Философия в пространстве культуры
Философия культуры – часть культуры. Ее особенности:
1.В ней осуществляется рефлексия относительно культуры.
2.Рефлексия осуществляется на путях рационально-теоретического мышления.
3.Культура осмысления в ней не в частных своих проявлениях, а как тотальность, как целостность.
4.Философия стремится определить и уяснить смысл и предназначение культуры как тотальности.
5.Философия культуры ставит вопрос об условиях существования культуры и ее различных форм.
Несмотря на рациональность и теоретическую форму изложения, философиярассматривает культуру не отстраненно, а стремится выразить ее духовную жизнь, значит,она в состоянии не просто описывать культуру или выявлять ее закономерности, а показывать творческое «Я» культуры. С этим связана ее способность осмысливать культуру как целостность.
Смысл и предназначение культуры - возвышать и облагораживать человека, пробуждать в его душе лучшие чувства и мысли.
Ситуация, возникшая в 20 веке, дала серьёзные основания говорить о кризисе культуры. Одна из причин кризиса культуры, повлекшей за собой неспособность исполнять собственную миссию, - дифференциация культуры.
Философия в жизненном мире человека
Под философской культурой личности понимается овладение определенным кругом философских знаний и умение применять эти знания в повседневной жизни.
Как изучение философии способствует повышению общей культуры и формированию философской культуры личности?
Это осуществимо через решение ряда задач:
1.расширения сознания. Возникает в силу действия факторов, порождающих опасность сужения сознания. Сужения сознания – это постоянная концентрация внимания исключительно на одном предмете или вопросе, соприкасается с ним.
- специфика профессии накладывает отпечаток на духовный облик человека.
- общение: нужна широта сознания.
2.формирования навыков критического мышления. Критическое мышления откр-ся от способности человека сомневаться. Сократ настаивал на критичности каждого размышления (подвергай все сомнению). Однако на этапе сомнения не надо останавливаться, надо двигаться дальше в поисках позитивного решения.
- Критичность мышления не равно революционности, т.е. не призывает к перестройке бытия.
3.формирования самобытной личности. Связана с особенностями философского знания, с его обращенностью в глубины души и к духовным основам его бытия.
Все достижения человечества основаны на индивидуальной решимости личности, на ее усилиях, предполагает сотрудничество и солидарность людей.
Изучение философии призвано формировать искусство жить в заведомо несовершенном мире. Оно способствует умению концентрироваться. Личность невозможна без внутренней собранности.
ЛИЧНОСТЬ – волевой самобытный центр, созидающий внутренние источники духовной энергии, значит, личность самоценна.
21. Философия: её классика и модерн (общая характеристика)
Философия: модели её генезиса (абсолютная, привнесённая)
Что представляет собой фил-я в учебниках по фил-и?
Представим фил-ю в учебном ракурсе. Основные проекции описания философии: СУТЬ: исторически сложилось 2 проекции, они принципиально различаются:
А). по своим акцентам.
Б). по своим результатам.
Эти проекции не отрицают друг друга и несводимы, невзаимозаменяемы. Онивзаимодополняют! Каждая из них дает усеченное определенное знание об изучаемом явлении. И только вместе взятые они дают цельное конкретное знание. Обозначим эти проекции:
- проекция ГЕНЕТИЧЕСКАЯ,
- проекция СТАТИЧЕСКАЯ.
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ:
- конкретную эту проекцию 2 правилам. Ее акцент – описать появление философского знания.
- Результаты проекции:
А). Фил-я - необходимый феномен в эволюции культуры.
Б). Необходимость философского знания реализуется по-разному. Будем различать 2 версии:
МОДЕЛИ генезиса.
Исторически складываются 2 модели становления фил-го знания:
- абсолютная модель появления философского знания. СУТЬ: не существует внешней фил-ой традиции. Фил-ое знание возникает в данной конкретной культуре. Примеры: воз-ие фил-ого знания в 3 культурах (др.Греция – возникает философия, др.Китай – философское знание, др.Индия – философское знание).
- привнесенная модель. СУТЬ: существует внешняя определенная традиция. Она привносится в ту или иную конкретную культуру. Примеры: появление философии в средневековой…русской культуре.
ВОПРОСЫ генезиса.
СУТЬ:те вопросы, которые формулируют исследователи, реставрируя появление фил-ого знания. Включают в себя список:
Где возникает фил-ое знание? Когда оно возникает?
Различают 2 тональности:
А). Смысл хронологический – речь идет о известной и общепринятой исторической хронологии.
Б). Смысл социальный – на каком этапе появляется возможность философии, и когда она реализуется.
Из чего возникает философское знание?
Обычно этот вопрос фиксируется специальным пунктом «источники появ-я философии». Есть 2 источника:
А). Социальные условия.
Б). Теоретические условия.
Почему возникает философское знание?
Считается, появление философского знания – это ответ на некоторые общественные конкретные потребности.
Каким образом оно появляется? Первые творцы философского знания?