Основные методы философии: диалектика и метафизика, их историческая эволюция.

Диалектика-означает искусство вести беседу,рассуждать. В современном понимании диалектика-это теория и метод познания действительности,учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы.

Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме была выражена в философии др.Греции,в рассуждениях Гераклита. Согласно Гераклиту,все течет и изменяется,все существует и в тоже время не существует. Ряд диалектических проблем поставил Зенон.Аристотель даже называл Зенона «изобритателем диалектики». Элементы диалектического мышления можно найти в философии учениях многих представителей античного материализм и идеализма. В утверждении диалектического взгляда на мир большую роль сыграла Идеалистическая диалектика немец.классической философии ( Кант,Шеллинг,Гегель). Высшей ступени развития диалектика достигла в философии Гегеля. Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики,спора,беседы,но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него-метод познания действительности.

Высшей исторической формой диалектики явилась максисткая модель-материалистическая модельсовременности. Для марксисткой диалектики хактерным является объективность рассмотрения явлений,стремление постичь вещь саму по себе,как она есть,в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам.Объективная диалектика- это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека,ни от сознания человечества.

Субъективная деалектика- это движение и развитие мыслей,понятий,которые отражают в сознании объективную диалектику.Принцип всеобщей связи.Окр. Мир состоит из взаимосвязанных предметов,явлений,процессов. Так элементарные частицы образуют атомы,взамосвязь атомов=>молекулы=>макротела=>галактик=>метагалактик.

Диалектика изучает наиболее общие,существенные связи,которые имеют место во всех областях материального и духовного мира.

Метафи́зика — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 книг Аристотеля с рассуждениями о первых причинах, оставшихся после него в необработанном виде.Можно различать:-Античную метафизику;-Классическую метафизику;-Современную метафизику.

Метафизические вопросы:Что есть причина причин? Каковы истоки истоков? Каковы начала начал?

Что есть «непосредственное», «наличное»? Где — буквально или понятийно-топологически — эти начала располагаются? Отчего они не усматриваются «просто», что мешает и мешает ли им что-то быть видимым.

Аристотель во всей своей «Метафизике» ни разу не употребляет слово «метафизика», (если не считать названия книги, не им самим данного), а в самом тексте непосредственно обсуждает, описывает и анализирует проблемы «начал». Фома Аквинский и другие средневековые европейские философы обращаются с метафизикой, как с чем-то законченным, созревшим, имеющим фиксированное, раз и навсегда заданное значение, и нуждающимся только в должном разъяснении, аргументации и последовательном применении.Декарт применяет принцип эпохе в отношении всех фундаментальных (и поэтому — метафизических) утверждений, исключая из рассмотрения любые основания, которые могут быть подвергнуты сомнению. Декарт приходит, таким образом, к единственному бесспорному утверждению — «я сомневаюсь, значит мыслю, следовательно существую» С конца XVIII века, с эпохи просвещения, метафизика начинает систематически рассматриваться не только как осмысленная совокупность высказываний о мире, бытии и сущем, которые могут быть истинны или ложны (как было у Аристотеля), но как особый способ понимания вообще — способ, который ориентируется в том числе на уже существующие высказывания и понимания.

Иммануил Кант критикует утверждения об «опытном» происхождении знания. Кант различал априорное, доопытное и апостериорное, послеопытное знание. Априорными формами восприятия он называл пространство и время, априорными объявлял также категории рассудка и схематизм их функционирования.

Гегель в XIX веке вынужден специально обсуждать само понятие «начало».Во второй половине XIX века Фридрих Ницше посвятил всю свою жизнь и философскую работу борьбе с метафизикой (Философия жизни). Вся «старая» метафизика укрывает от мысли фундаментальное потрясение, исчезновение начал, ликвидацию основ, господство чистого становления, торжество Ничто («Бог умер»).Драматический и знаменательный смысл борьбы Ницше можно обозначить как творческое, трагическое придание ценности миру на фоне признания всепроникающего и неустранимого нигилизма. Само историческое возникновение критической философской позиции в античности (Сократ) расценивалось Фридрихом Ницше как метафизическое падение.



Наши рекомендации