его конкретному физиологическому исследованию.

В теории познания материализм, исходя из принципа признания объективной реальности чувственно-воспринимаемого мира, разработал теорию отражения – учение об объективном содержании и субъективной форме ощущений, восприятий, понятий.

Воззрения материализма на общество имеют так же много позитивного, в том числе в постановке и решении проблемы человека: критика теологического принижения земной жизни; обоснование тезиса о естественности, природной обусловленности чувственной жизни человека; теория разумного эгоизма и т.п. – все это сыграло немалую роль в прогрессивном развитии общества.

При всей значимости и влиянии на становл

Наши рекомендации