Философия в пространстве культуры

Философия культуры – часть культуры. Ее особенности:

1.В ней осуществляется рефлексия относительно культуры.

2.Рефлексия осуществляется на путях рационально-теоретического мышления.

3.Культура осмысления в ней не в частных своих проявлениях, а как тотальность, как целостность.

4.Философия стремится определить и уяснить смысл и предназначение культуры как тотальности.

5.Философия культуры ставит вопрос об условиях существования культуры и ее различных форм.

Несмотря на рациональность и теоретическую форму изложения, философиярассматривает культуру не отстраненно, а стремится выразить ее духовную жизнь, значит,она в состоянии не просто описывать культуру или выявлять ее закономерности, а показывать творческое «Я» культуры. С этим связана ее способность осмысливать культуру как целостность.

Смысл и предназначение культуры - возвышать и облагораживать человека, пробуждать в его душе лучшие чувства и мысли.

Ситуация, возникшая в 20 веке, дала серьёзные основания говорить о кризисе культуры. Одна из причин кризиса культуры, повлекшей за собой неспособность исполнять собственную миссию, - дифференциация культуры.

Философия в жизненном мире человека

Под философской культурой личности понимается овладение определенным кругом философских знаний и умение применять эти знания в повседневной жизни.

Как изучение философии способствует повышению общей культуры и формированию философской культуры личности?

Это осуществимо через решение ряда задач:

1.расширения сознания. Возникает в силу действия факторов, порождающих опасность сужения сознания. Сужения сознания – это постоянная концентрация внимания исключительно на одном предмете или вопросе, соприкасается с ним.

- специфика профессии накладывает отпечаток на духовный облик человека.

- общение: нужна широта сознания.

2.формирования навыков критического мышления. Критическое мышления откр-ся от способности человека сомневаться. Сократ настаивал на критичности каждого размышления (подвергай все сомнению). Однако на этапе сомнения не надо останавливаться, надо двигаться дальше в поисках позитивного решения.

- Критичность мышления не равно революционности, т.е. не призывает к перестройке бытия.

3.формирования самобытной личности. Связана с особенностями философского знания, с его обращенностью в глубины души и к духовным основам его бытия.

Все достижения человечества основаны на индивидуальной решимости личности, на ее усилиях, предполагает сотрудничество и солидарность людей.

Изучение философии призвано формировать искусство жить в заведомо несовершенном мире. Оно способствует умению концентрироваться. Личность невозможна без внутренней собранности.

ЛИЧНОСТЬ – волевой самобытный центр, созидающий внутренние источники духовной энергии, значит, личность самоценна.

21. Философия: её классика и модерн (общая характеристика)

Философия: модели её генезиса (абсолютная, привнесённая)

Что представляет собой фил-я в учебниках по фил-и?

Представим фил-ю в учебном ракурсе. Основные проекции описания философии: СУТЬ: исторически сложилось 2 проекции, они принципиально различаются:

А). по своим акцентам.

Б). по своим результатам.

Эти проекции не отрицают друг друга и несводимы, невзаимозаменяемы. Онивзаимодополняют! Каждая из них дает усеченное определенное знание об изучаемом явлении. И только вместе взятые они дают цельное конкретное знание. Обозначим эти проекции:

  1. проекция ГЕНЕТИЧЕСКАЯ,
  2. проекция СТАТИЧЕСКАЯ.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ:

- конкретную эту проекцию 2 правилам. Ее акцент – описать появление философского знания.

- Результаты проекции:

А). Фил-я - необходимый феномен в эволюции культуры.

Б). Необходимость философского знания реализуется по-разному. Будем различать 2 версии:

МОДЕЛИ генезиса.

Исторически складываются 2 модели становления фил-го знания:

- абсолютная модель появления философского знания. СУТЬ: не существует внешней фил-ой традиции. Фил-ое знание возникает в данной конкретной культуре. Примеры: воз-ие фил-ого знания в 3 культурах (др.Греция – возникает философия, др.Китай – философское знание, др.Индия – философское знание).

- привнесенная модель. СУТЬ: существует внешняя определенная традиция. Она привносится в ту или иную конкретную культуру. Примеры: появление философии в средневековой…русской культуре.

ВОПРОСЫ генезиса.

СУТЬ:те вопросы, которые формулируют исследователи, реставрируя появление фил-ого знания. Включают в себя список:

Где возникает фил-ое знание? Когда оно возникает?

Различают 2 тональности:

А). Смысл хронологический – речь идет о известной и общепринятой исторической хронологии.

Б). Смысл социальный – на каком этапе появляется возможность философии, и когда она реализуется.

Из чего возникает философское знание?

Обычно этот вопрос фиксируется специальным пунктом «источники появ-я философии». Есть 2 источника:

А). Социальные условия.

Б). Теоретические условия.

Почему возникает философское знание?

Считается, появление философского знания – это ответ на некоторые общественные конкретные потребности.

Каким образом оно появляется? Первые творцы философского знания?

Наши рекомендации