Эмпирический и теоретический уровни научного знания, их взаимосвязь.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания – эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпиричес кое и теоретическое исследование. Применительно к познавательному процессу в целом, имея в виду не только научное познание, чаще всего говорят о чувственной и рациональных ступенях познания. Категории “чувственное” и “рациональное”, с одной стороны, и “эмпирическое” и “теоретическое”,с другой, достаточно близки по содержанию, отождествлять их нельзя. Так эмп поз никогда не может быть сведено только к чистой чувствительности. Даже первичный слой эмпирических знаний – данные наблюдений – всегда фиксируются в определенном языке; причем это язык, использующий не только обыденные понятия, но и научные термины. Эмп познание предполагает формирование на основе данных наблюдения – научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации. В этом смысле любые факты науки представляют собой взаимодействие чувственного и рационального. Теоретическое познание также не представляет чистое рациональное познание, поскольку наблюдается переплетение чувственного и рационального. Формы рац-ого познания (понятия, суждения, умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения действительности. Но при построении теории используются также и наглядные модельные представления, которые являются формами чувственного познания, ибо представления, как и восприятие, относятся к формам живого созерцания. Даже сложные и высоко математизированные теории включают в свой состав представления типа “идеальный рынок”. Подобные идеализированные объекты являются наглядными модельными образами (обобщенными чувствованиями), с которыми производятся мысленные эксперементы. Результат этих экспериментов – выяснение тех сущностных связей и отношений, которые затем фиксируются в понятиях. Т о, теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне -- рациональное.

Различие эип и теорет уровней следует осуществлять с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней. Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие:

1) характер предмета исследования. Эмп и теорет исследования могут познавать одну объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по разному. Эмп исслед-е в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей м/у ними. На уровне эмпер познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях. На уровне же теорет познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. 2) тип применяемых средств исследования. Эмпир-е исл-ие базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объктом. Поэтому средства импер исследования непосредственно включают в седя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения. В теорет исл-ии отсутствует непостредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. особенности метода. Методы эмпирического исследования – реальный эксперемент и наблюдене. Теоретические – метод построения идеализированного объекта, мысленный эксперимент с идеализ-ми объектами, методы построения теории ( напр восхождение от абстрактного к конкретному), методы логического и историческог исследования и др.

В реальной действительности эмпир и теорет познания всегда взаимодействуют. Выделение же этих категорий в качестве средств методологического анализа позволяет выяснить, как устроено и как развивается научное знание.

Эмпирический и теоретический уровни имеют сложную организацию. На эмпирическом уровне выделяют наблюдения (первичная информация) и факты (достоверная и объективная информация получаемая в результате обработки наблюдений, при этом установление факта требует применения теоретических положений).

Организация теоретического уровня знаний. 1. Частные теоретические модели и законы – теории относящиеся к ограниченной области чвлений. 2, Развитая теория – обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все частные случаи, и применительно к ней формулируется некоторый набор законов, которые выступают как обобщающие по отношению ко всем частным теоретическим законам.

Ф. и политика.

Политика, согласно Платону и Аристотелю, единая наука об обществе и городе-государстве (полисе). Сейчас под политикой понимают определяе­мые прежде всего экономическими интересами отношения между класса­ми, нациями и другими общностями людей по поводу государственной власти. Политика представляет собой наиболее активную часть надстрой­ки.

В центре политики находится государство — основная организация, особый аппарат власти экономически господствующего класса для управ­ления обществом в целях осуществления своих коренных интересов и целей. Государство вместе с политическими партиями и различными обще­ственными организациями и учреждениями образуют политическую орга­низацию общества.

Теория марксизма объясняет происхож­дение государства расколом общества на антагонистические классы и рас­сматривает его как продукт и проявление непримиримости классовых противоречий эксплуататорского меньшинства и эксплуатируемого трудя­щегося большинства общества.

Разумеется, что и до возникновения государства первобытнообщинный, доклассовый строй имел свою организацию. Но это была неполитическая родоплеменная организация регулирования социальной жизни силой обы­чаев и традиций. По сравнению с родоплеменной организацией государство отличается, во-первых, разделением населения по территориальным свя­зям вместо кровнородственных; во-вторых, учреждением публичной вла­сти, т.е. власти, не совпадающей с массой населения, осуществляемой особыми группами людей. Для содержания противостоящей народу пуб­личной власти и выполнения необходимых общественных работ понадоби­лись неизвестные ранее взносы населения — налоги. С развитием классового общества государственный аппарат все более разрастается, включая особые отряды вооруженных людей (армия, полиция и др.), бюрократические ве­домства, карательно-судебные органы с тюрьмами и т.д. Отличительным признаком государства является также его связь с правом, включая издание законов и других актов, регулирующих имущественные и иные отношени я, закрепляющих нормы поведения.

Основные признаки гос-ва:

1) Публичная власть т.е. власть не совпадающая со всем населением.

2) Суверенитет народа.

3) Территории

4) Монополия на легальной силы.

5) Исключительное право на издание з-на.

6) Право на взымание налогов

Внутренние ф-ции гос-ва:

1) Экономич.

2) Соц. ф-ции.

3) Экологическая ф-ция.

4) Защита прав граждан.

Внешние:

1) Защита границ

2) Интеграция в мировую эк-ку.

3) Защита м/у народной безопасности.

Наши рекомендации