Тема 7. Философия Просвещения.

Тест № 7.

1. Какая идея объединяет всех философов Просвещения:

а) перестройка жизни на разумных началах, путем распространения знания и воспитания;

б) материалистического мировоззрения;

в) необходимости юридического равенства всех граждан;

г) идея собственности как естественного свойства человека.

2. В какой стране было наиболее выражено Просвещение:

а) Англия;

б) Франция;

в) Германия;

г) Россия.

3. В чем усматривал Руссо источник социального неравенства и отчуждения людей:

а) в правлении непросвещенными людьми;

б) частной собственности;

в) физическом неравенстве;

г) отсутствии свободы.

4. Вольтер трактует человека как:

а) социальное животное;

б) разумное существо;

в) природное существо;

г) ощущающее существо.

5. В этической теории Гельвеций определяет добродетель через:

а) общий интерес;

б) частный интерес;

в) потребности;

г) разум.

6. Гольбах и Гельвеций пришли к выводу, что интересы людей зависят от:

а) потребностей;

б) их ментальности;

в) обстоятельств;

г) формы их деятельности.

7. Преодолеть социальное неравенство людей можно путем:

а) отказа от государства и возврата человека к «естественному состоянию»;

б) отмены частной собственности;

в) уравнивания собственности людей;

г) просвещением людей.

Тема 8. Немецкая классическая философия.

Тест № 8.

1. Согласно И. Канту субъект:

а) является источником знания;

б) определяет форму знания.

2. Объективность знания по И. Канту означает:

а) всеобщность и необходимый характер знания;

б) независимость знания от субъекта.

3. Человек, по И. Канту, принадлежит:

а) к миру свободы;

б) к миру природы и к миру свободы.

4. Свобода человека, согласно И. Канту, основывается:

а) на следовании познанной необходимости;

б) на возможности выбора действий;

в) на следовании нравственному долгу.

б) конечные цели стремлений человека;

в) сверхчувственные сущности.

5. Кантовские идеи о безусловном – это:

а) обобщения опыта;

б) конечные цели стремлений человека;

в) сверхчувственные сущности.

6. Идеи, по Гегелю, являются:

а) сущностью вещей и понятий;

б) результатом субъективной деятельности;

в) сущностью вещей.

7. Высший этап развития сознания, согласно Гегелю – это:

а) самосознание;

б) тождество сознания и предмета;

в) предметное сознание.

8. Второй раздел «Науки логики» исследует:

а) сущность;

б) понятие;

в) бытие.

9. Условием могущества разума является, согласно Гегелю:

а) опора разума на опыт;

б) саморазвитием идеи;

в) способность разрешать противоречия.

10. Диалектика у Гегеля является:

а) отражением развития объективного мира;

б) саморазвитием идеи;

в) методом познания и преобразования объективного мира.

11. Высшей ступенью развития нравственности,

согласно Гегелю, является:

а) гражданское общество;

б) государство;

в) семья.

12. Философия человека, согласно Л. Фейербаху,

должна основываться:

а) на осмыслении мировой истории и культуры;

б) на данных физиологии и медицины.

13. Сущностным свойством человека, по Фейербаху, выступает:

а) любовь;

б) разумный эгоизм;

в) нравственный долг;

г) разум.

14. Выход из отчужденного состояния человечества Л. Фейербах видит:

а) в изменении отношений человека к природе;

б) в изменении отношений человека к человеку;

в) в изменении общественных условий жизни.

Тема 9. Марксистская философия.

Тест № 9.

1. Какая проблема находится в центре внимания К. Маркса в «Экономическо-

философских рукописях 1844 г.»:

а) отчуждения человека;

б) потребностей человека;

в) идеального;

г) материального производства.

2. Что, по мысли К. Маркса, лежит в основе отчуждения человека в обществе:

а) частная собственность;

б) характер труда;

в) социальное устройство общества;

г) нравственные отношения.

3. В чем К. Маркс увидел источник развития общества:

а) в развитии потребностей людей;

б) в развитии производительных сил общества;

в) в научно-техническом прогрессе;

г) в противоречии субъекта и объекта.

4. Что лежит в основе формационной теории истории марксизма:

а) различие в культурных ценностях;

б) способ производства;

в) уровень духовного развития общества;

г) тип государственного устройства.

5. К. Маркс трактовал сущности человека, как:

а) совокупность всех общественных отношений;

б) природное существо;

в) природно-нравственное существо;

г) разумное существо.

6. Что выделяется в качестве движущих сил общественного развития в

марксистской философии:

а) деятельность людей;

б) материальные интересы людей;

в) духовные потребности;

г) идеалы.

7. Материалистическое понимание истории есть:

а) отрицание влияния идейных факторов на общественное развитие;

б) в качестве движущих сил общественного развития

рассматриваются материальные потребности людей;

в) выдвижения в качестве идеала общественного развития общества, которое полностью удовлетворит материальные потребности людей;

г) утверждение определяющей роли материального производства в жизни общества.

8. К какой работе К. Маркс сформулировал тезис о необходимости философии

не только объяснять, но изменять мир:

а) Тезисы о Фейербахе;

б) Экономическо-философские рукописи 1844 г.;

в) Немецкая идеология;

г) Предисловие «К критике политической экономики».

Тема 10. Русская философия.

1. Важнейшие черты русской религиозной философии:

а) антропоцентризм;

б) этический персонализм;

в) положительное всеединство;

г) соборность;

д) космизм.

2. К какому понятию относится определение Н.О. Лосского: «сочетание

свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним

и тем же абсолютным ценностям»:

а) софийность;

б) всеединство;

в) соборность.

3. Социальный идеал В.С. Соловьева:

а) демократия;

б) самодержавие;

в) свободная теократия.

4. Кто о России сказал: «опыт времен для нас не существует. Одинокие в мире,

мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу

человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению

вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы

исказили»:

а) А.И. Герцен;

б) П.Я. Чаадаев;

в) Ю.Ф. Самарин.

5. Представители славянофильства:

а) И.В. Киреевский;

б) А.И. Герцен;

в) А.С. Хомяков;

г) Ю.Ф. Самарин;

д) В.Г. Белинский;

е) К.С. Аксаков.

6. Какую форму государственного устройства считали приемлемой для России

И.А. Ильин и И.Л. Солоневич:

а) монархию;

б) республику;

в) диктатуру.

7. Кого из русских философов называли «Русский Платон»:

а) В.С. Соловьева;

б) П.А. Флоренского;

в) Н.А. Бердяева.

8. Бердяев считал, что зло в мире:

а) от дьявола;

б) от человека;

в) от свободы.

9. Кто из русских философов считал, что существует три мира: макрокосм,

микрокосм и мир символов:

а) митрополит Илларион;

б) Г.С. Сковорода;

в) Владимир Мономах.

10. Кто из философов разделял подобный взгляд на общину: «Община есть то

высшее, то истинное начало, которому уже не предстоит найти нечто себя

высшее, а предстоит только преуспевать, очищаться и возвышаться, ибо это

есть союз людей, отказывающихся от своего эгоизма, от личности своей и

являющих общее их согласие: это действо любви, высокое действо

христианское»:

а) К.С. Аксаков;

б) А.И. Герцен;

в) В.Г. Белинский;

г) И.В. Киреевский;

д) А.С. Хомяков.

Наши рекомендации